Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не «адвокат», а партнер

Чехия поддержит движение Украины в НАТО
23 ноября, 2002 - 00:00

Пражский саммит НАТО, как предполагается, серьезно повлияет на Украину. Накануне этого события агентство Defense Express поинтересовалось мнениями Чрезвычайного и Полномочного Посла Чешской Республики в Украине господина Карела ШТИНДЛА и военного атташе при Посольстве Чешской Республики в Украине полковника Мирослава МЮКА относительно роли и перспектив Пражского саммита, а также политического и военно- технического сотрудничества между Чешской Республикой и Украиной.

— С 1997 года не продвигается подписание двух важных договоров между ЧР и Украиной: во-первых, о военно-техническом сотрудничестве, и, во-вторых, о взаимной защите секретной информации. Насколько они нужны и что можно было бы сделать для их подписания?

Мирослав МЮК: Эти два очень важных договора сейчас находятся в процессе подготовки. Они очень важны как для военно-промышленного комплекса Украины, так и для повышения возможностей сотрудничества между нашими фирмами, работающими на ВПК. Думаю, что в конце этого или начале следующего года документы будут готовы к подписанию на уровне министров обороны и других соответствующих официальных лиц. После подписания они могут придать новый импульс двустороннему сотрудничеству, в частности, в сфере ВТС.

Карел ШТИНДЛ: Договор о взаимной защите секретной информации также будет очень полезен для передачи опыта по реформированию армии. Тогда мы сможем обсуждать больше подобных вопросов.

— В этому году для переброски медицинского госпиталя в Кабул (в рамках антитеррористической операции) ЧР воспользовалась услугами российской авиатранспортной компании «Волга-Днепр». Однако Украина находится гораздо ближе, и могла бы предоставить те же услуги на более приемлемых условиях. Будет ли ЧР в будущем пользоваться этими украинскими возможностями?

М.М.: Здесь проблем очень много. Но я сам участвовал в прекрасной презентации «Украинской авиатранспортной компании» (УАТК) МО Украины. И там уже была предложена возможность сотрудничества не только представителям ЧР, но и другим государствам. В МО ЧР занимаются этим вопросом. Если возникнет необходимость в транспортных средствах, которых у нас нет, то мы будем решать этот вопрос в контакте с УАТК или с фирмой Антонова, не зацикливаясь лишь на «Волге-Днепре». Подчеркиваю, что я не вижу и не хочу видеть в этом политического подтекста.

— Украинский завод «Мотор- Сiч», производящий авиадвигатели, вполне мог бы поставлять их и для нового чешского самолета «Л- 159». Насколько реальной была бы организация сотрудничества между «Мотор-Сiч» и чешским заводом «Аэроводоходы»?

М.М.: Процесс и переговоры идут. Предпринимаются постепенные шаги. Например, переговоры продолжатся в Чехии в конце ноября во время визита украинской делегации в Прагу. Многое зависит от обеих сторон. Но надо понимать, что это — компетенция не минобороны Чешской Республики, а самих предприятий. Кроме этого, «Мотор-Сiч» — это государственный завод, а «Аэроводоходы» — самостоятельный. Он предлагает свои возможности оборонному ведомству ЧР, но не находится под его руководством.

К.Ш.: Мы оба недавно сопровождали делегацию «Аэроводоходов» во время поездки в Запорожье. По-моему, там начались очень предметные переговоры. На днях в Чехию выезжают представители «Мотор-Сiч». Так что с уверенностью можно сказать, что практические шаги продолжаются.

— Какие результаты Пражский саммит НАТО может принести Чешской Республике?

К.Ш.: Мы надеемся, что это подтвердит наш авторитет и организаторские способности. Мы молимся об этом. Также надеемся, что саммит укрепит связь между США и Европой — евро-атлантическую связь. Мы всегда приветствовали участие США в деле обеспечения безопасности Европы, что в целом усиливает боеспособность НАТО. Есть и сугубо чешское ожидание — чтобы Словакия стала полноправным членом НАТО и других евро-атлантических структур.

— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Украине и возможные итоги Пражского саммита НАТО для Украины?

К.Ш.: Саммит должен заложить основу для продолжения и углубления процессов, которые начались в Рейкьявике, в Киеве 23 мая и в июле и т.д. К сожалению, «Кольчуга» привнесла некоторые проблемы, но несмотря на это, процесс будет продолжаться. И мы надеемся на соответствующее содержание плана действий для Украины по интеграции в НАТО, который сблизит ваши внутренние стандарты, процедуры, подходы и ценности с НАТОвскими. Надеюсь, что этот план серьезно поможет Украине и в подготовке нормативно-правовой базы. Посольство ЧР, кстати, распространило среди украинских экспертов документ с перечнем законов, принятых Чехией по пути в НАТО.

