Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не старая и не новая». Но другая?

13 мая, 2005 - 21:12
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:

— Оценивать сегодня есть смысл не столько результаты, сколько тренды заложенных и декларируемых решений новой власти, поскольку они проявили себя только в конце второго квартала. Но можно дать оценку тем действиям, которые уже совершены и совершаются сегодня, и заявлениям, которые можно оценивать по системности и по характеру. Я очень критически отношусь к выражению «новая власть», потому что оно должно предполагать новое качество отношений всех ветвей власти, а не только новую президентскую команду и новое правительство. Это же новое качество власть только должна построить.

Заметна огромная концентрация внимания этой власти на социальном статусе. Она очень много говорит о том, что она — народная. И я не считаю это случайным. Это классический прием, известный в истории, когда определенная общественная прослойка, получая власть, пытается говорить на языке общества. Но, по-моему, чем больше этот язык будет преобладать над реальными экономическими задачами, тем больше новая власть будет терять доверие тех прослоек, которые сделали ставку на нее.

Еще одна характерная черта этой власти. Мы видим, что сегодня в ее системе есть несколько центров модерации. Имею в виду не центры влияния, а центры, из которых исходят различные варианты решений тех или иных проблем. В частности, без сомнения, это личность премьер-министра — не правительственная команда, а именно Юлия Тимошенко. Во-вторых, это часть новообразованной партии Народный союз «Наша Украина», где есть несколько креативных политиков, которые очень часто работают на публике. Это приводит к политическим спорам о стратегии и содержании политики. Ну и, конечно, это личность Президента.

Меня также очень огорчает, что даже первое лицо говорит о том, что есть старые кадры и новые кадры. Но новая власть должна понимать, что она также не старая и не новая. Она действительно изменилась. Но следует дать шанс и тем людям, которые остались вне власти. Не следует огульно применять критерий «старые-новые». Так можно потерять электорат, доверие региональных элит.

Виктория ПОДГОРНАЯ , директор Центра социально- политического проектирования:

— Было бы очень большой наивностью считать, что за 100 дней можно сделать существенные шаги. Первые сто дней — это поле экспериментов для новой власти. Но вопрос в том, имеет ли это поле какие-то жесткие рамки, есть ли у новой власти четкая стратегия изменений в политической, экономической, социальной сферах. Я вижу, что на сегодняшний день есть очень много желаний: изменить ситуацию, выглядеть иначе, чем команда Кучмы, и каким-то образом сломать тот режим, который существовал все предыдущие годы. Именно проведение реформ вызывает реальные изменения. Пока что это отражается только в стилистике и некоторых заявлениях.

Обращает на себя внимание позиция правительства, потому что это касается большинства граждан Украины. Многие называют заявления премьера Юлии Тимошенко популизмом. Мне же кажется, что в этом популизме кроется не только желание быть привлекательными для большинства граждан Украины, — а это довольно сознательная стратегия премьер-министра для того, чтобы овладеть левым электоратом. То есть она сознательно продвигается в своих действиях на левый фланг. И учитывая, что большинство населения Украины — пожилые люди, а также уровень их пожеланий, те формулы, которые предлагает премьер, говоря о бензине, яйцах, мясе, выглядят очень привлекательными для граждан, особенно малоимущих. Но, с точки зрения взвешенной экономической стратегии, это довольно трудная ситуация, потому что эксперты-экономисты и представители не таких бедных прослоек населения, в частности, малый и средний бизнес, обращают внимание на то, что такая политика премьера не учитывает интересы тех людей, которые стояли на Майдане.

Второе — это позиция Президента. Я считаю, что Виктор Андреевич очень хорошо справился со своей задачей — в первую очередь на внешнеполитическом фронте. Он развил успех оранжевой революции и на самом деле изменил отношение Запада к Украине, получил большой кредит доверия к действиям новой власти. Это большой успех для команды В. Ющенко.

Отдельно хотелось бы сказать о новообразованной партии «Народный союз «Наша Украина». Я присутствовала на съезде, и, к сожалению, у меня есть очень много вопросов к формуле, по которой была создана эта партия. Потому что она посягает на очень большой кусок электората без четкого прицела. Возможно, ориентация на электорат Виктора Ющенко — это правильный путь, чтобы получить победу в 2006 году, но в этом проекте есть очень большая опасность в будущем. Потому что такая партия с такими разными взглядами людей, входящих в нее, не может быть достаточно стойкой.

