Прежде чем окончательно получить Томос от Вселенского патриархата в Константинополе, объединительный Собор в Украине должен утвердить устав новой церкви и избрать предстоятеля.
Кроме внешней угрозы, которую несет Кремль через Русскую православную церковь, которая в том числе влияет с помощью УПЦ Московского патриархата, опасны внутренние противостояния внутри украинского православия. И, похоже, этот вопрос стоит перед Вселенским патриархатом не менее остро и серьезно, чем действия Москвы. Судя по последним решениям Константинополя и УПЦ Киевского патриархата, возникли противоречия.
Митрополит УПЦ МП Александр (Драбынко) на своей странице в ФБ выложил письмо Патриарха Варфоломея предстоятелю УПЦ МП Онуфрию, в котором призывает его принять участие в объединительном Соборе.
«Мы хотели довести до ведома Вашего Высокопреосвященства эти предварительно принятые решения Матери Церкви через назначенных нами в Киев экзархов, но, к сожалению, Вы отказались взаимодействовать с ними. Возвращаясь сейчас к тому же вопросу второй раз через это Патриаршее письмо и обращение к Вам, как «Высокопреосвященный митрополит Киевский», в форме икономии и милости, мы сообщаем Вам, что после выборов Предстоятеля Украинской Церкви органом, который будет состоять из клириков и мирян, Вы не сможете экклезиологически и канонически носить титул Митрополита Киевского, который Вы все равно носите сейчас в нарушение описанных условий официальных документов 1686 года», — говорится в документе.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Здесь важно не только то, что после выбора Предстоятеля новой Церкви митрополит Онуфрий уже не сможет носить титул «Митрополит Киевский», но и то, что Константинополь предлагает формат Поместного собора, в котором смогут принимать участие и клирики, и миряне. Делегация из епископа, священника и мирянина — это и есть формат Поместного собора. Плюс Вселенский патриархат предлагает, чтобы голосование на Соборе было закрытым.
Однако УПЦ КП на заседании своего Синода приняла решение, что голосование должно быть открытым, а также: «Во время подготовки регламента Собора должно быть учтено, что это Архиерейский Собор единой поместной автокефальной Украинской Православной Церкви, потому право голоса должны иметь только украинские иерархи — члены Собора. Присутствие духовенства, монашества и мирян возможно только без решающего голоса. Участие делегатов от духовенства, монашества и мирян с правом решающего голоса предусматривает проведение Поместного Собора, представительство на котором возможно лишь на основе равенства и пропорциональности (в зависимости от количества парафий), что усложняет процедуру созыва Собора, особенно в определенный срок».
По сути, Константинополь предлагает созвать полноценный Поместный собор, а Киевский патриархат — Архиерейский собор, то есть урезанный. «Объединительный собор должен быть Поместным, а голосование на нем — тайным, пишет в ФБ сотрудник Отделения религиеведения Института философии им. Г.С.Сковороды НАН Украины, доктор философских наук, профессор Александр САГАН. — Это отвечает и взгляду Вселенской патриархии, и давним украинским церковным традициям. Кое-кому не нравится, что может не сработать «математическая» формула, и они не смогут гарантированно «продавить» своего кандидата. Но на то и Поместный Собор (наивысшее церковное законоправное учреждение), который призван не утверждать где-то на кухне кулуарно избранного кандидата, а свободными голосами выбирать предстоятеля Церкви. В церковном вопросе у нас почти дежавю 1917-1921 годов. Сколько же можно грабли мучить? Нужно привыкать, что есть свободный выбор, и нужно уважать право каждого его осуществить...».
Тем временем, религиозный публицист Татьяна Деркач приводит слова Патриарха Филарета: «Мы худшего не примем и все отбросим. Если от нас будут требовать то, что нам не полезно, мы просто не примем. Ведь Киевский патриархат является наибольшей церковью. И от нас зависит — примем мы то, что нам будут предлагать, или не примем... если это будет бесполезно нам, ни государству, ни украинскому народу — мы просто не проголосуем и отбросим — и все».
