Дискуссия по поводу коррупции и преступности в наших правоохранительных органах приносит самые разные точки зрения. («Коррупция» и «преступность» — понятия, разумеется, не идентичные. Некоторые коррупционные действия не подпадают под статьи уголовного кодекса. Это, например, назначение на должности не по профессиональным качествам, а из-за клановой, религиозной, региональной или лично-эгоистической предпочтительности.)
При внимательном изучении ситуации в правоохранительных органах разных стран невозможно не придти к выводу, что уровень преступности и коррупции в правоохранительных органах взаимосвязан с состоянием всего общества, а поэтому лечится этот социальный недуг комплексом социальных, политических, административных и даже конституционных реформ.
Факторами, способствующими росту коррупции и криминализации общества, по мнению большинства западных специалистов, являются монополизация власти и экономики, слишком большая разница в экономическом положении социального верха и социального низа, значительная безработица, а также плохо контролируемая иммиграция.
Бедность страны благоприятствует коррупции и преступности; однако связь здесь не прямо пропорциональная. Например, в Чили, стране, которая, по общему признанию, вместе с Уругваем имеет наименьшую коррупцию и преступность в Латинской Америке и в этом отношении находится на уровне благополучных западноевропейских стран, индекс бедности примерно одинаков с Украиной. Стражи порядка в Чили хоть и жалуются время от времени на недостаточное финансирование, но полиция в этой стране пользуется доверием общества, а быть полицейским весьма престижно. Не зависит напрямую преступность и коррупция и от региональных особенностей. Хотя Латинская Америка и Африка считаются в этом отношении неблагополучными регионами, но Чили, Уругвай и африканская страна Ботсвана в борьбе с коррупцией и преступностью достигли даже больших успехов, чем некоторые вполне благополучные западноевропейские страны, в то время, как их ближайшие географические соседи погрузли в криминале.
Одной из наиболее коррумпированных и криминализированных стран Латинской Америки является Мексика, имеющая население более ста миллионов человек и довольно развитую промышленность. История этой страны может быть весьма поучительной для украинцев. Ход этой истории во многом определяли два фактора: недостаточно развитая законность и непосредственное соседство с более сильными США, которые отняли у мексиканцев значительные куски территории, а также иным образом влияли на их судьбу.
Государственная власть в Мексике почти всегда предоставляла огромные возможности для ее обладателей; большинство крупных состояний здесь создавалось либо представителями государственной власти, либо при содействии влиятельных представителей власти. Слова «государственная власть» и «богатство» стали почти синонимами. Коррупция и преступность достигли чрезвычайных размеров. Это, вместе с обнищанием масс, привело к возникновению сильнейшего социального напряжения, которое под занавес тридцатилетней диктатуры Диаса привело страну к кровопролитной и длительной гражданской войне. Революция победила, а победители, вскоре оттеснив от власти военных, игравших решающую роль во время войны, образовали Институционно-революционную партию (ИРП), которая была правящей семьдесят лет (как и КПСС в СССР); она безраздельно господствовала в политической жизни до семидесятых годов прошлого века, а затем хоть и была вынуждена терпеть присутствие довольно сильной оппозиции, но оставалась правящей до 2000 года. Первые сорок лет правления ИРП ознаменовались большими экономическими успехами, так называемым мексиканским экономическим чудом, и некоторым снижением преступности, однако из-за длительного отсутствия политической конкуренции коррупция и преступность снова начали расти. И власть, и экономика в Мексике постепенно стали монополизироваться.
Политическая коррупция порождала в правящей партии явления, родственные мафиозным: все подразделялись на «своих» и «чужих». От «своих» требовали лояльности (беспрекословного подчинения тем, кто занимает более высокое положение), взаимопомощи, молчания о внутренних делах и проблемах. Взамен начальники и должностные лица гарантировали поддержку «своим людям» во всех сферах. Политическая коррупция способствовала расцвету коррупции среди чиновничества, а эта в свою очередь открывала широкую дорогу для криминалитета. В конце концов значительно окреп характерный для многих латиноамериканских стран наркобизнес, постепенно образовавший мафиозные кланы и проникающий во властные структуры. Правящая ИРП, естественно, замалчивала рост коррупции и преступности (как и КПСС в СССР), тем более, что на фоне экономического чуда негативные явления можно было отнести к «отдельным незначительным недостаткам».