Дмитрий СТУС , вице-президент Ассоциации украинских писателей:

— За первые сто дней новой власти я не замечаю очевидных достижений, как и, наконец, очевидных разочарований. С каждым днем новое руководство государства все больше уподобляется старому и в экономике, и в культуре, науке... Досадной потерей и в то же время позитивом считаю то, что украинское общество постепенно отходит от эйфории и начинает относиться к этой власти, как к любой другой.

Что касается культурной политики, то декларируемые намерения государства поддерживать отечественное книгоиздательство так и остались намерениями. Наконец, так же ничего не воплощено в жизнь и во всех других сферах культуры. Прежде всего это касается «круглого стола», организованного режиссером Сергеем Проскурней и журналистом Сергеем Васильевым по просьбе Николая Томенко, на котором специалисты высказали свое видение первоочередных задач оптимизации культурной политики. В частности, были сформулированы четыре главных принципа деятельности тогда еще Министерства культуры и искусств Украины, а ныне Министерства культуры и туризма, а именно: конкурентоспособность, открытость, общественный контроль, гласность и прозрачность в принятии решений. Как видим, все это оказалось никому не нужным. Вместо этого наблюдаем непонятные процессы вокруг Театра русской драмы имени Леси Украинки. Деятелей культурных учреждений обвиняют в нарушении законодательства, которое мало учитывает современные реалии.

К сожалению, пока не идет речь о разработке культурных технологий. Пока существует система поддержки лучших или худших, но субъективно выбранных государственных проектов подобно фестивалю «Таврійські ігри». Надеюсь, в ближайшее время будет сделана попытка запустить технологии в культуре и науке и будет видно, куда вкладываются деньги и какую они дают отдачу.

Владимир МУЛЯР , доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук Житомирского государственного технологического университета:

— В первые 100 дней новой власти четко просматривается жажда премьер-министра и правительства продемонстрировать хороший результат работы за короткий срок. Это совпадает с тем, что было заявлено нынешними руководителями во время оранжевой революции. Мне нравится стиль работы Юлии Тимошенко — она демонстрирует открытость, и это повышает ее рейтинг и рейтинг правительства в обществе.

В то же время проблемой остается согласованность действий министерств и ведомств. В мире считается, что ста дней достаточно для того, чтобы разные звенья новой власти смогли «притереться», но это, по-видимому, не для Украины. Проблемой является также влияние на действия правительства будущих парламентских выборов, поскольку новая власть хочет закрепить свою победу на президентских выборах.

Некоторую обеспокоенность вызывает так называемая революционная целесообразность в действиях правительства и желание установить социальную справедливость кратчайшим путем. А он не всегда бывает правовым. В государстве, особенно в неправовом (а Украина, несмотря на все заявления, пока является таковым), достижение социальной справедливости нередко происходит вне границ правового поля.

Михаил ПОДГАЙНЫЙ , старший научный сотрудник Херсонского краеведческого музея:

— Моя общая оценка деятельности правительства позитивна. Но, пожалуй, некоторые персоналии стоило бы все-таки заменить, например, генерального прокурора. Мне кажется, что соотношение революционных и консервативных решений достаточно сбалансированно, хотя хотелось бы чуть больше революционности. Думаю, что популистская политика демократического правительства за год до выборов практически неизбежна — это «закон природы». И это делается в ущерб стратегическому развитию государства. Кроме того, считаю, что фальсификаторы всех уровней, от заказчиков до исполнителей, должны быть наказаны, чтобы в будущем другим не повадно было.

Сергей БЕЛОБОРОДЬКО , политолог (Харьков):

— Можно сказать, что обещания правительства, предвыборной программы Президента выполняются. Среди недостатков можно отметить то, что, возможно, за своими безусловно необходимыми зарубежными поездками Президент несколько проглядел кадровый вопрос с назначениями. Во многих случаях они были сделаны без менеджерского и психологического анализа. Некоторые моменты, как со Зваричем например, просто дискредитируют правительство. Внутренняя политика правительства оставляет желать лучшего, так как команда достаточно разношерстная, в которой сталкиваются интересы подгрупп, семей. Не все революционеры должны были занять посты, на которые они претендовали: ответственность очень большая. И все же положительные результаты первых ста дней видны.

