Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наше общество понимает, кого потеряло»

А политический класс — «варится в собственном котле и должным образом не реагирует на подобные внешние вопросы». Эксперты «Дня» — об украинской реакции на смерть Бориса Немцова
6 марта, 2015 - 12:38
«Наше общество понимает, кого потеряло»
КИЕВ. МАЙДАН НАЗАЛЕЖНОСТИ. 2015 г. / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Убийство Бориса Немцова, одного из лидеров российской внесистемной оппозиции, в ночь на 28 февраля шокировало гражданскую среду не только РФ, но и всего мира. Со словами осуждения преступления выступили мировые лидеры, среди которых президент США Барак Обама, президент Литвы Даля Грибаускайте и другие.

Борис Немцов был активным противником нынешнего курса Кремля, российской агрессии в Украине и одним из организаторов антикризисного и антивоенного митинга «Весна», запланированного на 1 марта 2015 года. Кроме этого, как свидетельствуют соратники Немцова, тот готовил материалы, доказывавшие военное присутствие РФ на Донбассе. Это могло стать причиной грубого убийства политика. Немцов погиб. И в российском обществе, в его прогрессивной части, возник вопрос: есть ли в России люди, готовые подхватить и дальше нести «знамя», выпавшее из рук Немцова? Ответ на него российской гражданской среде еще предстоит найти.

Украинское общество тоже остро отреагировало на гибель Бориса Немцова. Эта смерть многих шокировала. Но многих оставила равнодушными — тех, кто особо не интересуется политикой и не понимает, почему Немцов был нужен не только России, но и нам. А как отреагировал украинский политический класс на внутриполитическую агрессию Кремля против друга Украины и одного из немногих россиян, открыто говоривших о войне РФ? Президент Украины Петр Порошенко, премьер-министр Арсений Яценюк, секретарь СНБО Александр Турчинов выразили свои соболезнования в связи с убийством Немцова и призвали к честному расследованию этого дела.

Однако, как и в конфликте на Донбассе, в свою пользу попытался использовать трагедию экс-президент Украины Леонид Кучма. Его преданность, страх перед Путиным и перед будущим правосудием по делу Гонгадзе вылились в оправдание агрессора и очередную спекуляцию на смерти человека. «Я сам прошел через такую трагедию в своей жизни, которая до сих пор не кончается, до сих пор пытается кто-то на этом играть. Я однозначно считаю, что президент России к этому прямого отношения не имеет. Если кто-то хотел сыграть на смерти такого яркого, действительно сильного политика, как Немцов, то это из другой оперы», — отметил Кучма в интервью изданию «Радио Свобода».

Уже давно понятно, что старые политики с запятнанной репутацией не гнушаются ничем, чтобы отбелиться в глазах украинской и международной общественности. Однако поняли ли молодые украинские политические деятели суть, причины и последствия убийства Бориса Немцова под стенами Кремля? И поняло ли это украинское общество?

«НАШ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС ВАРИТСЯ В СОБСТВЕННОМ КОТЛЕ И ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ НЕ РЕАГИРУЕТ НА ПОДОБНЫЕ ВНЕШНИЕ ВОПРОСЫ»

Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований:

— Нельзя сказать, что Борис Немцов был последовательным и настойчивым адвокатом Украины в международных отношениях и внутри России. Для самого Немцова «украинский вопрос» был прежде всего инструментом внутренней российской политики. Вопрос участия РФ в войне против Украины становится ключевым для российской оппозиции, что для нас очень важно и полезно. Борис Немцов был как раз одним из промоторов постановки российской политической «повестки дня».

Когда говорят об убийстве Немцова, то мало обращают внимание на такое обстоятельство, что после сообщений о преступлении, сразу были изъяты все документы изо всех его помещений. Это и может быть мотивацией для данного преступления, ведь даже российские силовики не могут без большой огласки прийти и сделать обыск у оппозиционного политика уровня Немцова.

Украина потеряла в лице Немцова порядочного человека и политика, с которым можно было иметь дело. Но я бы не мог сказать, что это моральный авторитет и фигура, которая выходит за пределы политики. Поэтому украинское общество оказалось чувствительным к этому убийство как к политическому, но не среагировало на него как на моральную трагедию. Это отвечает психологическому состоянию Украины, переживающей много трагедий, в частности, относительно смертей на Донбассе и заключения Надежды Савченко, где мы видим личный моральный выбор украинки.

