Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не Малороссия!

1 октября, 2003 - 00:00

Очаков, Днепро-Бугский лиман. Между пляжем и Кинбурнгской косой, которая отделяет лиман от моря, ходит с курортниками катер — борта сине-желтые, на носу герб СССР, над рубкой сине-желтый флаг, и название «Седой капитан» выведено на русском языке на левой стороне. Правда, голова капитана катера вовсе не седая, а украшена черным коротко стриженым бобриком с чуть заметными серебристыми вкраплениями. Познакомились, разговорились. Бывший морской офицер Виктор Куц украинец по происхождению, сам в общем разговаривает по-русски, но украинский язык хорошо понимает и в самом начале беседы переходит на государственный язык, но хорошо приправленный суржиком. Служил он здесь, в Очакове, сейчас на пенсии, в курортный сезон зарабатывает перевозкой отдыхающих. В другие месяцы работу в городе найти очень трудно. Катер не его, а принадлежит частному хозяину. Окрашено плавсредство, говорит, без какого-либо символического значения, а сине-желтый флаг подняли на мачту, чтобы засвидетельствовать принадлежность его государству — Украине. Тому, где они живут и ходят по морю. Что для него это государство? Родная страна, где сейчас много несчастных людей. Очаков, например, как разъедутся отдыхающие, замирает до нового сезона, поскольку не работает ни одна фабрика, ни один завод. К людям капитан относится в соответствии с их характером, поведением, а не национальной принадлежности. Герб СССР он с друзьями где-то отыскал и отремонтировал специально, а потом повесил на катер как экспонат. Считает ли, что со временем у нас в стране станет лучше жить? Думает, что лучше он уже жил, а от бывшей хорошей жизни остался только этот самый герб на носу судна.

Через тот же лиман на косу и назад ходит другой катер — «Гермес». Капитан Алексей Алопский рассказывает о себе охотно: он также отставной военный, дед его, Василий Алопский — украинец по происхождению (возможно, с примесями польской крови), имел собственный кирпичный завод и был уважаемым в городе человеком. Большевики завод экспроприировали, а деда выслали на Соловки, где тот бесследно исчез. Мать шкипера — русская из Оренбурга, отец был цирковым борцом (кеп телосложением сам атлет). Катер этот и немного меньший «Гермес-2» Алексей выкупил в складчину с братом, и теперь они зарабатывают транслиманной перевозкой. Капитан говорит, что его лично мало интересует национальная принадлежность людей, с которыми приходится жить и работать в родном городе — только бы все жилы между собой мирно. Как он относится к независимости Украины? Ностальгии по временам Советского Союза не чувствует. Главное, по его мнению, чтобы в нашем государстве ее граждане имели возможность заработать себе на жизнь, и чтобы был в ней порядок. А в общем, уверен А. Алопский, сейчас нет бывшей закрепощенности людей, и тот, кто имеет голову на плечах и желание работать, может более-менее прилично жить. Сам говорит по-русски, потому что учился в русской школе, и в городе, говорит, на русском языке разговаривает большинство.

Хотя, официальная статистика утверждает (цифры предоставили в горисполкоме Очакова), что во время общеукраинской переписи населения в декабре 2001 года украинский язык назвали родным более 68% горожан или на 13% больше, чем согласно переписи 1989 года, проведенной в СССР, и одновременно в городе почти на 9% стало меньше людей, которые родным признают русский язык. В общем из 17 тысяч жителей города почти 13,4 тысячи человек (это больше 78,3%) во время последней переписи указали, что считают себя украинцами, а больше 3,1 тысячи горожан (18,4%) — русскими. Однако на улицах, рынках, в магазинах, маршрутках Очакова государственный язык (преимущественно в виде суржика) звучит не так часто, как вытекает из пропорций статистики, но значительно чаще, чем можно было ожидать в этом южном регионе страны. Впрочем, прямо таки в соответствии со статистическими пропорциями, украинские корни имело большинство очаковцев, с которыми пришлось общаться автору этих строк...

Медсестра Светлана Книга (урожденная Лисогор) — молодая красивая женщина, выросла в украинской семье и в украинском селе на Николаевщине, в детстве с родителями переехала в Очаков. В курортный сезон во время отпуска работает массажисткой в санаториях. Разговаривает на русском языке и о Советском Союзе уже не вспоминает, однако жалуется, что во времена независимости жить стало тяжелее. Заработки у нее небольшие и экономить приходится даже на конфетах для дочки- первоклассницы. Считает, что власть (как центральная, так и местная) о людях не заботится, и на выборах не из кого выбирать.