Александр ДОКТОР , депутат Ужгородского городского совета:

— В контексте разговора о ста днях деятельности нового правительства я бы говорил в первую очередь о таких негативных моментах. Среди них самый первый — бюджетный кодекс на этот год: как могла власть так безответственно подойти к принятию главного документа? Как можно так легко менять правила игры в стране? Разве поймет это инвестор, который принес деньги в государство, рабочие места, платежи в бюджет (и это в первую очередь касается Закарпатской области, которая теряет свои специальные экономические зоны, ТПР и тому подобное, благодаря чему и происходило даже какое- то развитие, прогресс)? Разве могут сейчас понять представители малого и среднего бизнеса, почему власть изменила для них условия работы, почему им сейчас надо выискивать какие-то непонятные схемы, причем, как всегда, теневые, чтобы выживать?

Раскритиковал бы резкое повышение курса гривни — это удар в первую очередь по самим украинцам.

Потом среди основного — неопределенность приватизации, хотя в одном полностью солидарен с премьер- министром Юлией Тимошенко: надо не отбирать предприятия, заводы и тому подобное, а пересматривать условия их приватизации, определять полную стоимость объектов и осуществлять доплаты.

Абсолютно не понимаю админреформу, она несвоевременна и не нужна, потому что разве государство не имеет более неотложных, более важных проблем и вопросов, куда следует бросать деньги? В этом плане сказал бы еще и так: нельзя объять необъятное. Специалисты сначала должны проанализировать на местах, какие результаты даст реформа, а потом что-то делать.

Среди позитивов — социальная политика новой власти. Хотя и здесь еще работать и работать новому правительству. И в первую очередь в том плане, чтобы выполнить все декларируемые обещания.

А в целом, если мы стремимся в Европу, то следует готовить такую законодательную базу, которая бы спокойно интегрировала нас в цивилизованность. Потому что некоторые из только что принятых законов довольно резки, невосприимчивы, и над этим надо бы еще работать и работать...

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Любомир ТОКАРЬ , эксперт, Национальный институт проблем международной безопасности:

— Работу новой команды оцениваю довольно положительно. Политика правительства, как и само правительство, новая, молодая, энергичная, даже можно сказать агрессивная — и это хорошо. Однако поскольку сегодняшнее правительство более экономически направленное, то, соответственно, формируется и внешняя политика. Имеем абсолютно другую модель, отличную от опыта Польши или других стран Центральной Европы. Если все эти страны в начале 90-х годов со вступлением на путь демократии первоочередной задачей ставили гарантирование безопасности (а значит, вступление в НАТО), то украинская модель в первую очередь исходит из экономических интересов — отсюда и главное направление внешней политики на присоединение к мировым экономическим организациям, в частности и к ЕС. Однако, по моему мнению, это не совсем адекватно, поскольку, если строится дом, то в первую очередь заботятся о безопасности, а уж потом о благосостоянии. Поэтому первоочередной задачей стоило бы ставить вступление в НАТО.

Отношения Украины с Соединенными Штатами Америки на сегодня имеют очень прочный фундамент, что подтвердили последние встречи на высшем уровне. В значительной степени основа его была заложена во время оранжевой революции, которая задекларировала желание украинцев идти демократическим путем, что очень ценят в Вашингтоне. Однако, имея определенную поддержку со стороны США, солидный резерв для сотрудничества, мы обязаны им воспользоваться — поддержку США нужно направить в прагматическое русло. В отношениях с Россией мы должны в первую очередь преследовать собственные национальные интересы, но строить их так, чтобы не повредить и соседям, — во всяком случае, сегодняшняя позиция правительства близка к этому. В этом плане украинская внешняя политика демонстрирует новые подходы, ищет новые точки пересечения. Однако пока что трудно говорить о каких-то конкретных тенденциях, сто дней — слишком малый период.

