Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ничья. Проигрывают все

16 июля, 1996 - 19:04

«День» продолжает подводить итоги уходящего политического сезона. Кто больше совершил ошибок весной — летом 2008 года? Сохранится ли нынешний политический пат до президентских выборов? Будут ли еще предприниматься попытки отправить правительство в отставку? Каковы исходные позиции политических игроков перед будущей схваткой осенью?

Рассуждают региональные эксперты «Дня»:

Роман МАРТЫНЮК, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Национального университета «Острожская академия»:

— Деятельность нынешнего парламента, а точнее коалиционного большинства, которое олицетворяет Верховную Раду, трудно назвать успешной, как и деятельность коалиционного большинства в Верховной Раде предыдущего созыва. В обоих упомянутых случаях коалиционное большинство было слишком ситуативным, внутренне неконсолидированным, неспособным к согласованным, системным и эффективным действиям.

Деятельность так называемой антикризисной коалиции в Верховной Раде V созыва была обозначена принятием неконституционного Закона «О Кабинете Министров Украины» от 21. 12. 2006 г., самый поверхностный анализ которого свидетельствует о направленности этого акта на ограничение конституционного статуса главы государства, нарушение конституционно предусмотренной системы сдерживаний и противовесов и создании угрозы конституционному строю страны. Закончила свою авантюрную деятельность антикризисная коалиция тем, что в указе Президента от 2 апреля 2007 г. было вполне адекватно названо «реальной предпосылкой узурпации власти в Украине». Парламент, который в государственно-правовой теории рассматривается как основная институционная гарантия демократии, стал главной угрозой демократии в стране.

Изменение формата партийных сил в парламенте VI созыва прекратило упомянутые авторитарные тенденции, однако результат деятельности нового коалиционного большинства, образованного блоками политических сил НУ-НС и БЮТ, объективно оставляет желать лучшего. Коалиционное большинство имеет минимальное преимущество в голосах над своими политическими оппонентами и страдает от жестких внутренних конфликтов. Говоря очень обобщенно, большинство неэффективно, и единственное, что позволяет сохранять коалицию, — это постоянная угроза ее легального отстранения от власти. Опыт оппозиционной деятельности для двух главных субъектов, образующих нынешнее коалиционное большинство, пока оказывается достаточной причиной, чтобы взаимодействовать минимально конструктивно и согласованно. Между тем, угроза развала коалиционного большинства и отставки образованного ею правительства, которая стала особенно ощутима в последние месяцы, — красноречивая иллюстрация тех реальных проблем, которые переживает и с которыми придется иметь дело в перспективе парламентскому большинству. В контексте последних событий, которыми была обозначена деятельность коалиционного большинства и образованного им правительства, перспективы сохранения существующего формата партийно-политических сил в Верховной Раде выглядят очень неопределенными. Можно, однако, констатировать, что даже в случае образования в парламенте другого коалиционного большинства, а соответственно и другого правительства, деятельность нового блока в механизме власти (который образует в нынешней системе сдерживаний и противовесов парламентское большинство и производное от него правительство) будет демонстрировать проблемы, полностью схожие с теми, которые мы фиксируем сегодня.

Постоянная угроза парламентской нестабильности и правительственного кризиса — самая тяжелая «болезнь» внедренной конституционными поправками конструкции власти. Однако главный фактор периодического усиления упомянутой «болезни» — не столько в концептуальных дефектах конституционных норм, сколько в особенностях современной партийной системы Украины и уровне культуры ее политической элиты.

Что касается Президента, важно отметить, что при существующей системе сдерживаний и противовесов он может играть решающую роль в принятии важных государственных решений только при условии, если коалиция большинства в представительском органе и образованное им правительство будут в партийном отношении «одноцветными» с главой государства или, во всяком случае, будут его политическими союзниками. В ином случае, т.е. в случае противостояния, возможности Президента влиять на содержание таких решений объективно будут оказываться существенно ограниченными, что, собственно, особенно четко прослеживалось в период легислатуры парламента пятого созыва.

Очевидно, что большая стабильность и эффективность функционирования ветвей власти может быть достигнута при условии пересмотра существующего формата системы сдерживаний и противовесов. Принятие новой редакции Конституции малореально, поскольку требует элементарной политической стабильности и способности большинства партийных сил в парламенте согласовывать позиции касательно содержания такого пересмотра. Более вероятным сценарием конституционной реформы тут выглядит принятие нового Основного Закона с использованием референдума. Несмотря на то, что констатация этого факта является очень неприятной, необходимо отметить, что партийные силы, а точнее политики, которые в соответствующий момент конституционного реформирования будут находиться у руля, и чья политика будет достаточно легитимной в глазах общества, смогут «подкорректировать» конституционный текст под свои интересы.

