Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О чем молчит восток Украины?

Европейские настроения на Харьковщине и проблемы региона обсудили на публичной дискуссии Центр «Новая Европа» и Carnegie Europe
14 сентября, 2018 - 11:41
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В 2014 году Харьков выстоял, там не удалось создать так называемую «Харьковскую народную республику». Однако это еще не свидетельствует о европейском выборе этого региона. Харьковщина еще не определилась, на чьей она стороне. «Молчаливым большинством» называют это явление аналитики Центра «Новая Европа» и Carnegie Europe, которые 12 сентября в дискуссии представили свои исследования «О чем молчит Харьков? Евроинтеграционный срез Харьковщины» и «Восток Украины: адаптация и выживание».

«Явление молчания или неопределенности присущи южным и восточным областям. Мы заметили это в прошлом году по результатам ежегодного опроса молодежи в возрасте от 14 до 29 лет. В вопросах, которые касались конфликта между Украиной и Россией, в большинстве молодежь выбирала опцию «трудно сказать», «прочее». В некоторых вопросах опция неопределенности достигала 60%. С евроинтеграционными процессами такая же ситуация. Так на чьей стороне эти люди, и о чем они молчат?» — рассказывает Сергей Солодкий, первый заместитель директора Центра «Новая Европа».

Харьковщина неоднозначно относится к событиям на Донбассе, люди склоняются к компромиссу и нейтральности, а проевропейские настроения в регионе не выросли. Причины этих явлений очевидны. Говорит Наталия Шаповалова, аналитик Carnegie Europe: «Восток Украины не так уж и отличается от остальной части страны. Проблемы Харьковщины отражают то, что в целом происходит в государстве. Это и проблемы с коррупцией, управлением, верховенством права, деградацией реформ, непрозрачностью местной власти. Мы хотели также исследовать, как вооруженный конфликт на востоке Украины, события 2014 года отразились на регионе, на его жителях, на экономике. Мы поняли, что фактор России есть и остается очень важным. Многие местные эксперты говорили, что раньше у них не было границы, а теперь она есть. Была очень большая интенсивность межличностных, торговых связей, а теперь она очень сократилась».

Относительно евроинтеграции люди просто боятся высказываться, они не уверены в своей позиции, потому что их мнение может быть осуждено общественностью. По словам Екатерины Зарембо, заместителя директора Центра «Новая Европа», если бы люди голосовали на референдуме о вступлении в ЕС в ближайшее время, то в Харькове преобладал бы ответ «нет». «Восток Украины и Харьков не отличаются от остальной части страны в том, что хотят улучшения стандартов жизни, которые должна бы принести евроинтеграция. Если бы люди видели конструктивные изменения, это бы для них означало улучшение и евроинтеграцию», — говорит аналитик.

Люди погружаются в определенную социологическую «серую зону», и их поведение будет трудно предусмотреть, особенно перед выборами. Исследования показывают безумную поддержку нынешнего мэра Харькова Геннадия Кернеса. Его локальный политический режим не допускает политической оппозиции или альтернативы. В то же время, если такой фигуры в Харькове не станет, то есть угроза, что в этом политическом вакууме могут прорасти как пророссийские, так и проукраинские радикалы или популисты.

«Город на следующих выборах, скорее всего, поддержит те политические силы, которые не связаны с Майданом», — комментирует Владимир Фесенко, председатель Центра прикладных политических исследований «Пента». — «Проблема заключается в отсутствии ярких личностей, которые могли бы претендовать на должность мэра или же просто на роль авторитетов с украинской и европейской позицией. Воспитание, поддержка сильных и ярких личностей, которые станут новыми лицами проукраинской Харьковщины, — одна из главных задач на ближайшее будущее».

Юлия ДОВГАЙЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