Ситуация быстро изменилась в семидесятые годы, когда начался экономический кризис. Сотни тысяч мексиканцев оказались безработными. Настало золотое время криминала и особенно наркомафии, наладившей широкую доставку наркотиков за рубеж и прежде всего в США. Наркокланы имели теперь возможность за сравнительно небольшие деньги содержать хорошо вооруженные и довольно многочисленные военизированные формирования, терроризировавшие страну. Кроме этого, экономическая нестабильность в стране и коррумпированность правящей партии облегчала наркобаронам подкуп политиков и государственных чиновников, в результате чего уровень коррупции и преступности достиг неимоверных размеров. В жестокой борьбе различных криминальных групп победу одержали четыре наркоклана, поделившие территорию Мексики между собой, но не прекратившие междоусобной войны. Правящая ИРП теряла авторитет, и в 2000 году к власти пришел новый президент, представитель оппозиции. В 2005 году президентом также стал представитель одной из оппозиционных партий — Фелипе Кальдерон. Уже в следующем году он объявил о начале решительной борьбы с наркомафией и стал активно использовать для этого армию. Десятки наркобаронов были арестованы или убиты. Чтобы не допустить вывоза наркотиков за границу и ввоза в Мексику оружия, почти все сотрудники таможни были заменены новыми, специально обученными специалистами. Увольняли или арестовывали сотрудников правоохранительных органов, уличенных в коррупции и связях с криминалитетом.
Однако все меры за шесть лет так и не привели к решительному поражению наркомафии, криминалитета и коррупции. Несмотря на почти поголовную замену таможенников, наркотрафик через границу лишь увеличился. Вместо убитых и арестованных наркобаронов во главе кланов становились новые вожаки, не менее жестокие и хитрые; они развернули настоящую войну против своих противников — как конкурентов в криминальной среде, так и в некоррумпированной части общества.
Как следствие, на президентских выборах 2012 года к власти вернулась ИРП, та самая ИРП, которая своим семидесятилетним правлением во многом способствовала развитию коррупции и преступности в стране.
Новый президент Энрике Ньето объявил о продолжении борьбы с наркомафией. В программе этой борьбы стоит и реформирование полиции. Мексиканская полиция действительно сильнейшим образом связана с криминалом и вообще находится в незавидном положении. Доверием граждан она совершенно не пользуется. Зарплата полицейских лежит в пределах 250—400 долларов США, что примерно соответствует зарплатам украинских милиционеров. Вместе с тем сотрудники полиции находятся под неусыпным наблюдением наркокланов и часто подвергаются обработке почти сразу же после поступления на службу. Отказ от сотрудничества может привести к жестокой мести. В Мексике существует поговорка, что у полицейского есть выбор только из двух вариантов: брать взятки от мафии или получить пулю. Но и сотрудничество с мафией не гарантирует безопасности. Если одному из наркокланов удается отвоевать какую-либо территорию у другого клана, то уничтожаются не только захваченные члены клана соперников, но и полицейские, связанные с изгнанными наркодельцами. Согласно сообщениям прессы, два года назад все 26 полицейских городка Асенсьон в полном составе уволились, мотивировав свое решение страхом за свою жизнь.
Опыт других стран на разных континентах показывает, что борьба с коррупцией и преступностью может принести реальные плоды лишь там, где осуществляется комплекс мер, а не одноразовая — хоть и хорошо разрекламированная — кампания. Например, уменьшение количества остро нуждающихся и бедных вместе с социальным санированием неблагополучных регионов ведет к значительному уменьшению преступности среди местного населения. Люди, поверившие в возможность улучшений, начинают сами подталкивать власть к дальнейшим изменениям, как это было недавно в Бразилии. Хотя не исключено и использование криминалом массовых движений населения с целью нанесения ответного удара по здоровой части в государственных и правоохранительных органах. Охотно используются подобные массовые движения и некоторыми оппозиционными политиками.
Пример Мексики показывает, что невозможно очистить от преступности и коррупции отдельно взятые правоохранительные органы, если коррумпирована преобладающая часть господствующего политико-экономического класса (независимо от партийной принадлежности), так как морально здоровые и активные правоохранительные органы для этого класса не только не нужны, но и опасны. Для преодоления негативных явлений в таком случае необходима поддержка активной части населения. Сколько раз не пересаживай больному печень или почку, он все равно умрет, если раковые клетки пошли по всему организму. В таком случае требуется не только удаление наиболее пораженного органа, но и химиотерапия всего тела. Лишь это, в сочетании с другими средствами, дает шанс. И чем раньше начинается правильное лечение, тем больше шансов на счастливый исход.