Владимир ПРИТУЛА, председатель Общественного комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:

— Главным итогом политического сезона, который только что завершился, является окончательный раскол бывшей «оранжевой» команды, и полная неопределенность будущего. Политическая жизнь в Украине сейчас попала в тупик. Выход из него — только через переизбрание, лучше бы досрочно, всех без исключения политических фигур — и Президента, и премьер-министра, и Верховной Рады. Однако наличие еще и конституционного кризиса, а также тот факт, что эти политические фигуры не готовы к переизбранию и не осознают его необходимость, — делает такой выход сейчас реально невозможным.

Вместе с тем, в обществе уже зреет осознание того, что украинская государственность стоит перед серьезной угрозой, и от этого зависит будущее как государства, так и народа и всех политических сил. Но только к осени все лидеры общественный мысли и политические игроки осознают это окончательно. Они воочию увидят, что реально в нашем доме сегодня уже бушует пожар, и нужно тушить его, не жалея даже самой своей жизни. И тот, кто этого не увидит или не приложит усилий для того, чтобы отвратить эту угрозу от государства, тот попадет на свалку украинской истории.

Руслан ДЖАВАДОВ, политолог, г. Николаев:

— Я полностью согласен с теми, кто считает, что минувший политический сезон ни на шаг не продвинул Украину вперед. Вместе с тем, для различных политических сил результаты не так однозначны. Можно смело сказать, что существенно упал рейтинг президентской «Нашей Украины». Неустойчивы позиции Партии регионов (это еще раз подтвердило голосование в парламенте по вопросу об отставке правительства). Позиции БЮТ после провального для Партии регионов голосования по вопросу отставки правительства, наоборот, несколько укрепились. Фактический вотум доверия правительству Тимошенко позволит ему продержаться еще минимум два месяца, а если это правительство учтет свои промахи и ошибки, то в сентябре отправить его в отставку будет очень сложно.

Голосованием по вопросу об отставке правительства и КПУ, и блок Литвина создали себе немало проблем. Очевидно, что теперь недруги этих политических сил будут укорять их в саботаже, заигрывании с БЮТ и прочих грехах.

К сожалению, положение в парламенте во время второй сессии свидетельствует о глубоком кризисе украинского парламентаризма. Поэтому правы те, кто говорит о том, что с минусом закончили полугодие как Президент и его команда, так и Верховная Рада. Что касается правительства, то голосование по вопросу его отставки добавило очков Юлии Владимировне и, очевидно, станет для нее хорошим стимулом. Те, кто пророчил ей скорую отставку, как видим, ошиблись.

Каким я вижу новый политический сезон? Думаю, Партия регионов продолжит попытки добиться отставки правительства Тимошенко. Но это будет сделать нелегко, поскольку вряд ли Юлия Владимировна упустит шанс за два месяца усилить свои позиции. Карту под названием «Единый центр» попытается разыграть команда двух Викторов: Ющенко и Балоги. Эта политическая сила, судя по всему, будет набирать все больше и больше сторонников. Причем не только за счет привлечения админресурса. В Николаевской области в «ЕЦ» уже перешли заместитель губернатора Владимир Луста (бывший нашеукраинец), экс-глава Новобугской райгосадминистрации Александр Бондарь, его однопартиец и человек, связанный с бизнес- кругами, Александр Явоненко (из Партии промышленников и предпринимателей), Александр Мезник (бывший первый секретарь Братского райкома Соцпартии) и многие другие авторитетные и достаточно влиятельные лица. Все они понимают, что созданная политическая сила имеет перспективы, во всяком случае в ближайшие полтора-два года, оставшиеся до президентских выборов.

Осенью следует ожидать продолжения агонии «Нашей Украины», ряды которой покинут еще несколько видных политиков. Такие силы, как КПУ, блок Литвина, ПСПУ, СПУ будут пытаться заручиться поддержкой электората, но у них вряд ли это получится, поскольку уж очень «гибкая» позиция КПУ и блока Литвина вряд ли понравится избирателям, а ПСПУ и СПУ потихоньку дрейфуют в направлении кладбища истории.

Сложной осень 2008 года будет и для Верховной Рады. Ее неэффективная работа на протяжении первых двух сессий заметна всем. Скорее всего, определенные политические силы постараются добиться ее роспуска. Но вряд ли это случится осенью 2008 года.

К сожалению, распри на политическом Олимпе не способствуют и не будут способствовать эффективной работе местных органов власти и органов местного самоуправления. Поэтому следует ожидать, что и социально-экономическое развитие регионов не будет таким, каким прогнозирует правительство Тимошенко. Инфляцию вряд ли удастся удержать в пределах 20%. А это значит, что о стабильном развитии экономики не может быть и речи.

Николай КОЗЛОВЕЦ, докторант Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:

— Если говорить о результатах минувшего политического сезона, то они минимальны. И в плане перспектив развития Украины, и в решении задач и проблем, которые стоят перед страной, и касательно вызовов внешнего и внутреннего характера. Масса вопросов остаются нерешенными. Причем в таком состоянии они находятся в течение всех лет нашей независимости. Это и энергообеспечение, энергосбережение, реформы пенсионного обеспечения, заработной платы, государственного управления, судебной системы и, соответственно, укрепление правовой системы. Более того, нет концептуального видения путей их решения. Это очень опасно, потому что мир стремительно развивается, становится более конкурентным и более жестким в отношениях. А наши политики занимаются внутренними разборками, ведут перманентную борьбу за власть.

Что касается основных политических сил, то я не думаю, что у них есть какие-то достижения — все имеют потери. Разве что есть позитив у Блока Юлии Тимошенко в плане позиций его лидера. Утрата доверия народа наблюдается по отношению к Президенту, «Нашей Украине» и Партии регионов. Не думаю, что в общеукраинском масштабе что-то выиграл позицией стороннего наблюдателя блок Литвина.

Если говорить о ветвях власти, то фактически годы независимости Украина топчется на месте, обрастает чертами олигархической республики — а именно коррупцией, бюрократией, суперцентрализацией и сверхорганизованностью всей общественной жизни. Мы наблюдаем очень опасную диспропорцию — одна форма власти, государственная, непрестанно усиливается и все больше мешает развитию других форм народовластия населения, в первую очередь местного самоуправления и других форм непосредственного проявления власти народа. А нужно искоренять традиции советского построения государства, когда местная власть рассматривается как второстепенная.

У президентской ветви власти нет особых достижений даже во внешнеполитическом аспекте — не хочу быть плохим пророком, но думаю, что в декабре мы не получим от Организации североатлантического договора (НАТО) согласия на присоединение Украины к Плану действий относительно членства в ней (ПДЧ). Потому что у нас политическая нестабильность, внутренняя борьба между ветвями власти вместо консолидации политической элиты, которая бы определилась с концепцией национальной безопасности, а не пыталась перевести этот вопрос на референдум, т.е. фактически на откуп народа. Мы опять на раздорожье и не учитываем чрезвычайно сильного влияния российского фактора, не можем консолидироваться и выстроить принципиально иную систему отношений с Россией. Что касается внутренних аспектов, то Президенту следует не столько бороться с правительством, с коалицией, говорить о возможности создания каких-то новых широких коалиций, а продемонстрировать единство действий, больше встречаться с премьер-министром, членами правительства, депутатами как от коалиции, так и от оппозиции, выслушивать их мнения, а не заниматься полуторачасовыми лекциями, как это часто бывает с его стороны. Правительству нужна более взвешенная и спокойная работа, более тесное сотрудничество с парламентом, в том числе с оппозицией. А оппозиция также должна отвечать за состояние дел в государстве. Что касается парламента, то оценку его работе на закрытии сессии дал его глава Арсений Яценюк, который высказалась в его адрес довольно скептически и иронично. Потому что коэффициент полезного действия законодательного органа действительно чрезвычайно низок, почти нулевой. Это при том, что многие сферы внешней и внутренней жизни не урегулированы законами, и это ведет к правовому хаосу и нигилизму.

Если говорить о Кабмине, то следует отметить, что, с одной стороны, был принят ряд невзвешенных решений, особенно что касается выполнения предвыборных обещаний, в частности по выплате обесцененных сбережений за два года (нужно было это делать через систему мероприятий в течение пяти лет, чтобы люди видели перспективу). Другие ветви власти не столько помогали правительству, сколько препятствовали. Парадокс заключается в том, что эти структуры оказались незаинтересованными в успехе Кабинета Министров. Приходится удивляться, что, несмотря на это, правительство еще функционирует и имеет определенные достижения, в частности, в борьбе с инфляцией и экономическом росте, который наблюдается в Украине.

Что может обещать новый политический сезон? Есть надежда, что во время отпуска депутаты и в целом политики немного остынут, поймут серьезность ситуации, в которой находится Украина, и продемонстрируют большую слаженность и большую консолидацию. Не будут говорить о каких-то переформатированиях коалиции или ставить на кон внеочередные выборы в Верховную Раду, потому что это снова отбросит страну еще дальше от цивилизованного пути развития и решения назревших проблем. Думаю, что, образно выражаясь, Партия регионов «надувала щеки», добиваясь вотума недоверия правительству. Возможно, для нее это станет холодным душем, который заставит оппозицию работать более ответственно — не радоваться неудачам страны, не вести себя так агрессивно. Особенно когда придется решать очень сложные проблемы энергообеспечения осенью и зимой, в том числе и через заключение соответствующих соглашений (желательно долгосрочных) с Россией. Хотя это больше пожелание, чем надежды.

В общем, больше нужно говорить об упущениях всех ветвей власти, чем о достижениях за минувший политический сезон.

Подготовили Вадим РЫЖКОВ, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Татьяна МЕТИК, Львов; Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь; Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Виталий ШЛЯПНИКОВ, Николаев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