Ожидается, что Госкомиссия по ценным бумагам передаст всю имеющуюся информацию об отчетах Первой фондовой торговой системы, а также другим агентствам и ассоциациям, имеющим мощные информационные ресурсы. «Мы планируем завершить переговоры по этому поводу до конца октября», — сообщила президент ПФТС Ирина Заря. По ее словам, ПФТС сейчас на своем сайте в Интернете имеет информацию о 5 тысячах ОАО. После передачи данных из ГКЦБФР эта база составит более 11 тысяч предприятий.
На сегодняшний день лишь немногие украинские акционерные общества задекларировали принцип открытости в своей деятельности. Наиболее успешные предприятия страны, как правило, предпочитают придавать статус коммерческой тайны даже списку топ-менеджеров. А уж о главных акционерах иногда тяжело узнать не только журналистам, но и держателям мелких пакетов акций этих ж компаний. Теневая природа привлечения инвестиционного капитала не позволяет даже таким лидирующим отраслям, как металлургическая, химическая, пищевая, опубликовать данные о себе в полном объеме.
В тоже время есть и примеры противоположного характера — исключения, подтверждающие правило. Украинские кампании, которые решились выйти на внешние рынки для привлечения открытых иностранных инвестиций, уже сегодня показывают уровень открытости, которому могли бы позавидовать даже крупные западные компании. Они просто вынуждены показывать как можно больше информации о себе, чтобы играть по правилам международных рынков и привлечь внимание западного инвестора.
Естественно, привлекают они таким образом и внимание различных отечественных контролирующих госорганов. Вот этого, похоже, и боятся большинство украинский компаний. Уровень налогообложения и условия конкурентной борьбы на высокодоходных рынках не склоняют предприятия кричать на весь мир о своих финансовых показателях. На съезде работников горно-металлургического комплекса Украины в Днепропетровске Президент Леонид Кучма заявил, что по его данным, контрольными пакетами акций приватизированных предприятий отрасли владеют преимущественно оффшорные компании, не уплачивающие налоги в бюджет нашей страны.
Как нужно работать в открытую, попытался показать Кабинет Министров, обязав предоставлять Госкомиссии по ценным бумагам отчетность о себе все государственные предприятия страны. Но как ни странно, это стало поводом к повышению их инвестиционной привлекательности. Оказалось, что даже самые полные данные, открываемые ОАО с госдолей акций, на самом деле мало о чем говорят. Первая же попытка потенциального инвестора разобраться в финансовых потоках таких компаний приводит к выводам, что даже если они находятся в управлении правительства или ФГИ, на самом деле «музыку заказывают» там странные фирмы-посредники. Через них проходят все товарные и денежные ресурсы. Поскольку такие частные фирмочки, как правило, действуют под прикрытием местной власти и других влиятельных «крыш», то правоохранителям такие схемы не по силам. Во всяком случае, пока «крыша» правильная.
Но даже если самая открытая информация об украинских ОАО доходила до Госкомиссии, до последнего времени она не была безусловно открытой для инвестора. Изначально ГКЦБФР решила, что право раскрывать эти данные в нашей стране должно быть монополизировано. Соответствующее разрешение получила лишь структура под названием «Агентство по развитию инфраструктуры фондового рынка». Фондовые площадки страны и другие участники рынка не могли непосредственно у Комиссии получить эту информацию. Когда же выяснилось, что на самом деле заинтересованные инвесторы вынуждены на платной основе приобретать финансовую отчетность ОАО, дело запахло коррупционным скандалом. Вовремя спохватившись, ГКЦБФР приняла решение демонополизировать эту услугу.
Теперь все зависит лишь от желания самих украинских компаний привлекать инвестиции путем раскрытия информации о себе. Пока особого энтузиазма в этом направлении не видно. И зря. В конечном счете это влияет на стоимость банковских кредитов, поскольку давать деньги закрытой структуре если кто и рискует, то за соответствующую компенсацию. Но самым очевидным последствием закрытости данных о деятельности крупный предприятий является фактическое отсутствие в Украине публичной бизнес-элиты. На международных деловых саммитах практически не видно директоров украинских компаний, они предпочитают прятаться за широкую спину УСПП, размывая таким образом ответственность. Бизнес, говорящий от имени национальных интересов, должен быть открытым. В противном случае, его могут просто не услышать в дискуссиях на такие темы как таможенное регулирование, налоговая реформа, вступление в ВТО. К нему и дальше будут прислушиваться в тиши кабинетов и коридоров.