Переход к открытой стадии конфликта по линии «Батьківщина»-Гриценко» пророчили давно. Но разразился он только сейчас. На вечернем заседании фракции в понедельник, было принято решение обратиться к народному депутату Анатолию Гриценко с требованием сложить депутатский мандат. Причина: его действия противоречат соглашению о непротивостоянии оппозиционных политических сил и о его активном участии в информационной войне власти против оппозиции. В ответ Гриценко заявил, что готов сложить мандат вместе с Арсением Яценюком. Дальше были взаимные обвинения — кто ходит на Банковую в Администрацию Президента за советами и т. п.
Парадокс. С одной стороны, партия недавно объединилась, а следовательно, должна стать сильнее, с другой — возможно, это и является методом концентрации власти руководителями партии, избавляясь от «неугодных».
Почему возник этот конфликт?
«Само формирование ОО «Батьківщина» на момент своего создания предусматривала конкуренцию лидеров из разных партий, — комментирует «Дню» политолог Михаил Басараб. — В настоящее время между некоторыми лидерами отношения нормальные, а между некоторыми существует взаимное неприятие. Это могут быть сугубо психологические моменты или предыстория каких-то отношений. Думаю, скрытое неприятие между Яценюком и Гриценко было и раньше. Но для того, чтобы конфликт вошел в открытую фазу, нужны были «благоприятные» обстоятельства или повод. Сейчас, когда в оппозиции многое не выходит, когда оппозиционные лидеры не всегда отвечают запросам оппозиционного избирателя, эти конфликты обостряются. Ситуация является не лучшей для «Батьківщини», ведь поднимает на поверхность скрытые проблемы».
Поставим два вопроса. Первый — прав ли Анатолий Гриценко, когда критикует «Батьківщину»? Скорее, да. Второе — имеет ли он на это право? Скорее, нет. К вопросу ответственности всех. Напомним, что в отсутствие Юлии Тимошенко, Гриценко фактически стал вторым номером в списке «Батьківщини», что обеспечило ему комфортное прохождение в парламент. Ведь преодолеть проходной барьер у «Громадянської позиції» самостоятельно шансов не было.
«Хотелось бы, чтобы «Батьківщина» становилась сильнее, — говорит «Дню» член партии Остап Семерак. — Для этого должна быть внутренняя дискуссия. Я подчеркиваю, дискуссия должна быть внутренней. Есть масса возможных инструментов — как провести эту дискуссию. Площадка программы «Шустер LIVE» является последним местом, где можно проводить внутреннюю дискуссию. Кроме того, нужно брать на себя какую-то ответственность. Гриценко говорит, что во фракции плохая дисциплина при голосовании. Мне кажется, что вместо того, чтобы критиковать это на программе Шустера, нужно на заседании фракции сказать: «Яценюк не справился, я лидер одной из партий-основательниц, поэтому беру на себя ответственность обеспечивать дисциплину во время голосований».
Семерак признает, что такой конфликт является вредным для партии, ведь подрывает ее единство. Вместе с тем, он убежден, что выводы будут сделаны. Между тем, в другом лагере — властном, такими болезнями не болеют (даже находясь в оппозиции, Партия регионов сохраняла единство). В нынешней властной партии есть разные группы влияния, но характер публичности внутрипартийные конфликты получают крайне редко. В оппозиции это объясняют тем, что, дескать, «мы демократические, а они — авторитарные». Это, действительно, разные партии, но вряд ли это может быть единственным объяснением.
«Постоянные попытки скрыть большой пласт проблем, которые есть среди оппозиции, делают ее не сильнее, а слабее, — отмечает Басараб. — Многолетние попытки простить многим оппозиционным политикам их незаконные поступки, попытки скрыть постоянную междоусобную войну и борьбу за влияние, интриганство, византийщину, которая сегодня охватывает оппозицию, приводит к тому, что оппозиция становится слабее. В действительности, для того, чтобы любой субъект, который находится в конкурентной среде, становился сильнее, ему не нужно скрывать проблемы. Прежде всего самому себе нужно сказать правду и проанализировать то, что происходит в данном случае. Только когда будут сделаны выводы из своих ошибок, этот субъект станет сильнее».
Чем бы не закончился конфликт «Батьківщина»-Гриценко», а все идет к тому, что последний будет исключен из фракции, противостояние демонстрирует низкую планку оппозиции. По-другому и быть не могло. С самого начала — при формировании тех же списков выставлялись низкие критерии.