М.М. — За последние годы Украина выполнила много задач по реформированию своих ВС. Но из опыта знаю, что предстоит выполнить еще больше. Оценивать состояние ВС очень сложно, особенно когда они находятся в переходном периоде. Но 23 мая показало ваше основное направление, в т.ч. и для ВС. Пражский же саммит должен принести Украине подтверждение необходимости продолжения этого пути. При возникновении у Украины вопросов и инициативы мы готовы максимально поделиться нашим опытом, например, по структуре и организации ВС. И Посольство ЧР в Украине уже много делает для этого.

К.Ш.: Самым главным результатом Пражского саммита для Украины должно стать понимание того, что для достижения определенных результатов ей нужно немало времени, т.к. стартовые позиции страны были слабыми. Но думаю, что Пражский саммит приободрит Украину и придаст ей стимул к скорейшему достижению целей, обозначенных в декларации от 23 мая.

— Какими вы видите пути выхода отношений Чехия—Украина на новый уровень?

К.Ш.: Официальная внешнеполитическая концепция ЧР по отношению к Украине, одобренная Парламентом ЧР, гласит, что нашим стратегическим интересом является независимость, наличие демократической системы, рыночной экономики и социального процветания граждан Украины. Мы стараемся реализовывать эту концепцию. Правда, надо признать, не всегда успешно. Некоторое время даже существовало определенное охлаждение. Хотя это было не только по вине чешской стороны.

Нас очень обрадовало решение СНБО Украины от 23 мая. Уже 1,5 —

2 года мы ощущаем подъем украинской экономики. Сейчас в Украине находится делегация чешского парламента. И она отмечает, как идут на поправку сферы охраны здоровья, выплаты зарплат и социального обеспечения в Украине. Это еще далеко не образцовый уровень, но мы понимаем его как начало пути. Все это улучшает основы для развития наших двусторонних отношений. Мы будем стараться интенсифицировать наши политические отношения, например, путем приглашения в Украину чешских парламентских комиссий по международным вопросам и безопасности. Мы пригласили министра иностранных дел Украины посетить Прагу. Будем углублять и наши коммерческие отношения. Украинскими рынками интересуется все больше чешских предпринимателей. О вашем аналогичном интересе не стоит и упоминать. Можно нарастить такие сферы сотрудничества между ЧР и Украиной, как экспорт изделий чешской машиностроительной отрасли в Украину, сотрудничество с «Мотор-Сiч», импорт сельскохозяйственных продуктов из Украины (молочные изделия и т.д.).

М.М.: Медленно, но усиливается двустороннее военное сотрудничество. Было бы хорошо, чтобы мы стали выполнять все задачи, которые мы планируем нашими оборонными ведомствами в конце каждого года. Следует отметить, что это сотрудничество идет правильным путем. Пока что мы изучаем друг друга и ищем совместный путь к улучшению сотрудничества. Сейчас МО ЧР очень жестко требует, чтобы реализовывались только эффективные мероприятия, желательно на уровнях МО и ГШ ЧР. Выбрасывать деньги на ветер никто не хочет. Я очень рад, что с прошлого года в Украине тоже растет понимание необходимости эффективного распределения средств и их использования, в основном, для мероприятий межгосударственного или межведомственного уровней. На этом фоне мы сейчас дорабатываем план двустороннего сотрудничества на 2003 г. Что касается обмена опытом, то при наличии конкретных вопросов будут и конкретные ответы. Под общие планы деньги не дадут. В среднем, из плана на 2002 г. выполнено до 75% мероприятий. Между нами не так много мероприятий, как у нас со странами Западной Европы и стратегическими партнерами, типа США. Но мы реально смотрим на эти вещи: если, к примеру, между нами не устраиваются курсы по изучению иностранных языков, то зато проходят встречи главнокомандующих, начальников генштабов, министров обороны.

— Ваши самые сильные впечатления от пребывания в Украине?

К.Ш.: При схожести конституций Украины и России, украинское общество коренным образом отличается от российского: украинцы более активны, а россияне ждут, чтобы за них все решал «царь-батюшка». Поражен красотой Киева и Днепра. На меня большие реки вообще действую магически. Как верующий человек, конечно же преклоняюсь перед киевскими духовными святынями.

СПРАВКА

К.Штиндл находится в Украине с весны этого года. Благодаря огромному опыту дипломатической работы, он был приглашен на работу в Украину уже с заслуженного отдыха. Работал в СССР в 1967—1968 гг. и в России в 1991 г., а до назначения в Украину шесть лет был послом ЧР в Польше.

Сергей ЕРEМЕНКО (Defense Express) для «Дня», фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