Сергей МАКСИМЕНКО , директор Института региональных и евроинтеграционных исследований:

— Новую политику правительства на внешнеполитическом векторе оцениваю положительно, поскольку, в отличие от политики предыдущего правительства, сегодняшняя внешняя политика приобретает черты внешней политики любого нормального государства, которое стремится к уважению международного сообщества. Сегодня Украина четко артикулирует свои приоритеты, выходит на новый уровень отношений со странами, которые принято называть стратегическими партнерами, — с Европейским Союзом и США. Ранее европейская интеграция Украины была в первую очередь декларацией, а псевдостратегическое партнерство с Россией представлялось как такое, которое не будет мешать отношениям с ЕС. Однако это мешало адекватному восприятию самой Украины. Сегодняшняя внешняя политика абсолютно предсказуема: стратегическая цель нашей страны — экономическое развитие, гармонизация законодательной базы с европейским правом с целью обретения членства в Европейском Союзе. Если же некоторые аспекты сотрудничества с Россией в будущем будут мешать европейской интеграции, то на сегодня выбор сделан однозначно — видим четкий приоритет ЕС. Теперь продвижение Украины к ЕС достаточно успешно, хотя не нужно забывать, что это длительный и затяжной процесс, поэтому каких-то основополагающих прорывных событий ожидать не стоит. Но нужно отметить, что подписанный План действий Украина — ЕС хотя и не безупречный, но достаточно позитивный документ, который, в принципе, дает Украине пространство для маневра — в этом главный его плюс.

Что касается вектора Украина — США, то безусловно, визит Президента Украины Виктора Ющенко в Вашингтон существенно отличался от предыдущих визитов украинских президентов. Он значительно приблизил к Украине такого стратегического партнера, как США, что закладывает фундамент для эффективного сотрудничества в будущем. Продвижение Украины к НАТО на сегодня также проходит успешно — имеем повышение уровня сотрудничества до так называемого «интенсифицированного диалога». Правда, политическая ситуация в Украине и, в частности, предстоящие парламентские выборы и неосведомленность населения не содействуют достаточной активизации в направлении евроатлантической интеграции, однако позиция в отношении НАТО остается сбалансированной, хотя и осторожной. Сегодняшняя внешнеполитическая позиция Украины в отношении России четкая и конкретная. На смену желанию иметь Украину зоной влияния, сегодня наблюдаем направление к равноправному партнерству. И это уже значительные изменения.

ЭКОНОМИКА

Леонид РУБАНЕНКО , председатель Объединения организаций работодателей Харьковщины:

— Правительство еще не осознало того, что в обществе его не понимают. И в среде малого бизнеса, и среди представителей крупного капитала я не встречал ни одного человека, кто бы однозначно позитивно воспринял то, что сегодня делается. Правительству надо опуститься на землю, повстречаться с конкретными людьми на местах. Вот проходил форум «Бизнес и власть — партнеры», я был его участником. Там все было отрепетировано до неприличия, даже в КПСС такого не было. Сегодня в стране полностью ликвидирован социальный диалог — то, что Украина как государство восприняла из Европы, еще находясь в составе СССР. Власть, профсоюзы и работодатели должны садиться и обсуждать проблемы. Меня поразила отмена одного из первых законов, подписанных Президентом Ющенко, в котором устанавливалось, что внеплановые налоговые проверки могут проводиться только по решению суда. Теперь же с принятием закона о госбюджете снова возвращается мечта Николая Азарова...

Укрепление гривни и рост доходов населения еще должны состояться. Закон начал действовать с первого апреля, но люди получат доплаты только к концу мая. Это надо понимать. Кроме того, на крупных предприятиях в Харьковской области невозможно все это выполнить в полном объеме. Поэтому будет выполняться лишь минимум, чтобы за невыполнение директора не посадили в тюрьму. Иначе предприятие надо «банкротить». Днепропетровский машиностроительный завод уже остановился.

