Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О феномене украинской Свободы

Мы доказали всему миру, а главное, самим себе, что готовы платить за Нее высокую цену! Теперь бы научиться пользоваться Ею!
23 мая, 2014 - 12:00
О феномене украинской Свободы
ФОТО МАРИНЫ ГОЛОВНЬОВОЙ

Термин «Свобода» имеет множество разных толкований. Свобода воли человека, гражданские свободы, духовная свобода личности. Вне этого, привычного для уха слова невозможна этика, невозможна философия, невозможна юриспруденция. Невозможна сама действительность таковой, как мы ее воспринимаем. Поэтому вполне понятно, что на протяжении веков возникала потребность человека в Ее воплощении. Воплощении в красках, на письме, в музыке и в камне. В случае, о котором пойдет речь, — в смеси бетона и извести. А впрочем...

 Речь пойдет о львовской статуе Свободы, которая в некоторых других источниках имеет название «Галицкой Бережливости». И хотя споры продолжаются и относительно названия, и относительно авторства скульптурной группы, которая является венцом фасада дома по адресу проспект Свободы, 15 в Львове, но более знаменательной фигуры для города и не найти. И не только благодаря созвучности Свободы в короне на крыше культового (учитывая назначение) сооружения и названия главного проспекта города Льва, — а, скорее, в силу удивительной потребности украинцев вообще, и галичан в частности эту свободу в себе (у себя) иметь. Во всех Ее измерениях, и в разные времена. В любом Ее толковании. Но хотя бы в одном воплощении в камне, даже если этот камень искусственный. Каждый житель этого города будет с чисто галицким рвением Вас убеждать, что Свобода искусственной не бывает. Но есть ли в этом споре смысл, когда события последнего полугодия в Украине убедительно доказали справедливость этого тезиса всему миру.

 Сегодня, в эти дни на страницах западных СМИ о событиях в Украине пишут не иначе, как о самых «выдающихся в ХХІ веке». И хотя новый век только начался и большинство из читателей может скептически заметить, что такие красноречивые заглавия в новостях являются ничем иным, как публицистическим преувеличением, и все же... Должны признать, учитывая рост американской «кумы» нашей украинской «Свободы», — преувеличения присущи миру за пределами нашего Государства. В частности — в слове. Или — в скульптуре.

 Но целесообразно ли говорить о преувеличении в смысле существования свободы как таковой? В смысле значения Ее фигуры. Стремления Ее... В чертах лица Львовской Свободы на проспекте с Ее именем и Нью-йоркской Свободы на тождественном по названию острове наблюдательный глаз зрителя распознает много общих черт. И хотя мерило этих двух скульптур разное, однако лепили Их с одного «лица». С одним и тем же стремлением. С одной и той же тоской. С извечной жаждой. Лепили с лица свободной женщины. Со стремлением выбора — возможностью выбирать. То ли из окружающих мужчин на должность достойного мужа, то ли в выборе, что не для подсчета — между сельским хозяйством и промышленностью, которые олицетворяют в себе фигуры в объятиях галицкой Звезды — расчетливой, цветущей, и, учитывая мужественную поддержку, вполне успешной и уверенной в своем месте во главе города Панянки.

Статуя Свободи. Фото Артема Жукова / http://artemioz.blogspot.com

 Что касается возраста, то должны признать, что американская сестра не только ростом нечего сказать (93 метра с постаментом), но и по годам опережает Галичанку. С незначительной как для скульптуры разницей в пять лет, — и кто же их считает, когда речь идет о Женщинах. Галичанкой занимался и стал Ей крестным отцом известный скульптор, автор многих сооружений в городе Льва, итальянец с деда-прадеда Леонард Маркони. Замысел создать статую Свободы в женском воплощении, как символ независимости и демократии принадлежит французскому юристу и ученому Эдуарду Рене Лефевру де Лабулайе. Жизнь в американскую Красавицу зато вдохнул француз Фредерик Огюст Бертольди, первую работу над формами которой и сегодня можно увидеть собственными глазами в Люксембургском саду недалеко от Эйфелевой башни, автор которой, как настоящий француз, не смог обойти искушения и самому приобщится к грациозному выходу в Новый Свет молодой Протеже. Это благодаря его вышколу Нью-Йоркская женщина и сегодня удивляет зрителей своим стройным телосложением и одновременно устойчивой позой, — он создал чугунно-стальную опору и каркас. А вот «сукно» из медного волокна заказали в России. То ли на территории современного Башкортостана, то ли на нижнетагильском медноплавильном заводе, — точно неизвестно. Самый большой, на то время, фундамент залили Свободе под ноги немецкие подрядчики. Значительной финансовой помощью в организации своего бала коронованная Красавица обязана известному меценату и издателю по совместительству New-York World господину Пулитцеру. И хотя немного позже (в 1903 году) в пьедестале появилась бронзовая пластина с сонетом Эмми Лозарес под названием «Новый Колосс», и во время своего первого бала 28 октября 1886 года среди собравшихся были только два лица женского пола, — восьмилетняя дочка Лессенса и жена Огюста Бертольди. Однако цепи были символично разбиты нежной (в 10-ки тонн) пяткой и «Свобода, осеняющая мир» начала свою светскую жизнь уверенной поступью. С благословения таких разных и ярких родителей, а, может, именно их разнообразием она и обязана своей красотой и характером...

 Что касается львовской Панянки, все, как и положено камерному городу, было значительно скромнее. В 1891 году Леонард Маркони закончил скульптурную группу из трех фигур под названием «Бережливость» на аттике здания Галицкой сберегательной кассы (ныне «Музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины»), чем, вероятно и было обусловлено название композиции. Со временем, и это не удивительно, учитывая местную ментальность, как-то само по себе добавилось прилагательное «Галицкая», и несмотря на тяжелые времена и запущенность в советскую разруху, украинская «Свобода» по сравнению со своей родной сестрой получила достаточно символическое общество двух мужчин и скорее властвует, чем провозглашает, скорее, господствует, чем шагает в будущее. Господствует над городом Льва. Властвует над сознанием украинцев. Всех. Словно смеется над бедностью истории украинских земель. Сжимая в объятиях мужчин, и пророча благосостояние и плодородие, которые во все времена шли бок о бок с Ней. Свобода, которая связала не цепями, а мягкими объятиями во всех мирах, Новых и Старых, людей со свободой в душах и в крови — соблазнила к единству всех, кто с достоинством говорит друг с другом на украинском языке, не отрекся ни от своей земли, ни от корней, которые доходят до древних стен под зданиями в самом сердце украинских городов и поселков. В частности города Льва, который одолжил унаследованную корону с рыцарским достоинством облюбованной на балу Красавице, обрекая украинцев на вечную жажду Ее объятий. Объятий свободы. Свободы превыше всего. До смерти и во все времена...


Андрей ПАРУБИЙ, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины:

Прийти на выборы — это поддержать украинскую концепцию и чем больше будет явка во всех уголках Украины, тем будет более весомый эффект легитимной власти и украинской победы над Путиным.

(ukrinform.ua)

Дмитрий БЕЗРУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