Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новый подход

У военных появится 200 тысяч квадратных метров квартирного жилья
28 февраля, 2018 - 12:26
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

На 2018-й государство предоставило рекордный финансовый ресурс — свыше 4 млрд гривен — для капитального строительства и ремонта объектов для своей армии. Львиная доля средств пойдет на строительство, реконструкцию и капремонт военных объектов в 21 области страны. Наиболее ожидаемой новостью является то, что оборонное ведомство начнет строительство казарм улучшенного планирования. Так стартует программа, которая имеет целью постепенно найти адекватные пути решения жилищной проблемы в армии.

О том, как именно будут строить 184 казармы улучшенного планирования и жилые комплексы, на которые выделено 2,63 млрд гривен, я узнал у людей, непосредственно причастных к разработке и внедрению этой идеи в жизнь. В случае успеха инициативы 23 тысячи контрактников ВСУ улучшат жилищные условия. На все про все — 7 месяцев. Сроки никто не будет менять — сдача большинства объектов должна состояться в этом году: работа здесь расписана буквально по дням.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНМОНИТОРИНГА МОУ ПРОВЕРИТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ТОРГОВ НА ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ

По словам заместителя главы Главного квартирно-эксплуатационного управления Вооруженных сил Украины, полковника Александра Чергинца, весь период строительства разделен на шесть этапов, которые жестко будут контролировать на предмет выполнения запланированных работ и их качества. В этом процессе задействуют Центральный проектный институт (ЦПИ) при Минобороны. Также за контроль за строительством берутся волонтеры. О каждом построенном доме обязательно напишут на сайте оборонного ведомства. Определенная проблема здесь — несовершенное законодательное урегулирование аспектов технадзора.

— Это очень социально значимый проект, который начат по поручению Президента Украины. До конца года должны сдать 184 объекта. Душой кривить не буду — это сделать сложно, но можно. И это правда, что в украинской армии такой масштабной строительной идеи еще никто не реализовывал. Но это не должно нас пугать, потому что дорогу, как говорят, осилит идущий, — отмечает заместитель министра обороны Украины генерал-майор Олег ШЕВЧУК. — Где вы видели, чтобы армейское жилье такого класса у нас сдавали уже с меблированной кухней, оборудованной плитами, вытяжками и вмонтированным духовым шкафом!? Это типичные требования ко всем объектам строительства. Так же мы централизованно обеспечим их другой мебелью, матрасами, подушками, одеялами. Весь процесс от забивки первого колышка до радостных эмоций новоселов будет публичным.

Для качественного технадзора за упомянутым проектом в состав ЦПИ МОУ вводят отдельное подразделение, которое наполнят специалистами-строителями и бывшими военными — небезразличными, активными. Кое-кто из них прошел Евромайдан и АТО. По мнению руководства, они понимают, какого именно жилья ждут в армии. Их задача — побороть бюрократию, сделать этот проект быстрым, реальным и качественным. Группа будет координировать работу территориальных квартирно-эксплуатационных управлений (ТерКЭУ) с ЦПИ, технадзором и военными частями. Из-за большого количества объектов группа будет помогать в менеджменте по каждой площадке. Эти люди будут не просто работать, а буквально жить на объектах военного строительства.

По словам Олега Шевчука, уже проработана тендерная документация проекта с привлечением надлежащих служб — в частности Департамента внутреннего аудита МОУ. Это обязательный механизм предотвращения негативных вещей, которые могут возникнуть в процессе закупок. Управление финмониторинга Минобороны будет проверять победителей торгов, связанных с этим строительством, в базах данных правоохранительных и других органов. И будет информировать ТерКЭУ об опасении в отношении конкурсантов, прежде всего о вероятной подаче фиктивной документации. Ранее эти специалисты уже выявили значительное количество фиктивных фирм, которые пытались заходить в рынок заказов от Минобороны на первый взгляд с «красивыми» документами. Также здесь отследят, не зашли ли на торги родственные структуры.

ОТ ВСЕГО КАНОНИЧЕСКИ СОВЕТСКОГО ОТКАЗАЛИСЬ

— Откуда взялась идея, с чего все началось? — спрашиваю у генерал-майора Олега Шевчука.

— Мы мониторили проекты общежитий, которые уже у нас есть, чтобы выбрать приемлемый вариант и выйти не на разовую акцию, а на планомерную работу на годы вперед. Поэтому учитывали скорость строительства, высотность, стоимость, количество людей, которых можно обеспечить жильем, — ответил Олег Николаевич. — И когда к такому творческому аудиту привлекли атовцев, волонтеров-строителей, оказалось: с проектом не все в порядке. И что стоит сформировать группу, которая сделает главное — не утвердит какую-то нашу начальственную прихоть, а действительно учтет все нюансы, нужные для комфортной жизни молодого человека ХХІ века, который одел военную форму. Они сразу «забанили» начальный проект, сделанный, скажем так, людьми в возрасте. От него и в самом деле веет чем-то «совковым», начиная с экстерьера и заканчивая исключительно уставными кроватями, прикраватными тумбами и отдаленным общим гардеробом для личных вещей контрактников!