В Харькове, как и повсюду, ликвидировали спецрежим инвестиционной деятельности и гарантии прав инвесторов. Сегодня делегации ездят, с ног сбиваются. Французы построили в Харькове солодовню. И имели налоговые льготы только на ближайшие шесть лет. Три года они не платят налог на прибыль, а потом еще три года платят 50% налога на прибыль. Теперь этого не будет, и в результате у них бизнес-план «летит». А в убыток себе они работать не станут. Подшипниковый завод завозит оборудование, и в это время поменялось законодательство. Где им взять теперь полмиллиона долларов, чтобы уплатить НДС и другие налоги?

Я никак не пойму, что Сергей Терехин делает на автозаправках. Хватит ему мониторингом заниматься. Для этого у него есть множество мелких чиновников. Надо окунаться в реальную жизнь, надо разговаривать с бизнесменами не через стол президиума, а слышать то, о чем они говорят. В государстве сегодня полностью остановлено действие закона о регуляторной политике, который, между прочим, продвигал Ехануров, — не чужой для сегодняшней власти человек. А закон-то сегодняшним правительством фактически ликвидирован.

Тарас ВОЛОШИН , исполнительный директор компании AVIS:

— Мы были неприятно поражены изменениями к закону о бюджете на 2005 год. Внесенные изменения существенно затрагивают лизинговую индустрию в Украине: в частности, ограничены возможности списания на валовые затраты средств, идущих на страхование. Введены также ограничения по финансовому лизингу, обложение НДС, причем на все автомобили теперь при покупке или в лизинг НДС не возмещается клиенту. Это основные моменты, негативно повлиявшие на развитие рынка лизинга. И совершенно непонятна ситуация с налогообложением малого и среднего бизнеса.

Галина ТРЕТЬЯКОВА , председатель правления страховой компании «Аска-жизнь»:

— Правительство занимается всем, но только не страхованием жизни. Каких-то кардинальных изменений, касающихся этого вида страхования, не произошло, за исключением появления программы «Навстречу людям». Там страхованию жизни уделено много внимания. На всеукраинской конференции страховщиков я просила Лигу страховых организаций Украины подготовить и направить в правительство письмо о проблемах развития рынка страхования жизни. В целом наш сектор обойден вниманием, но как частное лицо могу сказать, что страна за последнее время очень изменилась. Непонятно только, в лучшую или худшую сторону, но изменилась — это факт. Чтобы понять, в какую сторону мы изменились, надо пожить еще дней сто и разобраться, какие будут последствия.

Владимир ПОПОВИЧ , профессор Национальной академии государственной налоговой службы Украины:

— В действиях правительства просматривается больше негатива. Можно было гораздо лучше использовать рыночные механизмы управления экономикой. А если все же приходится применять административные меры, то делать это надо несколько корректнее, чем делается. Особенно возмутило меня то, что людей через телевидение и радио вызывают на допросы. Наверное, кое-кто забыл, что существует такое понятие, как презумпция невиновности. Очевидно, сегодня это касается только тех, кто пришел к власти, а на остальных она не распространяется.

Дмитрий РЕДЬКО , директор отдела по корпоративным вопросам компании «JTI Украина»:

— Я не могу согласиться с поправками к бюджету, особенно с изменением ставок акцизного сбора уже в течение финансового года. Но, конечно, новое правительство приятно удивило своей активностью. Не припомню, чтобы любое другое из правительств так быстро бросилось в омут существующих проблем. И не скажу, что они еще больше все запутали. Скорее, только начинают распутывать клубок проблем. Посмотрим, что будет дальше. Пока хочется надеяться на лучшее.

Леонид МИХАЙЛОВ , председатель крестьянского фермерского хозяйства (Житомир):

— Мне нравится, как Президента Виктора Ющенко встречают везде, особенно на Западе, в тех же Соединенных Штатах, например.

В общем, я от власти и раньше не зависел и сейчас мало завишу. Например, никогда не получал и не получаю дотации на выращиваемых бычков — все равно обманут на 30—40%. Сейчас вместе с партнерами мы имеем 44 теленка зарубежной селекции, к лету доведем их, как по науке, до 400 кг и сдадим. Это те же деньги. У меня нет много ни долларов, ни гривен, и я никогда не бегал их скупать. Поэтому ревальвация гривни меня не тревожит. А вот то, что министр сельского хозяйства Александр Барановский во всеуслышание заявляет, что выступает против покупки-продажи земли, это плохо. У нас на Житомирщине около 1 миллиона 500 тысяч гектаров пахотной земли, а обрабатывается сейчас только 500 тысяч га, на других площадях уже вырастают березы и ольха. В северной части области 1 га такой земли можно продавать по цене 100 долларов США, и это будет нормальная цена. Но радует то, что количество выступающих за разрешение торговли землей уверенно увеличивается.

