Об этом свидетельствует количество зарегистрированных профилей депутатов местных советов в социальной сети Facebook. Тенденция общенациональная и связана с разными факторами, которые сегодня сошлись в одной точке.
Возьмем для примера город Кропивницкий — областной центр среднего размера, расположенный в центральной области, которая воспроизводит модель Украины в миниатюре. Тенденции, присущие Кропивницкому, можно примерять в целом к стране.
Итак, по состоянию на сегодняшний день, по данным кампании «Аттестация депутатов местных советов», 39 из 42-х депутатов Кропивницкого городского совета седьмого созыва, то есть 93%, имеют зарегистрированные профили в Facebook. В 2013 году, то есть в на то время еще Кировоградском городском совете шестого созыва — таких было 12 из 76, то есть всего лишь 16% (согласно результатам мониторингового исследования Ассоциации политических наук).
Из этих 39 депутатов только 11 страниц можно считать неактивными, ведь за последний месяц на них не появилось ни одной информации. С чем связан такой стремительный рост публичности местных политиков? Убежден, на эту ситуацию существенно повлияли такие факторы:
1. Майдан
Революционные события кардинально изменили повестку дня украинской политики. Граждане начали больше интересоваться политической жизнью, и политики вынуждены удовлетворять этот запрос. Отсюда и куча онлайн-инструментов, открытых реестров, трансляций заседаний органов власти.
2. Рост популярности социальных сетей
Соцсети помогли делать революцию, и оказалось, что это еще и чрезвычайно удобный инструмент для политической деятельности. Не иметь собственной страницы стало немодно. Тем более, что с 3G s 4G и новыми смартфонами технически это стало еще проще. Сначала народные депутаты, по примеру активистов, зарегистрировали свои страницы, потом, наследуя «старших коллег», зарегистрировались и депутаты местных советов.
3. Блокирование российских соцсетей
Раньше то, какой сети человек отдавал предпочтение, существенно зависело от его возраста. Ученики и студенты (то есть от 14 до 24 лет) отдавали предпочтение Вконтакте, работающая молодежь (от 25 до 40) отдавала предпочтение Facebook, а старшая возрастная категория сидела в Одноклассниках. В то же время общаться на политические темы было принято прежде всего в Facebook. Блокирование российских соцсетей существенно увеличило аудиторию ФБ и превратило ее в мощную площадку для политической агитации.
4. Децентрализация
Как ни странно, но реформа децентрализации существенно увеличила привлекательность депутатства в местных советах, а потому усилилась и борьба за каждый голос избирателя, а местные политики начали использовать все возможные инструменты для работы с избирателем, и соцсети оказались одним из самых простых и удобных инструментов.
5. Политическая конкуренция
Все выше перечисленные факторы способствовали росту политической конкуренции, и депутатам пришлось увеличивать количество времени на выполнение своих обязанностей. Ведь если раньше можно было появляться на избирательном округе всего лишь один раз — во время выборов, то сегодня избиратель требует большего. Даже несмотря на то, что часть народных избранников поручает вести свою ФБ-станичку помощникам, время, потраченное на работу с избирателями, у большинства депутатов существенно увеличилось. Потому что в противном случае депутат не будет иметь шансов переизбраться опять.
Итак, последняя тенденция свидетельствует, что если политика нет в соцсетях — значит, его не существует.