И реагирует: «Нам» — это кому? Ваше Блаженство, Вы можете сделать любой выбор — это Ваше право. Можете не проголосовать и все отбросить. Но позвольте в таком случае и нам сделать свой выбор. Вы можете своими руками разрушить то, что сами строили 27 лет. Можете оставаться с теми, кто отбросит и не проголосует. Но останутся те, кто проголосует — и многие из нас пойдут в Поместную Церковь. А бывший КП официально станет расколом. Безальтернативность закончилась».
По словам экспертов, если будет таки урезанный Собор, который примет решение, то это может стать поводом для непризнания или затягивания с признанием, другими православными церквами мира единой поместной УПЦ.
Позицию УПЦ Киевского патриархата официально у себя на странице в «ФБ» разместил Архиепископ УПЦ КП ЕВСТРАТИЙ (Зоря): «1. В Киевском Патриархате готовятся к Собору и намерены принимать в нем участие. 2. В соответствии с благословением Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея в работе Собора примут участие архиереи, клирики, монахи и миряне. 3. Наличие предложений со стороны Киевского Патриархата к регламенту Собора или процедуре избрания Предстоятеля не означает, что в итоге не будет согласовано совместное видение. Как участники Собора мы с очевидностью вправе вносить свои предложения, аргументировать и поддерживать их. 4. Учитывая активную роль, которую играет Президент Украины в вопросе предоставления Томоса, а также, что фактически уже идет избирательная кампания — понятно, что некоторые оппоненты Президента, по политическим мотивам, максимально заинтересованы в том, чтобы будоражить страсти и подчеркивать противоречия. В Киевском Патриархате конструктивно настроены перед Собором согласовать с его Главой, представителем Вселенского Патриарха митрополитом Эммануилом, и со всеми другими сторонами все необходимые вопросы, чтобы Собор прошел успешно. Те вопросы, которые находятся в компетенции исключительно Собора — соответственно будут решены на Соборе, для чего он собственно и созывается».
В действительности ситуация очень сложная и неоднозначная. «Что касается Предстоятеля, то лично на мой взгляд, на эту должность нет достойнее, чем Патриарх Филарет, — комментирует «Дню» доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиеведения отделения религиеведения Института философии НАН Украины Людмила ФИЛИПОВИЧ. — Здесь нужно осознать, что этот человек строил дом единой церкви. И было бы неверно, если бы ключ от этого дома достался другому. С другой стороны, пока не видно соответствующих амбиций от других возможных кандидатов».
Президент Украины Петр Порошенко прав, когда говорит что государство и Вселенский патриархат «сделали свое дело». «Возможно, даже больше, чем мог, учитывая то безумное давление и угрозы, которые сегодня ему (Варфоломею. — Ред.) поступают из Москвы», — подчеркнул Президент. «Сейчас колоссальная ответственность ложится на иерархов церквей»», — добавил он.
Сегодня Украина фактически находится на финишной прямой в получении долгожданного Томоса. Нужен заключительный мудрый шаг.
«С самого начала процесса объединения церквей все выглядело более оптимистично и прозрачно, — говорит Людмила Филипович. — Не хочу выражать свою обеспокоенность сейчас, тем более, что считаю: мы должны полностью ориентироваться на позитив и конструктив. Нужно подбадривать и себя, и всех, кто приобщен к этому процессу. Но при этом необходимо считаться с важными моментами, которые могут воспрепятствовать такой внутренней интеграции церквей. Сейчас не является ожидаемой позиция всех участников процесса. В последнюю минуту могут измениться заявления от тех или иных церквей. Существует риск, что некоторые участники могут выйти из процесса. Поэтому сейчас рано делать окончательные выводы. Неожиданности можно ожидать в том числе и от УАПЦ. Мне кажется, что от людей нынче почти ничего не зависит. Зависит все от той силы, в которую эти люди верят. Эта вера должна дать людям и мудрость, и выдержку, и надежду. Здесь и смиренность, и любовь к Украине, и осознание непростого пути, который прошла наша церковь для того, чтобы получить этот статус».