Что же касается реакции политического класса и частично государственного истеблишмента, то политической компетентности им все же не хватает, чтобы правильно оценить значимость подобных событий и их настоящее политическое содержание. Поэтому реакция была, возможно, не настолько соответствующей ситуации. Новость об убийстве Немцова прошла по всем информационным каналам, но на работе украинского парламента, где кристаллизуется украинская политическая элита, это не отразилось. Это определенным образом характеризует ее незрелость.

О Борисе Немцове отозвалось очень много политических старожилов, которые имели дело с российским политическим классом на протяжении 90-х — 2000-х гг. Но молодое политическое поколение не имеет такого опыта. И здесь вопрос в том, что политическая жизнь Украины и России в какой-то точке разошлась на автономное существование. Но это свидетельствует и о хуторянском уровне нашего политического класса, который варится в собственном котле и должным образом не реагирует на подобные внешние вопросы.

Если говорить о привлечении внимания российского общества к проблеме войны на Донбассе, аннексии Крыма, к феномену «русской весны» и его настоящему содержанию и последствиям, то Борис Немцов был одним из ярких представителей этого политического тренда. Однако далеко не единственным. Действительно, после убийства Немцова, это станет общим направлением активности российской оппозиции. Об этом будет говорить Явлинский, Касьянов, Каспаров и представитель интеллектуального фронта Ксения Собчак. Все эти люди будут привлекать внимание к «украинскому вопросу», не выпустят проблему российской агрессии из фокуса своего виденья и привяжут к ней социально-экономические проблемы РФ.

Вообще говоря, для либеральной российской оппозиции наступило время для появления новых лидеров, и самой большой интригой остается позиционирование Алексея Навального. Он выступал не как либерал, а как националист, но до сих пор не понятно, как он воспользуется нынешним политическим трендом и чью сторону примет. Поддержка Украины — это очень серьезный поворот, учитывая чувствительность Путина и его окружения к украинскому вопросу, ведь на «русскую весну» были сделаны очень большие ставки. Но российская оппозиция будет вынуждена радикализироваться и искать именно такие чувствительные точки. Поэтому произойдет определенный «естественный отбор» — кто готов радикализироваться и ставить «украинский вопрос» на серьезном уровне, тот и останется в российской оппозиции и будет претендентом на политическое наследие нынешнего режима. Другие же останутся в маргинесе.

«МЫ ВИДИМ, СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ БЫЛО НА ПОХОРОНАХ НЕМЦОВА. ПО-ВИДИМОМУ, ЭТО ВСЕ, КТО ОСОЗНАЕТ ПРАВДУ»

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории Украины 20—30-х гг. ХХ в. Института истории Украины НАН Украины:

— Судя по тому, что мы можем прочитать в интернете и газетах, в частности, и в газете «День», смерть Бориса Немцова повлекла бурную реакцию украинского общества. Что касается России, то ее общество абсолютно нам неизвестно и его настоящую реакцию трудно определить. В интернете мы видим убедительные доказательства того, что это было политическое убийство, но 90% российского общества этого не понимает. Мы видим, сколько людей было на похоронах Немцова. По-видимому, это все, кто осознает правду.

Борис Немцов — действительно один из наиболее радикальных политических деятелей. Таких оппозиционеров в России мало. Не знаю, сколько их осталось, может, два, может пять, но этого не достаточно. Настоящей оппозиции в России нет. Она по большей части очень разрознена и иногда даже более реакционная, чем правящие круги. Мне кажется, сегодня трудно найти политиков, способных продолжить дело Немцова. Те, кто мог бы что-то сделать, выехали из России. Мы не представляем, какая атмосфера в этой стране. У себя в квартире люди боятся высказываться свободно. Ситуация чрезвычайно сложная. Те негативные тенденции, которые существовали в Советском Союзе, в частности, патернализм государства, престиж чиновничества и несвобода во взглядах, растут. Даже интернет не помогает, хотя он должен был бы быть независимым источником информации и предоставить возможность свободно обмениваться мнениями.

Сегодня у России нет финансовых источников, чтобы развивать демократические группы. Средний класс полностью уничтожен. Есть только олигархи и так называемые «бюджетники», люди, зависимые от государства. Эта структура опасна для самого населения. Проклятие России — это нефть, газ, все то, что позволяет государству обеспечивать нормальный уровень жизни граждан, но за счет чего это государство тормозит любые тенденции к свободе.

