После длительной паузы Президент встретился с журналистами, чтобы рассказать о вызовах 2018 года. Пресс-конференция под таким названием происходила традиционно в «Мистецькому Арсеналі». В последний раз Петр Порошенко общался с медиа в таком формате почти год назад, когда Украина получила безвиз с Европейским Союзом. Тогдашняя пресс-конференция не удивила — нельзя было бы представить, что Петр Порошенко, президентский рейтинг которого пошел в крутое пике, упустит возможность похвастаться выполнением одной из своих предвыборных обещаний.
В то же время, что побудило Президента неожиданно нарушить длительную паузу пресс-конференцией 28 февраля, не дала четкого ответа даже сама пресс-конференция.
«Если была идея показать уверенность относительно вызовов 2018, то, похоже, это категорически не удается. Нервозное многословие», — написал в «Фейсбуке» эксперт гражданской сети ОПОРА Александр КЛЮЖЕВ.
Впрочем, кое-что Президент таки продемонстрировал и сказал.
Во-первых, очевидно, что евроатлантическая интеграция — приоритет номер один, на котором Петр Порошенко построит свою предвыборную программу на второй президентский срок. Президент сказал, что Вооруженные силы Украины будут реформироваться в соответствии со стандартами НАТО. Вводится новая должность — гражданский министр обороны. Эти позиции, как заявил Порошенко, внесены в Закон Украины о национальной безопасности, проект которого Петр Порошенко внес вчера.
Во-вторых, Европейская комиссия — опять же вчера — наконец утвердила программу макрофинансовой помощи Украине (правда, Президент не уточнил, на каких условиях — помним, что одним из острых вопросов, которым нас фактически «шантажировали» европейцы, было снятие моратория на экспорт леса- кругляка).
В-третьих, опять же вчера (прямо какой-то день «Х») председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина окончила работу над законопроектом о создании в Украине Национального бюро финансовых расследований, который должен монополизировать право на проверку уплаты налогов бизнесом.
В-четвертых, в эту пятницу на Национальном совете реформ Президент пообещал презентовать новый закон Украины о валюте, которым в корне будут меняться подходы к формированию курса национальной денежной единицы. По словам Петра Порошенко, теперь они будут такими, как в ЕС. В этом же ключе Президент пообещал, что скоро парламент упразднит налог на прибыль и заменит его налогом на выведенный капитал. Напомним, как раз против этой инициативы резко выступает та же Европа — в частности, свою четкую критику недавно озвучила исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.
И, наконец, в-пятых, Петр Порошенко заявил, что точно не собирается принимать участие в следующих парламентских выборах. Относительно президентских — говорит, еще не определился.
В целом атмосфера в импровизированном пресс-руме была конструктивной. Практически все вопросы — за исключением двух, которые удалось задать 21 журналисту за почти двухчасовой разговор, были на достойном уровне. Целая серия вопросов о Мальдивах — очевидно же, к которой Президента готовили — вывела его из равновесия, о чем сигнализировало появление «металла» в голосе Президента. В целом Петр Алексеевич часто прибегал к обвинениям — олигархов, которые «мочат его на своих каналах», реформаторов, которые «разгоняют фейки и предательство», журналистов, которые эти фейки и предательство не проверяют, антикоррупционеров, популистов и так далее. Очевидно, что это не свидетельствует об уверенности в своих позициях и достижениях.
Как и в целом не свидетельствует о готовности Администрации Порошенко к откровенному разговору тот факт, что вот уже три года — с тех пор, как автор этих строк, корреспондент «Дня» задала знаковый для первого года президентства вопрос — пресс-секретарь Президента Святослав Цеголко перестал «замечать» нашу табличку на пресс-конференциях. Со времени нашей последней встречи в формате пресс-конференции я успела родить двоих детей, вернуться к работе и написать с десяток материалов с «заочными» вопросами к Петру Порошенко — а Святослав, похоже, до сих пор не опомнился от моего: «Так мы воюем или торгуем, пан Президент?» Что ж, я надеюсь, что пресс-секретарь главы государства наконец справится со своими эмоциями и проблемами и не будет препятствовать Президенту общаться с одной из самых влиятельных и самых старых газет на рынке Украины.