Организатор экскурсий Ольга Тюренкова — русская, давно с семьей живет в этих местах и никуда выезжать не собирается. Рассказывает, что гиды, преимущественно учительницы из Николаева, проводят экскурсии на русском языке, поскольку довольно много приезжает курортников из России.

Заботы городского головы Очакова Анатолия Карпенко (он впервые избран в 2002 году) в принципе очень похожи на заботы мэров других городов — откуда взять деньги в городской бюджет, как привлечь инвестиции, как построить котельные и дать тепло в квартиры, воду, как должна развиваться курортная инфраструктура — перечень может выйти очень длинным. Мэр, сам бывший командир военной части, говорит, что Очаков раньше был не только курортным городом, но и базой дислокации довольно крупных армейских и флотских соединений и частей, и поэтому около трети его жителей — бывшие военные. Себя он называет русско-украинцем (мать — русская). Большие надежды на лучшую жизнь, которые связывались с провозглашением независимости Украины, по его мнению, не оправдались. Мэр говорит, что считает себя членом КПСС и сохранил партбилет, хотя сейчас ни в какую партии не входит. Однако считает, что Советский Союз как страну восстановить уже невозможно, но следует объединять усилия, прежде всего, с бывшими соседними республиками на основах открытых границ, свободной торговли на взаимовыгодных условиях, совместного разрешения энергетических проблем. Причем, по его словам, российские предприниматели проявляют значительно большую активность во внедрении в городе бизнес-проектов, чем украинские.

Еще факт статистики — по данным, которые предоставила «Дню» заместитель председателя Очаковской райгосадминистрации Гражина Антонова, в районе, «столицей» которого является Очаков, живет также около 17 тысяч человек, а доля украинского населения еще большая, где-то 85%. Т.е., если исходить сугубо из этнического состава, этот регион можно считать более украинским, чем многие другие на территории нашего государства. Сложнее дело с языковой ситуацией, но и здесь положение вряд ли может считаться экстраординарным. Хотя вряд ли приятным для государственного языка является то, что в курортных зонах здесь практически нельзя найти украиноязычных газет и что в эфире FM-радиостанций, в кафе, на дискотеках, тех же катерах сплошь звучит русская попса. Однако ропот на русификацию юга страны (Крым в этом контексте следует рассматривать отдельно) и низкое государственническое сознание местного населения, который периодически приходится слышать от тех или иных политиков из правого лагеря, свидетельствуют, скорее, о приверженности последних к устоявшимся стереотипам и неспособности своевременно ревизовать их. Понятно, что не могут не тревожить данные социологических опросов, которые фиксируют ощутимые колебания настроений наших сограждан вокруг существенных вопросов, связанных со становлением Украины, как независимого государства. Причем часто больше всего негативных оценок приходится на восточные и южные регионы. Причину определенного разочарования людей социологи также указывают довольно уверенно — это обеднение значительных прослоек населения. Собственно описанные выше встречи в Очакове (в общем их было больше) могли бы считаться в определенной степени примерами отмеченных тенденций. В то же время очевидно (об этом свидетельствуют также и упомянутые разговоры, и другие наблюдения автора), что в тех краях люди в подавляющем большинстве воспринимают независимость Украины как естественное положение вещей, осознают себя ее гражданами и именно с отмеченным фактом связывают свои виды на будущее. В этой стране они хотят прилично жить, ощущать себя достойными гражданами, рожать и воспитывать детей в надежде, что на родине их ожидают хорошие перспективы. И верхом бессмыслицы было бы ставить вопрос о радикальной деруссификации как названных регионов, так и Украины в целом, призывы к чему иногда раздаются в определенных кругах отечественного политикума. В таких вопросах усиленное давление несомненно вызовет обратную реакцию, поскольку будет задевать сферу укорененных симпатий. В то же время все более неотложной в украинском государстве становится проблема защиты титульного народа от культурной и информационной экспансии со стороны России, вследствие которой размываются как языковые, так и другие народные основы самоидентификации украинцев. А поэтому, думается, что более продуктивным со стороны сил, которые заявляют о необходимости деруссификации, было бы сосредоточение усилий на разработке, последовательном отстаивании и пропаганде системной культурной, информационной, языковой и образовательной политики государства. И эта политика должна быть направлена как на обеспечение самореализации титульного этноса, так и сохранение и приумножение культурных достижений других народов, которые населяют нашу страну, с перспективой конституирования украинцев как политической нации. На уровне Конституции и отдельных законов определенные важные направления взяты, но следует признать, что за 12 лет независимости Украины они развиты слабо.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