«МЫ НЕ ГОТОВЫ ЖИТЬ ПОД ДИКТАТУРОЙ ХОРОШЕГО ИЛИ ПЛОХОГО, УМНОГО ИЛИ ГЛУПОГО ЦАРЯ. А РОССИЯ ГОТОВА. ЭТО ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНО»

Семен ГЛУЗМАН, правозащитник, бывший диссидент и политзаключенный, психиатр, президент Ассоциации психиатров Украины:

— Не могу ответить на вопрос относительно реакции общества полностью, потому что стоило бы провести социологические исследования. Я могу говорить только о реакции той социальной среды, к которой принадлежу. Для нас это было потрясением и серьезным эмоциогенным событием, но не думаю, что все общество отреагировало так же. Большинство людей в Украине не смотрят канал «Дождь» и мало интересуются российской политикой. Вообще, это интересный вопрос. Возможно, кто-то закажет его Владимиру Паниотто или Валерию Хмелько (украинские социологи. — Ред.). Они могут внести это в омнибус. Что касается моей позиции, то для меня убийство Немцова — это еще один аргумент, что между Россией и Украиной стоит сделать высокую или глубокую границу. Процессы, происходящие  в России, страшны, и они будут ухудшаться. К сожалению, та кровь, которая будет литься там потоками, неотвратимо зацепит и нас, потому что мы рядом.

Я не слишком тепло относился к Немцову. Я не был с ним знакомый лично, но мои оценки как телезрителя — не наивысшие. Он очень искренний и открытый человек. Мне кажется, что для серьезного политика это не лучшая черта. При этом к Украине он относился слишком доброжелательно, а должен был бы быть более объективным. Конечно, все познается в сравнении, и на фоне сегодняшней России мы выглядим как супердемократическая страна. Но у нас есть и свои проблемы. Не такие, как в России, но они есть. С моей точки зрения, Немцов сознательно их упускал, ему казалось это второстепенным. Но в действительности отсутствие реформ — это очень серьезно. Тем не менее смерть Немцова действительно ужасна. Это еще один страшный знак для ближайшего будущего России.

Вероятно, в России остались перспективные политики. Многих из них мы видим сегодня на экранах. Лично я каждый вечер смотрю «Дождь», но вместе с тем понимаю, что этот канал больше популярен среди украинцев, чем среди россиян. Боюсь, что эти политики, которые сегодня выступают, и люди, которые вышли на похороны Немцова, олицетворяют интеллектуальную Москву, а не обычную Россию. Мне кажется, что оппозиционным политикам сейчас просто не позволят определять ближайшее будущее государства.

Не думаю, что недавние события способны сформировать новый тип российского политика. Сахаров, Ковалев и многие другие известные российские демократы — сегодня мы видим, какая большая пропасть между ними и настоящей Россией. Мы, конечно, тоже не далеко ушли. Не стоит переоценивать ментальность среднестатистического украинца. Феномен Майдана — это ответ украинского общества на попытки Януковича стать диктатором. Украинское общество сейчас другое. Мы не готовы жить под диктатурой хорошего или плохого, умного или глупого царя. А Россия готова. Это очень печально.

«У НАС ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ НЕМЦОВА  — ПОНЯТНОЕ И АДЕКВАТНОЕ. УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОНИМАЕТ, КОГО ПОТЕРЯЛО»

Евгений ГОЛОВАХА, социолог, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:

— Для украинского общества и для Украины гибель Бориса Немцова — великая потеря. Немцов был одним из немногих россиян, кто откровенно высказывался по поводу российской агрессии и аннексии Крыма, все называл своими именами. Этот человек давал надежду, что в России может что-то измениться в позиции относительно Украины.

У нас отношение к смерти Немцова — понятное и адекватное. Украинское общество понимает, кого потеряло, потому что голос Бориса Немцова был довольно слышимым у нас. В Украине постоянно воспроизводили его тексты, он неоднократно выступал на Майдане, еще во времена Помаранчевой революции. Он довольно известный в Украине, чтобы делать выводы о его роли в украинско-российских отношениях. Нет вопросов для украинцев, а вот в России очень странная реакция на эту смерть.

С молодыми политиками в России большая проблема. Целое поколение в этой стране росло на имперских идеях. Те, кто застал Советский Союз, — а таким был Немцов и его поколение — понимают, куда идет Россия и от чего пытается уйти Украина. Собственно, это проблема воссоздания постфеодальной, постсоветской системы, которая базируется на неуважении к человеческому достоинству, на приоритете государственнических идей. Люди, которые видели это в СССР, хорошо понимают, что сейчас происходит в России.

