Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужно ли защищать украинскую автокефалию?

27 ноября, 2002 - 00:00

Недавно на заседании Верховной Рады народный депутат Лилия Григорович сообщила о создании депутатского объединения «Украине — Поместную Православную Церковь». В состав нового объединения вошло большинство членов парламента — 232 депутата. Депутаты имеют намерение содействовать процессам объединения разделенного сегодня православия и образования единой автокефальной церкви, а также добиваться признания этой церкви Вселенским православием. Многие восприняли этот парламентский демарш весьма скептически. В первую очередь из-за того, что депутаты не имеют — по Конституции — формальных рычагов влияния на внутренние церковные дела. А разделение украинского православия на несколько враждующих «фракций» весьма затрудняет — чтобы не сказать «делает невозможным» — какие-либо переговоры. За последние годы много Александров Македонских подступалось к этому гордиеву узлу и все — безрезультатно. К сожалению, и репутация ВР в решении действительно сложных проблем оставляет мало места надежде.

Не так просто и с гипотетическим признанием Украинской церкви другими православными церквями мира. Как показывает история, это очень длительное и сложное дело. Хотя бы потому, что в православном мире не существует четко выписанной процедуры отделения части какой-то церкви и ее канонизации, а верховенство Вселенского патриарха — чисто символическое. Все зависит от церковно-политической конъюнктуры, от отношений между отдельными церквями Полноты Православия, от того, кто кого и почему поддерживает. Как правило, «мать-церковь» (от которой отделяется новое церковное образование) соглашается последней, иногда через много десятилетий после общего признания. Трудно себе представить, что на этот восточно- православно-византийский феномен — действительную «вещь в себе» — могут оказать какое-то влияние депутаты нашей ВР. (Впрочем, царское и советское правительства могли влиять на автокефальные славянские православные церкви — методами недюжинной военной и финансовой помощи.)

Но все же патриотическая позиция депутатов, которые вошли в объединение, слишком понятна. Ведь за последние несколько лет православная ситуация в стране не то что улучшилась или нормализовалась, а, как кажется, ухудшилась: вместо объединительного движения активизировались процессы дезинтеграции. Так, УАПЦ после кончины патриарха Димитрия фактически перестала существовать как единый церковный организм; ее епископов очевидно полностью устраивает позиция удельных, ни от кого не зависимых «князей» церкви. Судя по всему, общенациональные церковные интересы их мало волнуют.

Кажется, только для того, чтобы превратить историческую драму в балаган, на нашей православной сцене только что появился еще один претендент на главные церковные роли — так называемый «Митрополит Киевский и всея Руси-Украины Моисей, глава Украинской Автокефальной Православной Соборной Церкви», «признанный Вселенским патриархом» и готовый немедленно объединить православных украинцев мира в одну церковь. Речь идет об Олеге Кулике, бывшем клирике Киевского патриархата.

До сих пор его никто не воспринимал серьезно, но существующая ситуация и без того соблазняет наше православное духовенство, предлагая ему постоянную возможность выбора. Ведь при каждом серьезном конфликте с иерархией нашим батюшкам и даже епископам есть куда податься — к другой православной ветви; кое-кто этим и пользуется.

Среди признаков ухудшения православной ситуации надо еще отметить полное прекращение каких-либо переговоров между православными украинскими церквями, которые еще несколько лет назад кое-как теплились. УПЦ Московского патриархата (МП) становится все более уверенной, непримиримой, категоричной, неприкосновенной. Какой-то дипломатичности или элементарной гибкости в ее общественной позиции сейчас незаметно совсем.

Объясняется это, не в последнюю очередь, тем, что значительная часть политического истеблишмента, крупных предпринимателей, банкиров решительно поддерживает именно каноническую церковь — УПЦ МП. Вот и сейчас, несмотря на тотальные изменения в их рядах, наши высшие должностные лица не забывают о каноническом православии. Сразу после утверждения премьер-министр Украины Виктор Янукович нанес визит митрополиту Владимиру, Предстоятелю УПЦ МП — чтобы получить его благословение на служение Украинскому государству. Может не все знают, но г-н Янукович является кавалером трех церковных орденов — два ордена УПЦ МП и один — Русской православной церкви. (Интересно, почему люди, которые в наше время получили очень много власти и капитала, так любят «каноничность»? Кажется, дело здесь не только в пророссийской политике.)

А если вспомнить, как дружески общалось с УПЦ МП недавнее коммунистически-социалистическое парламентское большинство (абсолютно бескорыстно и особенно перед выборами), то становится полностью очевидным необходимость и своевременность образования депутатского объединения «Украине — Поместную Православную Церковь». Будем надеяться, что оно станет определенным противовесом существующей сегодня правительственной тенденции безоглядно поддерживать церковь, которую, с другой стороны, твердо поддерживает российский истеблишмент.

Позиция Московского патриархата в отношении независимости Украинской церкви абсолютно ясна и понятна каждому — при отделении Украинской церкви он теряет многое, даже слишком многое. Может, не всем это известно, но арифметика здесь такова. Сегодня на территории России насчитывается 11 тысяч приходов Русской православной церкви (РПЦ). В Украине общее количество православных приходов — 15 тысяч. Это, как видим, больше, чем в России, и больше, кстати, чем в любой другой православной стране мира. Из этих 15-ти тысяч в состав УПЦ МП входит более 10-ти тысяч приходов. Иными словами, Украинская православная церковь МП составляет почти половину «владений» Московского патриарха (если не считать небольшие зарубежные Русские церкви и приходы). (Справка. Сегодня в России около 60% крещеных граждан; практикующих православных — 2%. Как сказал известный французский православный богослов Оливье Клеман, «сейчас Россия — более секуляризованная страна, чем Франция».)

Поэтому-то так энергично, так цепко, невзирая на средства («цель оправдывает все») Московская патриархия пытается удержать свою «украинскую православную колонию». Ведь когда (если?) украинское православие объединится и станет независимым, российский статус «Третьего Рима» может поколебаться — ее количественное православное преимущество уже не будет таким безаговорочным. Вспомним, что идея «Третьего Рима» была основой церковной (и светской также) политики России в течение многих веков (с ХV в.). Кажется возможным, что появление на мировой сцене такой большой церкви, как Украинская поместная церковь, может изменить расстановку сил, акценты и связи во Вселенском православии и безусловно будет иметь для Украины заметное внешнеполитическое значение.

Не нужно доказывать, как остро Украина нуждается в своей, ни от кого не зависимой и единой Православной церкви. И имеет на это все права — исторические, политические, канонические. Как бы нас ни завораживали словами «канонический» — «неканонический». Давно и каждому известно, что дорога почти всех (кроме четырех так называемых исторических патриархатов) православных церквей к статусу автокефальных всегда проходила через десятки лет, а то и века непризнания, т.е. неканоничности. И мы не можем надеяться на единодушное и быстрое признание Украинской Поместной церкви православным миром. Может случиться так, что это признание будут праздновать наши далекие потомки. Но это — другое дело. Наш долг — образовать эту церковь.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