Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Нельзя голосовать за «меньшее зло»

За зло вообще нельзя голосовать
7 августа, 1999 - 00:00

Уместно вспомнить, что наш Леонид Данилович многократно заявлял: я хочу взять на себя ответственность. Пора платить по этой ответственности. Переложить ее на парламент не удастся. Парламент несет ответственность за то, что реформы не идут. А Президент должен отвечать за все то, что наделано вместо реформ.

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Как же должен отвечать Президент за содеянное? Если это должно быть возмездие, соразмерное потерям общества, народа и государства, то даже от мысленной картины экзекуции становится страшно. Не применять же к Лeне Второму приемы дознания из арсенала Петруши Первого. Или методы святой инквизиции. Или средства внушения пламенных чекистов-сталинцев. Все же мы цивилизованные люди. Наверное, нужен закон (хотя бы лет на десять), по которому каждый президент в конце своего срока должен отчитываться перед парламентом и страной по жестко регламентированной форме, с перечислением основных социально-экономических показателей, с обязательным указанием причин и виновников происшедшего и своей персональной роли в основных проколах и итогах. Но такого закона нет, а сам Леонид Данилович не только не проявляет признаков раскаяния, но и полон оптимизма и бодрости. Освящает своим присутствием шумные шоу и тусовки. Московские фигляры и кочевые шарлатаны втолковывают нам: Кучма победит. Телевизор регулярно сообщает о всенародной поддержке, а полтора миллиона граждан даже расписались в этом. «Патрон за все» предъявляет себя народу и обещает рай на следующий день после своей победы. Не стесняется даже играть на национальных чувствах подростков и западных украинцев. Как будто не он изрек: «национальная идея не срабатывает». Как будто не в его правление состоялось глумление над прахом патриарха Владимира у святой Софии. Когда где-то на фоне всеобщего упадка открывают новый объект, — он тут как тут, чтобы собственноручно разрезать ленточку. Он даже милостиво подставлял свое музыкальное ухо, чтобы проверить акустику в зале Дворца «Украина» после реконструкции за бешеные деньги. «Акустика стала лучше»,— изрек глава государства и закрыл вопрос. А пенсионные политики уверяют нас, что он уже научился быть Президентом. Может быть они знают что-то интимное. Но это только научиться читать по бумажке просто. С интеллектом — сложнее. А еще не отнять у Президента его искренности, уверенности и доходчивости в разговоре. Невольно попадаешь под обаяние и веришь ему, — и когда слышишь, что мы строили не то (под его руководством), и про то, что идем верным курсом. Вот только при вступлении в Межпарламентскую ассамблею СНГ что-то заело, и вице-спикер сообщил, что Президент и не «за» и не «против».

На этом фоне можно по-человечески понять группу товарищей, потянувшихся за булавой. «Ему можно, а я чем хуже?» Вот и главный защитник колхозов ввязался в бой и сразу одарил нас народной мудростью, что хочется не только рыбку съесть. Интересно, он действительно уверен, что получит рыбку, даже когда удовлетворит самые пикантные пожелания заведующих рыбой? Хотя смотря что понимать под рыбкой. Сам стал уже российским Академиком, но вряд ли эта рыбка зимой согреет наши квартиры. Украина — крупнейший в мире потребитель импортного газа. Наши правители не могут не знать о проблеме, но хотят решить ее очень оригинально. То с помощью комбинации из нескольких пальцев, то с помощью трейдеров-колдунов, чтобы те дунули-плюнули — и нет проблемы. Теперь Колхозник-Академик решил взяться по- лукашенковски. Но за «батькой» угнаться тяжело, вон он как целуется и бороздит просторы России. А ему в ответ: то — демократии маловато, то — красного многовато, а то — давай, присоединяйся на правах простых областей. А наш Леонид Данилович ведет себя чинно и тихо, приедет — и сразу почтение свидетельствует, причем не только трону, но и столичным и газовым толстобрюхам. И Старший Брат его уважает. Поэтому и продает нам газ в полтора раза дороже, чем врагам из НАТО. А если помножить эту разницу цен на наши объемы, то получится... в общем, на такие деньги можно купить не только информационное и противовоздушное пространство, но и кучу наших министерств с потрохами, и добрый шмат недвижимости Украины. А вы говорите — библиотеки, музеи, школы обваливаются... Но выборы на носу, и в ставке Орды спохватились. Надо же ярлык на второй срок выдавать! Где и когда найдешь еще одного такого стратегического д..., кхммм, партнера. Но откровенно сделать это уже нельзя. И пошли делегации и переговоры с демонстрацией полного взаимопонимания и взаимной любви. Рыбка.

