Сергей ТЕРЕХИН, народный депутат:
— Начнем с того, брало ли правительство в течение «безкредитного» периода в долг? Брало. Каким образом? На внутреннем рынке государственных облигаций частный сектор не инвестировал, потому что все еще хорошо помнят кризис 1998 года, и доверие к ОВГЗ восстановится не скоро. Не давал денег в больших масштабах Мировой банк и другие международные финансовые организации. Что же в таком случае делал кабинет «реформаторов»? А правительство выпускало ОВГЗ и путем политического давления заставляло Национальный банк их покупать. В Верховной Раде на этой сессии будет обсуждаться вопрос: что делать с накопленным долгом Минфина перед НБУ? Реструктуризировать, простить или заставить платить? Если последний вариант, тогда сбалансирование бюджета и своевременные социальные выплаты становятся весьма сомнительными. Если Кабинет Министров расплатится со всеми долгами, бюджет войдет в очередной фискальный дефицит. Немаловажен и следующий аспект. Если бы Украина была финансово цивилизованной и четко исполнялся Закон «О Национальном банке», который вообще запрещает центральному банку финансировать (прямо или косвенно) дефицит бюджета, каким образом правительство покрывало бы временный фискальный дефицит? И вот тут становится понятным, что реальных путей для этого два: брать сравнительно дешевые и длительные кредиты МВФ или опять на внешнем рынке продавать свои обязательства под 20—30%, влезая в «долговую яму». К тому же, при условии строгого следования Минфином положений Закона «О НБУ», стоимость внутреннего заимствования намного выше кредитов МВФ. Я считаю, что все разговоры о том, что пора уже прекратить брать кредиты МВФ, беспочвенны. Чехия отказалась от таких кредитов, когда настала фаза инвестиционного «перегрева»: чрезмерно большой объем иностранного капитала, пришедший на чешский фондовый рынок и рынок прямых инвестиций, начал угрожать стабильности чешской кроны. Она начала ревальвировать, что, в свою очередь, привело к сильному чешскому экспорту. Нам такой «угрозы» ждать очень долго, поэтому кредиты однозначно нужны. Но правительство должно более жестко отстаивать свои позиции перед МВФ.
Владимир БАРАБАШ, генеральный директор фирмы «Мономах»:
— Кредиты нужны, по моему мнению, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, не столько нужны сами деньги, сколько связь с внешним цивилизованным миром. Тенденции изоляционизма, которые следуют из разговоров о том, что «Украина обойдется своими силами», гораздо опаснее, чем неполучение кредитов. Чиновники с советским происхождением уютней себя чувствуют, когда международные организации с современными требованиями к организации управления, власти и развитию экономики находятся подальше.
Во-вторых, сегодня очень усилилось давление контролирующих органов на бизнес. Естественно, не на тот, который сидит «на рубильнике» или «на трубе», а на малый и средний. И «обдирание» украинские предприниматели чувствуют на себе каждый день. Причина понятна — «сверху» поступила команда: «нужны средства на решение социальных вопросов». Те, кто никогда не платил налоги, и сейчас живут спокойно. А предприниматели, находящиеся в отдалении от власти, ощущают давление по полной программе. Недостаток денег в бюджете вызывает соответствующую реакцию фискальных органов, действующих по принципу «выгребать любым путем». Кредиты МВФ нужны для того, чтобы бюджету «легче дышалось».
Станислав АРЖЕВИТИН, председатель правления АБ «АЖИО»:
— Обойтись без кредитов МВФ Украине сегодня будет чрезвычайно трудно, ведь это тот оборотный капитал, который нужен для поддержки нормальной экономической жизни в стране. Прежде всего, кредиты нужны для того, чтобы обслуживать $12 млрд. основной суммы долга, требующей ежегодных выплат. Если бы в государстве была только эта проблема, можно было бы использовать валютные резервы Нацбанка и покрывать внешние долги, как это было в течение года, когда мы не получали кредитов от МВФ. К тому же, если бы у нас не было других долговых обязательств, например, перед Россией и другими странами. Если бы у нас была здоровая экономика с прогрессирующим ростом ВВП, нормальным выполнением бюджета, улучшением платежного баланса, кредиты, конечно же, не нужны. Если бы мы смогли мобилизировать все те средства, которые сегодня находятся «на руках», то есть за пределами официального сектора, и втянули их в экономические процессы, мы бы пополнили оборотные средства, нужные для вращения экономики. Но все эти «если бы» сегодня не реализованы. Я могу только согласиться с мнением, что Украине достаточно было бы получать только средства, которые пошли бы на погашение валютных внешних долгов. Нужно остановиться и не набирать кредиты для того, чтобы решать наши внутренние проблемы по социальным выплатам. Это уже мы должны делать за счет нашей реальной экономики, а не наращивать долги.