Не нравятся стремления новой власти к проведению реприватизации. Это беда, потому что много иностранцев, которые везли к нам мешки с деньгами для инвестиций, сейчас потихоньку поворачивают назад. Отдельных деятелей местной власти, бывшего фермера а нынче председателя Житомирской райгосадминистрации Валерия Колосовского, например, я уважаю, но во многих других районах к руководству пришли люди без своей команды.

Юрий РОМАНЮК , предприниматель, председатель постоянной комиссии областного совета по вопросам регуляторной политики, развития промышленности, малого и среднего бизнеса, г. Коломыя Ивано-Франковской области:

— Был я на форуме «Бизнес и власть — партнеры» в Киеве при участии Президента, премьер-министра и министров правительства, слышал заверение руководства в поддержке предпринимательства. Делегаты разъехались с надеждой: вот, наконец, произойдет то, чего мы так долго ждали...

Кто надеялся, что 1 апреля мы откроем Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» и увидим, что задним числом введены существенные ограничения на предпринимательскую деятельность? Например, сумма годового дохода предпринимателя, который находится на упрощенной системе налогообложения (едином налоге) и не должен регистрироваться как плательщик НДС с 500 тысяч гривен, опущена до 300 тысяч, что внесение основных фондов в уставной фонд предприятия облагается налогом НДС, выведение основных фондов из уставного фонда — также...

Разве эти изменения обсуждало, дискутировало предпринимательское сообщество?

Более того, прошло немало времени после обнародования новых правил игры, а до сих пор никто не может дать четкого ответа — подпадают предприниматели, которые избрали ставку фиксированного или единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, под эти новации или нет. ГНА Украины утверждает, что «да», Минфин говорит, что «нет». При таких обстоятельствах, когда новая власть не выполняет своих обещаний, нужно противостоять давлению на бизнес. Поэтому я рекомендую предпринимателям, которые работают на едином налоге, не регистрироваться в местных ГНИ как плательщик НДС до окончательного прояснения проблемы. К тому же предприниматели Ивано-Франковщины уже обратились к депутатам в Верховной Раде от области с просьбой изменить редакцию этого закона или добиться нормального объяснения новых законодательных положений. Особенно в той части, что касается налогообложения основных фондов.

С одной стороны, Президент Украины говорит, что деятельность председателей ОГА, райгосадминистраций будет оцениваться по величине инвестиций, которые они привлекут в свои регионы. С другой стороны, разве можно надеяться на поступление инвестиций из-за границы, если внесение основных фондов начало облагаться НДС.

Я уже не говорю о том, что за спиной предпринимателей изменена стоимость лицензий на алкоголь и табак, что непонятно, почему в Киеве хотят переименовать Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Национальную комиссию по вопросам предпринимательства. Какая в этом необходимость?

Или об еще одной местной проблеме — коррупции при выделении земли для развития туризма в Карпатах. Как можно развивать здесь бизнес, если невозможно честно и легально купить земельный участок, чтобы построить гостиницу, кемпинг или базу отдыха? Десятки причин найдут, чтобы отказать.

Я спрашиваю — где найдут роботу те десятки тысяч, уехавших на заработки, когда вернутся домой из-за рубежа, как не в туристической отрасли?

Поэтому, если новая власть хочет от бизнеса честности, прозрачности, уплаты налогов, создания новых рабочих мест, то уже в первые сто дней сама должна демонстрировать предсказуемость, настрой на сотрудничество и взаимопонимание.