Может ли по накопившемуся счету ответственности заплатить один человек? Кто заслужил честь сесть рядом с Леонидом Даниловичем на скамью «почета»? Директорский корпус, приютивший обиженного экс-премьера? Экс-пресс-администратор, образец преданности («я свой выбор сделал»), перекочевавший в «Громаду»? Профессор-русскоязычник неопределенной окраски? Любимый земляк, а ныне белоэмигрант? НДП, давно «своя» для гаранта? Блюстители безопасности трона? Кто-то из многочисленных советников? Круто пошедшая во власть СДПУ(о)?.. Для всего этого есть только одно объединяющее наименование — кучмократия. Ибо главная функция Президента — подбор кадров.

Но кто его избрал? Разве избиратели, проголосовавшие за Кучму, ни при чем? Свою долю ответственности не признаете? Теперь многие не любят вспоминать, с каким злорадством они голосовали за Кучму в 94-м. Шахтеры отправляют свои отряды в столицу с лозунгами: Кучма, отдай наши деньги! А не те же самые шахтеры в 1993-м, получая одну из самых высоких зарплат в стране, ультимативно требовали досрочных выборов президента? Причем в своем нетерпении скорее проголосовать за Кучму грозили развалить металлургию и энергетику. Театр абсурда продолжается. С одной стороны — полтора миллиона голосов в поддержку, с другой — проклятия Кучме под красными флагами. Если так сильно хотят левого президента, почему в 1994-м не голосовали за А.Мороза, единственного тогда левого кандидата? Если хотят восстановления СССР и советской власти, почему массово не вступают в компартию (которая сейчас в тридцать раз меньше, чем в советские времена)? Допустим, станет П.Симоненко президентом и даст команду: «Восстановить!» — а исполнять кому? Парткомов давно нет, одни кружки престарелых. Как говорил классик, разруха — не в стране, а в головах.

КАК ТАКОЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ?

Полезно напомнить президентские выборы 1994 года. Результаты второго тура были предопределены. Против Л.Кравчука ситуативно объединились все категории обозленных. Одни считали его националистом и чуть ли не бандеровцем, другие — коммунякой и предателем национальных интересов. Третьи — предателем идеалов и беловежским преступником, четвертые — виновником за все. Многих раздражала его манера рассуждать, другие были доведены до белого каления пресловутой «хатынкой» в Швейцарии. Но посмотрим на результаты первого тура, показавшего «чистых» сторонников Кучмы. А это около 35%, огромная масса граждан. Чем же привлек их недавний ракетчик? Может, подкупала честность премьера, когда он спрашивал, что надо строить? (Но позже он забыл спросить, что такое реформы.) Или секрет — в простом рабоче-крестьянском лице? Или впечатление произвело настойчивое требование особых полномочий? Телекадры истории по памяти (их не повторяют, а зря). Вот срок особых полномочий закончился, продлить их ВР не согласилась, и наш герой сидит в ложе в гордом оскорбленном одиночестве. Из зала слышатся отдельные голоса, что надо дать. Спикер говорит, что премьер уже не требует этих полномочий, и вопросительно смотрит в ложу. Герой склоняет голову и отворачивается. Искренний телезритель сочувствовал и возмущался: не дают! Другой телефрагмент, фраза: «в ВПК дураков не держали» (это самореклама!). И пока рядовые граждане восторгались угрюмо- упрямым выражением лица, деловые граждане, у которых чесались руки и пересыхало во рту от нетерпения «переформировать» недвижимость и прибыльные предприятия, быстро сообразили, что именно такой шеф им и нужен. Пригретый директоратом экс-премьер приободрился. Останкинское телевидение еще придало уверенности, выпустив в эфир вместе с А. Вольским порассуждать о порванных связях. А. Вольский, которому до и после этого долго не давали эфира (чтобы славную чеченскую кампанию не очернил), понимал, какую роль ему отвели. А по нашим городам зашевелились полные достоинства интеллигенты. О, ужас! Их детей хотят учить по-украински! Они же твердо знали, что тот язык годится только для колхозников и карпатских песен. Нарушение прав русскоязычной личности! (Интересно, а если бы статус русского языка обещал явный дебил, все равно за него проголосовали бы гордые носители великого и могучего?) И пошла накачка миллионов жителей, зачисленных в граждане автоматически. И когда два главных соперника определились, коммунистические агитаторы-активисты пошли накручивать свой контингент. И толпы отставных охранников, попрошаек и слуг режима, продолжавших пользоваться льготами, подачками и пайками, откликнулись на призыв и поднялись на борьбу с угрозой (бандеровцы власть захватили!).

Многие избиратели голосовали за Леонида Даниловича ради обещанных реформ. Только как они себе представляли реформы, если буквально за месяц перед тем прошли парламентские выборы, на которых победили коммуно-социалисты? Без законодательной базы реформы может сделать разве что волшебник. Ну и нетрудно было догадаться, какое представление о рынке у директоров из ВПК. (Кстати, «ракетчик» — неточное определение. Одно дело, например, электронные системы управления, и другое — корпуса клепать.)

