В преддверии саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, на котором ожидается подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, все больше внимания сосредотачивается на нашей стране со стороны стран Евросоюза. Позавчера с визитом в Украину прибыл заместитель министра иностранных дел Финляндии по экономическим вопросам Матти АНТТОНЕН. «Идея моего визита в вашу страну, — рассказал он в эксклюзивном интервью «Дню», — состояла в том, чтобы посмотреть, что происходит здесь, в Украине. Завтра мы будем участвовать в мероприятии фирмы Inkerman International и потом — в ежегодном саммите «Ялтинская европейская стратегия».
— Для нас Украина — важный европейский партнер, — говорит Матти Анттонен. — Думаю, что мы не используем полностью эти возможности и в Украине, и в Финляндии. Товарооборот между нашими странами составляет примерно 500 млн евро. Финляндия очень ждет Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Это фундамент будущего развития экономических отношений между нашими странами. Речь идет не только о торговле, но и об инвестициях. Потому что предсказуемость и стабильность украинской экономики выиграет от подписания и вступления в силу этого соглашение. И думаю, что это будет играть важную роль в отношениях между нашими странами.
Это такой путь, который мы использовали в Финляндии. Наш договор об ЗСТ с ЕС был подписан в начале 1970-х годов. Такой же путь прошла Словакия, Венгрия, Польша, другие страны Центральной Европы. И это был план реформ для этих стран. Если посмотреть на достижения этих стран в течение последних 20 лет, то можно увидеть, что первым шагом был договор о ЗСТ, за которым последовали другие шаги. За этот период эти страны достигли огромных успехов. Думаю, у Украины впереди тоже огромные возможности. И поэтому этот договор о ЗСТ так важен. Это не исключает хорошие торгово-экономические отношения с другими странами, в том числе с Россией, Китаем, Японией и т.д. Можно иметь договоры о ЗСТ со многими странами. Именно так действует теперь ЕС. Мы ведем переговоры с США, Японией, Индией, МЕРКОСУРом. Уже заключены договоры о ЗСТ с Сингапуром, Мексикой и другими странами. Думаю, что такой подход в нынешних условиях — единственно возможный. Расширение свободной торговли через ВТО идет очень медленно. Поэтому надо использовать такой двухсторонний подход, Украина — это часть стратегии ЕС по расширению ЗСТ со многими странами. И такая же позиция у нас относительно России. Как неоднократно заявляло российское руководство, их цель — тоже свободная торговля с ЕС. Поэтому мы все — за расширение торговли и экономических отношений.
— Наверное, это не совсем так. Ведь Россия препятствует подписанию Соглашения Украины с ЕС и наоборот — втягивает в Таможенный союз. Разве это не очевидно?
— Все равно, у России тоже есть цель подписать договор о ЗСТ с ЕС. Президент Путин неоднократно заявлял о зоне свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.
— Заявления российского президента — это хорошо, но как у вас смотрят на то, что Россия оказывает давление как раз на Украину с целью вступления ее в Таможенный союз, чтобы потом выторговать более выгодные условия с ЕС? Это тоже слова Путина.
— Украина уже имеет договор о ЗСТ со странами СНГ, и это очень легко объединить с договором о ЗСТ с ЕС. Но стать членом двух таможенных союзов — это невозможно. В то время как ассоциация Украины с ЕС не мешает свободной торговле с Россией.
«Если экономические игроки будут знать, что Украина — это часть европейского экономического пространства, свободной торговли с ЕС, то инвесторы начнут по-новому смотреть на возможности Украины»
— А правительство Финляндии «за» подписание Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной в Вильнюсе или еще раздумывает над этим вопросом?
— Украина имеет определенные обязательства. Мы надеемся, что она их выполнит, и уже после этого можно подписать соглашение. Выполнение же взятых обязательств — в интересах Украины, а также Европы.
— Как известно, на российской таможне также задерживали продукцию Inkerman International, одним из крупных акционеров которой является финская компания. Как у вас восприняли этот инцидент, который у нас рассматривается как один из рычагов давления России на Украину?
— В данном случае надо работать в рамках правил ВТО. Мне кажется, что в правительстве Украины до сих пор не оспорили действия России в этой организации. У вас хотели решить эти вопросы в двухстороннем порядке. Это, конечно, тоже возможно. Правительство имеет право действовать и так.
— Какие вы видите возможности для развития сотрудничества между нашими странами?
— Возможности появятся в очень многих сферах, особенно после вступления в силу этого соглашения. Посмотрите, какое развитие получили бывшие страны советского лагеря — Словакия, Чехия, Польша — после подписания этого договора в начале 1990-х годов. Кто мог подумать тогда, что Словакия станет такой большой площадкой для выпуска автомобилей.
Если экономические игроки будут знать, что Украина — это часть европейского экономического пространства, свободной торговли с ЕС, то инвесторы начнут по-новому смотреть на возможности Украины. А в каких сферах — это зависит от конкретных предприятий. Вес вашей страны в экономическом пространстве Европы усиливается, и она станет важным членом европейской семьи. Конечно, Украина — это промышленная страна, одновременно тут имеются возможности в сфере сельского хозяйства. Украина является важным экспортером сельскохозяйственной продукции.
В вашей стране уже присутствуют финские компании. Они чувствуют, что Украина хорошее поле для производства, например, стальных конструкций.
— Господин Анттонен, что бы вы хотели через нашу газету сказать украинцам в преддверии саммита в Вильнюсе?
— Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что европейская интеграция должна продвигаться. Во-вторых, не надо забывать о глобальном развитии, например о том, что Европейский Союз и Соединенные Штаты начинают очень важные переговоры о ЗСТ. До сих пор — это два самых крупных экономических игрока на мировом уровне. Если мы найдем общий язык, это будет иметь большое значение для развития мировой экономики. Даже пять лет назад было трудно поверить, что ЕС и США серьезно будут вести переговоры о свободной торговле. Думаю, что это заставит других мировых игроков задуматься.
Наш финский опыт показывает, что только через конкуренцию мы можем стать более конкурентоспособными. Этому содействует интеграция на мировом и европейском уровне с одновременной реализацией реформ в собственных странах, уменьшением коррупции и улучшение системы образования.
Некоторые люди задают вопрос: как Европа справится с кризисом? У нас много хороших компаний во многих сферах, у нас самое хорошее образование. А это реальное преимущество в конкурентоспособности. Действительно, у нас есть проблемы на уровне финансирования государства. У некоторых государств, входящих в ЕС, слишком много долгов, но мы справимся с этими проблемами. Тем не менее, европейская экономика может хорошо конкурировать на мировых рынках. И сближение Украины с Европой — очень перспективное дело, это в пользу и Украины, и Европы. У нас тоже был такой путь. Он не всегда был легким, но оказался полезным для нас. Наши компании не были бы такими конкурентоспособными, какими они сейчас являются на открытых и больших рынках. Монополизация и спецрешения — это не путь к реальной конкуренции.
Сближение России с ЕС тоже перспективное дело. Это не мешает и Украине, и России торговать с другими крупными рынками.
— Какой видит Финляндия будущую Европу: как федеральную или как национальную?
— Я думаю, что в нынешних условиях путь к федерализации нереален. Надо решать конкретные экономические проблемы Европы и после этого думать, что делать дальше. Сейчас существуют очень конкретные проблемы, которые нуждаются в реальных решениях: создание банковского союза и так далее. Это фундамент, на котором строится европейская интеграция. Всегда появлялись решения конкретных проблем. И уже после этого возникал новый толчок интеграции.