Эдуард ПАСЕЧНИК , частный предприниматель (Луганск):

— Думаю, что однозначную оценку деятельности нового правительства пока что дать нельзя. Суперпопулярная тема повышения цен на мясо, на мой взгляд, неактуальна. Если бы селяне продавали то, что вырастили, никаких скачков не было бы. Проблема в посредниках. Наше село и так на грани вымирания. Что могло сделать правительство, оно уже сделало. Многие говорят в этой связи об экономике, управляемой вручную. Не исключено, что состояние экономики требует именно такого подхода. Кроме того, нужно жестко контролировать расходы из госбюджета. Тогда не придется отменять налоговые льготы для частных предпринимателей и демонстрировать чудеса ловкости с назначением- отменой платежей в Пенсионный фонд. Прекратив разбазаривание государственных денег, можно освободить резервы для выплат пенсионерам, бюджетникам и социально незащищенным слоям населения. Бороться с бедностью нужно не за счет малого и среднего бизнеса.

Но, пожалуй, самое главное — это привлечение инвестиций в экономику Украины. Те, которые страна имеет на сегодня, — абсолютно несерьезные цифры для державы с таким ресурсным и интеллектуальным потенциалом. В этом смысле оранжевая революция помогла — внимание всего мира было приковано к нам на протяжении минимум месяца, и сейчас из этого нужно выжать все, что можно.

Андрей СЕНЧЕНКО , депутат Верховной Рады АР Крым:

— На мой взгляд, достижения новой власти сложно еще определить в абсолютных показателях, однако если сравнить относительные показатели, то правительство выглядит значительно лучше Секретариата Президента. Несмотря на то, что от трети до половины в правительстве людей, которые потенциально не готовы или даже не способны исполнять свои функции, и в этих условиях правительство играет ведущую роль в системе власти. Очень важно, что правительство, находясь в узком коридоре провозглашенных завышенных ожиданий и непосильных социальных выплат, где откат был смертелен, нашло ресурсы не на один день, а на перспективу, и готово выдержать высокий социальный стандарт. Есть, конечно, и минусы. Затянулась тема с доплатами, с реприватизацией. И хотя она вполне закономерна, поскольку перед самыми выборами многое было переведено с государственной собственности в частную в совершенно беспредельной форме, но эта мода на реприватизацию, докатившаяся до районов и сел... Сейчас, на мой взгляд, потребуются жесткие меры и, наверное, с очередными кадровыми изменениями для того, чтобы пресечь это экономическое мародерство. С другой стороны, попытки механического регулирования цен в отношении мяса — они вряд ли будут успешны, а в отношении нефтепродуктов нужен просто более глубокий анализ. Дело в том, что конечная цена складывается не только из себестоимости нефтеперерабатывающих предприятий, но и из их прибыли, которая извлекается ими на каждом эта пе, — в процессе транспортировки, переработки, реализации. Поэтому, когда они говорят, что политика правительства приводит их на грань выживания, банкротства и делает убыточными, то они просто лукавят в этом. Потому что если это уменьшает их прибыли на последнем этапе, то те сверхприбыли, которые извлекаются по ходу дела, на предыдущих этапах, всегда позволяют демпфировать ситуацию и перераспределить прибыли по цепочке, поэтому давление правительства на нефтяные структуры вполне правомерно. Что касается мяса, то нужно содействовать именно украинскому производителю, но животноводство — это очень медленное производство, поэтому комплексные методы воздействия на рынок вполне объяснимы. Однако тут следует постепенно переходить к тому, чтобы дать людям нормально работать, — и все наладится, поскольку наши цены на сельхозпродукцию еще сильно отстают от мировых, но тут забота правительства должна состоять в том, чтобы главная прибыль извлекалась основным товаропроизводителем, то есть фермером, а не переработчиком и спекулянтом. Нам срочно нужна усовершенствованная инфраструктура аграрного рынка, поскольку у нас остро не хватает агробирж, агроторговых домов, комплексных предприятий, которые соединяли бы в себе и фермы, и переработку сырья.

Подготовили Наталья ТРОФИМОВА, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Марина БРИКИМОВА, Наталия ГУЗЕНКО, Вера КОВТЫХА, «День», Оксана МАНЬКОВСКАЯ, Херсон, Марина ГОЛИНА, Харьков, Наталья РОШКО, Ужгород, Владимир ГУДЫМА, Елена ТКАЧЕНКО, Луганск, Никита КАСЬЯНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