В условиях  тотальной пропаганды подавляющее большинство молодых людей не понимают, к чему может прийти Россия. Молодежь естественно воспринимает то, что происходит. Эта проблема возникает, когда один клан или человек руководит страной десятилетиями. Естественно, у Бориса Немцова есть последователи. Но где публичная трибуна, на которой могут выступать эти молодые люди? Для оппозиционной среды выступать открыто очень трудно из-за большого давления. Нужно иметь большое мужество, которое было у Немцова, чтобы реализовываться в этом пространстве. Обычно молодые люди в России либо некритично воспроизводят существующую систему, либо прибегают к внутренней эмиграции. Последнее — массовое явление для образованных и либеральных россиян. Хотя люди, которые открыто протестуют, в России есть. Но не вижу нормального механизма их появления.

Впрочем, и в Украине трудно воспроизводить самостоятельных молодых политических лидеров. Большая проблема и наша, и России, что молодое поколение не занимает серьезных позиций в современной политике. Даже если сначала новые лидеры их удерживают, потом понемногу приспосабливаются к общей системе.

Возможно, новые политики в России будут. Но не знаю, какую нужно иметь харизму, волю и отсутствие страха для того, чтобы открыто представлять оппозиционное. В российском обществе создана тотальная атмосфера неприятия любой оппозиционной деятельности. Те, кто имеет волю для сопротивления власти, составляют серьезную угрозу для нее. И все силы пропаганды направлены на то, чтобы дискредитировать оппозиционеров всеми средствами. Последнее, к чему прибегают, — политическое убийство.

Конкретные имена назвать сложно. Довольно известный оппозиционер — Алексей Навальный, Илья Яшин, тот же Илья Пономарев, который осмелился голосовать против аннексии Крыма. Есть новые политики, которые появились в течение последних десяти лет, но это — единичные случаи. Также этим людям не хватает харизмы, которая была у Бориса Немцова. У Немцова была жизненная сила, которая многих привлекала. Это свидетельствовало, что может быть энергия и у оппозиционного движения. Если бы таких политиков, как Немцов, в России была целая волна... Но одного Немцова — мало.

«В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ НЕТ ЗАПРОСА НА НОВЫХ ПОЛИТИКОВ, ТЕМ БОЛЕЕ МОЛОДЫХ»

Вадим ВАСЮТИНСКИЙ, социальный психолог, профессор:

— Украинское общество отреагировало на смерть Бориса Немцова вполне адекватно. Это убийство включили в общий контекст украинско-российских отношений: войны, отношения к Путину и власти России в целом. Реакция украинцев на гибель оппозиционного российского политика почти здоровая, в контексте реакции на всю кризисную ситуацию.

В российском обществе сегодня нет запроса на новых политиков, тем более молодых. Там слишком доминирует идея Путина. Не Путина как личности, а идеи, привязанной к нему. Якобы Путин поднял Россию с колен, все делает правильно и тому подобное. На этом фоне не вижу перспективы появления политиков, которые могут составить реальную политическую оппозицию Путину. Дело не в конкретных личностях, а в массовых настроениях. Впрочем, это не гарантирует, что Путин еще долго будет у власти.

Первичным является не формирование молодых политиков. Молодые политики появятся тогда, когда будут нужны обществу. В том, что в России есть несколько тысяч молодых одаренных деятелей, которые бы хотели взять на себя функцию яркого лидера, не сомневаюсь. Но дело в том, что они почти никому не нужны. В этом трагедия российского общества, абсолютное большинство которого не нуждается в обновлении. Попытки заменить Путина будут воспринимать негативно.

То, что большая часть россиян более-менее откровенно радовалась гибели Немцова, тоже правда. Это вписывается в общую «грязь» массового сознания в России. Это что-то вязкое, где-то в глубине перепуганное. Это общество словно должно отказаться от имперской идентичности, есть необходимость изменений, и это вызывает дискомфорт, пугает россиян. Поэтому они хватаются за все, что может их удержать в нынешнем статусе. Отсюда поддержка агрессии против Грузии, Молдовы, Украины, психопатическое поведение в отношении США и Европы. Этот контекст вписывается в личность Путина. По оценками нормального общества Путин — социопат, а в России он «звезда». Это указывает на патологическое состояние российского общества.

В России есть несколько десятков людей, которые доблестно и адекватно поддержали Украину. В основном, они не политики. Это — Лия Ахеджакова, Андрей Макаревич. Но даже единомышленники не воспринимают их всерьез, потому что это — не политики. Их позиция очень проигрывает перед позицией власти.

Не знаю, кто мог бы адекватно говорить об Украине от имени большой части российского общества. Оппозиционеров в России немного, и на фоне высказываний власти их мнение почти ничего не значит. Можем их слушать, благодарить их, но не можем рассчитывать, что сказанные ими слова играют существенную роль внутри России.

Подготовили Мария ПРОКОПЕНКО, Елена БЕРЕЖНЮК, Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