Однажды ближе к полуночи накануне голосования программа 7-го киевского телеканала прервалась и на экранах нежданно появился претендент-разоблачитель. Прорвал блокаду. И таким он предстал пламенным революционером, вышедшим из подполья, — Конотопская Дева позавидует! Перед вторым туром голосований 94-го по Киеву расклеили большие красочные плакаты (без подписи). Два портрета — Кравчука и Кучмы — и краткий комментарий снизу: «Слово и дело». Вдумчивый избиратель стоял пару минут перед плакатом, вникая в смысл аллегории. Тогда ему казалось, что он все понял...

Можно было бы по-человечески и посочувствовать нашему Леониду Даниловичу. Как судьба играет человеком! Ведь могло быть все нормально. Досидел бы тишайший из депутатов свой срок в ВР. Ушел бы заслуженный директор с почетом на пенсию. Пошел бы куда-нибудь в ФЗУ передавать юношам любовь к ремеслу и заводу. Так нет, взалкал Отец Федор. Захотелось ему славы великого реформатора. Доклады шлет: ...скоро заживем мы иначе. А пока затяните ремни... А за ним потянулись на киевские кручи стаями птенцы гнезда днепропетрового... И сплотились вокруг отца реформ вчерашние снабженцы и распределители. Но вот уже и двенадцатый стул порубали, а бриллиантов все нет...

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Подсчитали, что в постсоветских странах около 15% избирателей относятся к категории, на которую, что называется, нельзя обижаться. Но повторяется интересное явление. Проходят очередные выборы, подводят итоги, и оказывается, что к тем 15% присоединились еще десять-пятнадцать процентов тех, кто привык считать себя образованным, культурным или разбирающимся. И с каждым годом у избирателя становится все меньше возможностей повлиять на происходящее. Нашими общими усилиями мы уже завели пароход демократии в узкий пролив между Сциллой и Харибдой. «Я — единственное ваше спасение от кровожадной красной Сциллы», — внушает Харибда всей массой купленных говорунов. «Только я прикончу ненасытную жадную Харибду в 24 часа!» — вопит в мегафон огнедышащая Сцилла. Захватывающая борьба. Что нужно, чтобы неосторожный пловец приблизился к бездонной пасти Харибды? Напугать его иллюминацией Сциллы. А кто бы слушал извергающую красное пламя Сциллу, если бы не было засасывающей Харибды?

Не зря коммунисты поддержали Кучму во втором туре прошлых выборов и встретили его в зале ВР бурными аплодисментами. Теперь их депутатов в ВР стало в полтора раза больше. А их лидер (который на прошлых выборах даже не высовывался) теперь гордо ходит среди главных претендентов. Важные знатоки уверяют, что именно он вместе с нынешним главой выйдет во второй тур. И разработчики такого сюжета могут надеяться на успех, если сами избиратели не извлекут уроков из прошлого. Даже слепой червяк, обжегшись пару раз, догадается обойти гиблое место (но и не повернет назад в лужу). А ведь у червяка даже нет головного мозга.

Некоторые интеллектуалы стонут: нет достойного среди претендентов. Да, наверное Вашингтона, Рузвельта или Эрхарта нет. Но мы и не Америка, и не Германия. Кандидаты всегда соответствуют избирателям. А пропаганда соответствует слушателям. Когда избиратель знает, что бюджет начинается с конкурентоспособной продукции и налогов, то претендент не начнет агитацию с темы пенсий. Когда избиратель знает, что внешняя политика вырабатывается профессионалами исходя из реальных мировых тенденций, прогнозов и расчетов, соискатели не будут зомбировать идеи объединения, союзов, корней происхождения, не будут муссировать НАТО и неоднозначное прошлое... В нормальной стране домохозяйки и сторожа не мнят себя стратегами. А партии не превращают выборы в референдум по вопросам культурной или языковой политики. Выборы — это не соревнование в численности: кого больше — яйцеголовых или меднолобых. И сколько ни голосуй, никто не отдаст в закрома родины большую часть заработанного.

Главное — нельзя голосовать «за меньшее зло». За зло вообще нельзя голосовать. А чтобы не оказаться перед выбором из двух зол, надо не ошибиться в первом туре. Претенденты с близкими позициями (те, кого не наняли для отвлечения голосов от главных соперников) должны договориться между собой. И пора задуматься тем коммунистам, которые искренне хотят остановить Кучму и К О . Слишком много избирателей категорически не приемлют вашего лидера. Неужели непонятно, что команда нынешнего Президента рассчитывает на ваше упрямство? Но и избиратели должны прийти к компромиссу уже в первом туре. В нашей ситуации нельзя позволить себе роскошь голосовать за того, кто нравится во всех отношениях. А тем более нельзя поддаваться дешевым провокациям (кто-то что- то говорил, какие-то проходимцы кривились и плевались...). Накануне дня голосования могут выплеснуть такие помои... На избирательный участок — только с ясной головой и твердой памятью.

Александр БАЛАБАНОВ, кандидат технических наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