Как говорят в биологии — есть внутривидовая борьба и межвидовая. Так вот — внутривидовая всегда намного более жестокая. Эту биологическую теорию чуть ли не ежедневно подтверждают украинские политики.
На 12 июля председатель Секретариата Президента Виктор Балога опять готовит «Сталинград» — теперь уже не для Тимошенко, для которой выборы в Киеве (как и планировали на Банковой) обернулись сокрушительным поражением, а для Кириленко и президентской «Нашей Украины». 12 июля — это день, когда партия «Единый центр» планирует провести съезд. Зная Балогу, можно утверждать, что съезд ЕЦ станет шоу, которого давненько в Украине уже не видели: с избранием нового руководителя партии (среди уже озвученных фамилий — Яценюк, Богатырева и сам Балога), с парадом региональных организаций, но главное — с провозглашением «единоцентристской» идеологии партии. И именно в этом направлении Балога планирует нанести сокрушительный удар по «Нашей Украине». «Люди устали от пустых обещаний, они ожидают повышения зарплат и уменьшения цен, поэтому мы — «Единый центр» — займемся конкретной работой на благо всех и каждого, мы, наконец, объединим общество, потому что благосостояние и стабильность — это то, что интересует каждого», — приблизительно такие месседжи ЕЦ сегодня мощно вкладывает в общество, а главное — в уши пока что почетного председателя партии «Наша Украина» Виктора Ющенко.
Следует сказать, что технология создания «Единого центра» фактически дублирует созданный под Кучму блок «За единую Украину!» (как не удивительно, но даже названия этих двух политпроектов весьма похожи). И тот, и другой проект образовывались сверху, методом административного давления на местные органы власти. В «За ЕДУ!» загоняли всех — от председателей сельсоветов до участковых милиционеров и священников. Однако, получив в свое распоряжение невиданный до того времени админресурс, блок смог набрать постыдные 11% на выборах 2002 года. Это было фиаско, на которое «едуны» никак не рассчитывали. Такая же судьба может ожидать и «Единый центр».
Что же касается «Нашей Украины», то теперешние ее проблемы были заложены еще в 2005 году. Постмайданная «Наша Украина» сразу же вобрала в себя людей одиозных, которые стойко ассоциировались с уже крылатым выражением «любi друзi». Фундаментом партии стали Порошенко, Жвания, чуть ли не все тогдашние губернаторы, другие не менее зажиточные господа, суммарные доходы которых, очевидно, смело можно приравнивать к госбюджету страны. Партия быстро приобретала черты бизнес-проекта или точнее — бизнес-клуба, членство в котором давало доступ в высокие кабинеты и на Банковую, и на Грушевского, и в другие, не менее полезные учреждения.
«Любi друзi» правили бал: определяли кадровую политику «НУ», в регионах свое членство в партии использовали как эффективное прикрытие для бизнес-махинаций, а то и — как шантаж в «работе» с местной властью. В конечном итоге, майданная эйфория в обществе постепенно испарилась и «Наша Украина» стала отходить на второй план. Подтверждением этому стали парламентские выборы-2006. Народ не поверил холеным «любим друзям», хотя и с оранжевыми шарфиками на шеях.
В жизни партии наступил второй этап — на авансцену выходит канцелярист Президента Виктор Балога, который был избран главой совета НУ. Он сразу же занялся кадровыми «зачистками» по всей партийной вертикали. Заместителем председателя партии стал земляк и бизнес-партнер Балоги, его «глаза» и «уши» в партийном Центризбиркоме Игорь Криль. Всем становится понятно, что в честолюбивых планах Балоги — должность главы партии.
Однако съезд, который состоялся в марте 2007 года, главой партии избрал Вячеслава Кириленко. Вторым ударом по Балоге и «любим друзям» стали существенно откорректированные Кириленко избирательные списки «НУ».
Имея фракцию, которой можно было бы управлять по мобильному с Банковой, Балога мог рассчитывать на полный контроль над НУ. Однако и этого Криленко Балоге осуществить не позволил — он не подпустил Балогу к формированию избирательных списков, вычеркнув из них почти всех протеже председателя секретариата президента вместе с одиозными «любими друзями».
Поражение, которое потерпел Балога в качестве руководителя избирательного штаба блока НУ-НС, получив на внеочередных выборах весьма скромные 14%, поставило канцеляриста Банковой на черту политического выживания. Чтобы как-то реабилитироваться и удержаться на плаву, Балоге необходимо было срочно взяться за создание нового политического проекта, убедив Президента в том, что «Наша Украина» исчерпала свой потенциал, вместо этого новая политическая сила поможет перекроить электоральные настроения в Украине, прибавив к рейтингу Ющенко голоса Востока и Юга.
Сегодня же, в контексте заявленной им идеологии «единоцентризма», Балога занят созданием широкой коалиции с Партией регионов. Но «группы Балоги», представленной во фракции НУ-НС несколькими депутатами, явно маловато для принятия такого «консолидирующего» решения. Балоге не удастся насобирать 37 депутатских голосов — фракционное большинство — чтобы желанная «ширка» стала реальностью. Депутаты —«нашеукраинцы» прекрасно понимают, что широкой коалиции избиратели им больше не простят.
Может ли ЕЦ стать для «Нашей Украины» серьезным конкурентом? Конечно, нет. Сила НУ — в четкой идеологии, в конкретных посылах, которые партия направляет в общество. Вместо этого «Единый центр» на вооружение взял какое-то странное ноу-хау — идеологию «единоцентризма». С чем его едят, очевидно, не знают даже авторы этой оригинальной идеи.
ЕЦ, конечно, сможет «отщипнуть» у «Нашей Украины» определенные проценты голосов. Не секрет также, что руководство ЕЦ проводит титаническую работу, чтобы переманить к себе региональные структуры «Нашей Украины». Однако, по сведениям СМИ, формирование партийных ячеек на местах в ЕЦ сильно буксует — что было приемлемо в 2002 году, не срабатывает в 2008-м. Людей уже не так просто «загнать» в новый политпроект, даже обещая в несколько раз большую, чем они получали в НУ, зарплату.
Следовательно, этой искусственно созданной партии однозначно не удастся вклиниться между тремя наиболее мощными силами — НУ, БЮТ и ПР. Печальная судьба ЕЦ: не выполнив своей миссии, исчезнуть с политического небосклона так же, как исчез блок «За единую Украину!»