Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наша армия хочет иметь настоящие Силы сдерживания

Но нынче генералы уже не хотят говорить о них вслух…
4 ноября, 1999 - 00:00

В Украине могут быть созданы Силы сдерживания, но принять такое решение — иметь их или не иметь — это задача более высоких инстанций. Об этом заявил командующий ракетными войсками и артиллерией Украины Владимир Терещенко на брифинге в оборонном ведомстве. Понятно, генерал встречался с журналистами совсем по другой причине — по случаю профессионального праздника ракетчиков и артиллеристов Вооруженных Сил страны. Украинские «боги войны» отмечают его третьего ноября. Однако именно разговор о Силах сдерживания представлялся самым интересным. Хотя бы потому, что раньше руководство Минобороны о Силах сдерживания говорило как о совершенном факте, а нынче считает, что лучше ограничиваться только общими фразами...

В основе концепции сдерживания лежит угроза гарантированного применения оружия сдерживания в ответ на агрессивные действия противника. Причем, уровень убытков у агрессора в таком случае должен быть таким, чтобы у врага даже искушения не возникло прибегнуть к силовым действиям в отношении Украины. Так это выглядит в теории. Что же касается практики, то 13 июля этого года министр обороны Украины Александр Кузьмук на собрании офицеров Вооруженных Сил Украины категорически заявил: «На сегодня создано боевое ядро Вооруженных Сил (неядерные силы сдерживания, силы быстрого реагирования). Неядерные силы сдерживания, которые входят в его состав, являются весомым стратегическим фактором сдерживания агрессии».

В свою очередь, в журнале «Наука и оборона», который издается оборонным ведомством страны, в начале года появляется достаточно интересная публикация, где отмечается — в Украине основой арсенала сдерживания должны рассматриваться средства доставки мощных обычных боеприпасов на расстояние от 200 до 500 километров. Такие задачи в значительной степени под силу ракетным комплексам тактического и оперативно-тактического назначения, которыми уже сейчас оснащена армия Украины. А если иметь в виду, что в октябре 1998-го Минобороны объявило об образовании в составе Вооруженных Сил нового соединения — Первой ракетной дивизии, вооруженной ракетами «Скад», то это воспринималось как элемент одной цепи. Сам командующий ракетными войсками тогда заявил: «Процесс создания ракетного соединения осуществлялся в четком соответствии с Концепцией национальной безопасности Украины. Этот шаг обусловлен одним из основных ее положений — о «создании эффективных механизмов по предотвращению возможной агрессии».

Однако нынче Владимир Терещенко намного более сдержанно говорил о Силах сдерживания, рассматривая их, как он неоднократно повторял, только в сугубо теоретическом контексте.

— Мне не хотелось бы полемизировать о вопросе, который недостаточно отработан. Но теоретически существует возможность иметь такой компонент — Силы сдерживания с обычным оснащением. Многие государства, не имеющие ядерного оружия, идут по этому пути. Украине разрешено иметь ракетные системы с дальностью до 500 км. Так что потеря ядерного оружия для Украины не является катастрофой. Наличие ракетных высокоточных комплексов и других систем позволит влиять на противника таким образом, чтобы у него не появилось желания вступить в военную борьбу с государством. Эта идея достаточно перспективна. Я думаю, что если поставить такую задачу, мы имеем право иметь такой компонент в наших Вооруженных Силах, — заверил Владимир Терещенко.

Осторожность генерала в высказываниях можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что конкретный разговор о Силах сдерживания сразу порождает вопрос — кого именно из соседей Украины нужно сдерживать. В таких случаях военные — поскольку они не дипломаты — обычно чувствуют себя неуверенно. Во-вторых, оперативно-тактические ракеты «Скад», которыми сейчас владеет Украина, не являются меткими — на дальности в 300 километров ракета может уклониться от цели на километр. Они не могут быть оружием сдерживания, с чем согласился и генерал. В свою очередь, Россия нынче активно рекламирует свой новый высокоточный оперативно-тактический комплекс с названием «Искандер», называя его оружием XXI века. Ракеты «Искандер», как оптимистично заверяет Россия, могут попасть в футбольные ворота на расстоянии в 300 километров.

Терещенко заявил, что нашему оборонному комплексу под силу произвести не худшее оружие. Конечно, пока — тоже теоретически. Следовательно, нужно, наверное, подождать, когда в арсенале нашего войска появятся действительно меткие ракеты — только тогда, наверное, генералы опять вспомнят о Силах сдерживания. Ибо тогда это будет звучать действительно серьезно и уже не теоретически…

Сергей ЗГУРЕЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