— Мы искренне хотим построить инфраструктуру для постоянной армии, которую никто не посмеет сократить и уничтожить. В частности, речь идет о нормальном жилье и необходимом окружающем ландшафте комфорта. Военный, после тяжелого труда на полигоне, должен не просто вернуться в приемлемое личное пространство. В военном городке, где он проживает, должно быть кафе, парикмахерская, сауна, спорткомплекс. И это все мы будем делать — «зрадофилы» пусть потерпят с критикой. Конечно, надо контролировать, потому что более 2 миллиардов гривен — потенциально лакомый кусок «пирога» для людей от строительства, который можно «понадкусывать», надеясь, что никто не увидит, — говорит советник Президента Украины Юрий БИРЮКОВ. — Нужно понимать, что таких объемов строительства в Минобороны не было. 200 тысяч квадратных метров жилья для военных точно никто не строил. Два месяца мы с нашими помощниками совершенствовали типичный проект общежитий, учитывая все мелкие его детали. Также они вычитывали документацию и исправляли в ней ошибки, унифицировали тендерный «кейс» для всех 184 торгов, заложив жесткий тайминг работ, жесткие штрафные санкции и право одностороннего расторжения соглашения со стороны Минобороны в случае срыва графика работ на 30 и более дней. Сейчас думаем над компенсационным механизмом для таких случаев. Считаю: мы должны получить возможность разблокировать средства, чтобы на них покупать стройматериалы и достраивать объекты своими силами. Сейчас же собираем команду проектного менеджмента, так как имеющихся специалистов существенно не хватает. Ее мы интегрируем в ЦПИ МОУ. Она, как уже отметил Олег Николаевич, будет заниматься технадзором реализации проекта.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛИТ ПОТРЕБНОСТИ В ЖИЛЬЕ

— Был ли аудит, собственно, запросов военных: каким они видят свое жилье?

На этот вопрос ответил Александр ПОГРЕБИСКИЙ — ветеран АТО, который закончил Киевский национальный университет строительства и архитектуры.

— Меня, Алексея Петрова, Дарью Недозим, Василия Зернецкого и других небезразличных к армии и знакомых профессионально с темой строительства людей призывали помочь в формировании оптимального варианта типичного жилья для военных. Пригласили и потому, что мы воевали, — говорит Александр. — То, что впервые увидели, было совсем непривлекательным и канонически советским. Больше всего раздражало расположение мебели и людей в комнате. Такое впечатление, что проектант не знал, что обстановка, ее цветовая гамма влияет на психологию человека, в частности и на боеспособность военных. Мы долго игрались, пока не дошли до оптимальной колористики. Обсуждали все до мелочей — какая плитка будет на кухне, где и какой душ планировать, какую конструкцию мебели выбрать. В свое время мы много жили на полигонах, в казармах и блиндажах. Поэтому имеем представление об экстремальных бытовых условиях. В октябре 2017-го мы вышли на презентацию типичного жилого блока в натуральном размере с двумя комнатами по пять военнослужащих в каждой к Верховному Главнокомандующему и министру обороны.

— Насколько широким было финансовое поле для инициативы, ведь именно оно задает рамки креативности?

— 12 июля 2017-го на заседании СНБОУ впервые публично озвучили, что часть средств спецконфиската, а это 1 миллиард гривен, выделят армии — на вопрос строительства жилья. Мы хотели их освоить, купив на них квартиры. — комментирует Олег Шевчук. — Но Верховный главнокомандующий засомневался, есть ли в этом смысл? Ведь это не решит жилищную проблему в армии! Да и за менее чем полгода, которые оставались, мы просто не успели бы потратить эти средства иным образом. Тогда он нас сориентировал, что это должны быть штатно-должностные комнаты и квартиры для контрактников на территории военных частей или непосредственно возле них. Чтобы приходя в армию, контрактник понимал: у него есть стартовое условие для жизни — комната в общежитии. Так вот, к тому миллиарду нам прибавили еще 1 миллиард именно под эту цель. На следующий 2019 год нам обещают по меньшей мере еще 1 миллиард гривен на упомянутую программу. Идея в том, что через несколько лет службы контрактник сможет переехать в комнату с лучшими условиями, где он будет жить с женой. Сейчас Юрий Бирюков организовал работу группы специалистов — строителей и математиков, которые занимаются неординарной и чрезвычайно интересной прогностикой. Они формируют математические модели того, какие будут возникать потребности у военнослужащих в разном виде жилья — комнатах, малосемейных квартирах, полноформатном служебном жилье в зависимости от сроков службы — для армии в целом и конкретных частей в частности. А наш Юридический департамент и ГлавКЭУ решают, как это оформить юридически.

— Такую модель отрабатывают в армии впервые, — включается в разговор Юрий Бирюков. — Здесь учитывают много факторов. В частности, штатную структуру части, ее ротационные особенности, текущее и прогнозируемое семейное положение военных. Это сложно, приблизительно на уровне того, как составить правильный прогноз погоды на длительное время. Мы закладываем модель, которая заставляет строить объекты по всей стране с привязкой к тем частям, которые есть в настоящий момент. Пока мы готовы сказать, какое нужное жилье в ближайшее время. То есть сколько нужно общежитий с комнатами на пять человек, сколько построить комнат на двоих или же малосемеек. Но должны рассчитать абсолютно всю диаграмму потребностей в штатно-должностном жилье.

Геннадий КАРПЮК, военный журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