Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О псевдополитике, идентичности и реформах

Нико ЛАНГЕ: Позитивные изменения в обществе зависят от позитивных изменений в нашем собственном поведении
22 марта, 2011 - 19:51

Нико Ланге хорошо знает украинский язык, любит философию и умеет подчеркнуть ее актуальность в наши дни. Во время недавнего семинара Высшей политической школы, организованного Центром политических студий и аналитики и Фондом Конрада Аденауэра, руководителем представительства которого является господин Ланге, участники из всей Украины имели возможность несколько дней не только изучать политические идеологии и дискутировать о них, но и получить множество знаний и полезного опыта от самого Нико Ланге.

Итак — фрагменты разговоров участников Высшей политической школы с Нико Ланге, членом Христианско-демократической партии Германии. На первый взгляд, с неисправимым романтиком и идеалистом. Но это только на первый взгляд. На самом деле все его мысли актуальны и уместны и, главное, полностью могут быть воплощены в жизнь. Ведь он, Нико Ланге, живет именно так.

— Господин Ланге, какие философы вам наиболее импонируют? Чьи идеи сейчас наиболее актуальны в украинском обществе?

— В истории политических идей есть немало мнений, которые я считаю важными и которые ежедневно вдохновляют меня. Если вспомнить Платона, основателя политической философии, то действительно интересно посмотреть на его понимание политики. Согласно Платону, всегда нужно заботиться о том, чтобы улучшить большое целое, сделать людей вокруг себя лучшими. Это — политика. Все остальное — риторика, красноречие и псевдополитика. Думаю, это — важная мысль, в частности, и для Украины, в политике которой на передний план часто выступают сугубо частные интересы.

Кроме того, мне нравится идея политического общества, гражданского общества — так, как она изложена у Аристотеля, а впоследствии — у Руссо. С одной стороны, в ней говорится, что мы можем реализовать себя только в сообществе с другими и всегда должны учитывать в своей деятельности общественные интересы. В эпоху активного развития индивидуализма это — важная идея как для Германии, так и для Украины. С другой стороны, это значит также, что государство живет только при условии, что в ней есть активные граждане. Вопрос затухания интереса к политике и снижение активности, особенно среди молодежи, очень важно для многих стран ЕС и для Украины.

Конечно, идея о распределении власти, которую мы находим у Локка и федералистов, также очень актуальна для Украины.

— Каково ваше отношение к процессу глобализации? Не теряется ли при этом национальная индивидуальность государств?

— «Глобализация» — это одно из слов, так часто употребляемых, что уже никто и не знает, что же они значат. Возможно, это и является причиной того, что подразумеваемые процессы экономического, политического и культурного взаимоприближения некоторых людей просто пугают или сеют в них неуверенность.

Посмотрите на меня. Я родом из Берлина и живу в Киеве. Я много путешествую — в последнее время был в Брюсселе, Франции, США и в других местах. Сейчас я читаю книгу о Гане, слушаю британскую музыку, а в выходные смотрел испанский фильм. Я люблю читать русскую литературу, наслаждаюсь тайской кухней и почти постоянно нахожусь он-лайн в интернете. Можно ли сказать, что из-за этого я теряю свою немецкую сущность? Думаю — нет. Совершенно наоборот — благодаря сравнениям и обмену я все больше осознаю свою немецкую идентичность.

Существует довольно распространенное предубеждение, что при таком расписании можно в конечном итоге выйти на нулевую идентичность. То есть чем больше кто-то является европейцем, тем менее он — украинец, или чем больше глобализации — тем меньше украинской идентичности. Но это — нонсенс. Можно быть одновременно, так сказать, «глобализированным» или «европеизированным» и все же иметь сильную национальную идентичность.

— Вы длительное время живете в Украине, возглавляете представительство Фонда Конрада Аденауэра и наблюдаете за развитием общественно-политических процессов. Каковы ваши впечатления?

— Я все еще в восторге от Украины, хотя и прожил в этой стране более четырех лет. Здесь — такое динамичное развитие событий, происходит так много — значительно больше, чем, например, в Германии. Я с удовольствием здесь живу.

Чего я часто не понимаю — так это того, почему украинцам, скажем, нередко так трудно принять какие-то свои решения. И на 20-м году независимости все еще продолжаются дискуссии относительно принципиальных вопросов. Какая политическая система лучше? Как должны проходить выборы? Какова национальная идентичность Украины? Кто ее важнейшие партнеры? Какая общественная модель обеспечит Украине будущее? Иногда у меня возникает ощущение, что Украина топчется на месте, потому что не имеет ответов на эти базовые вопросы. Думаю, следует принять какие-то решения и, наконец, продвигаться дальше.

— А как относительно деятельности политических партий и политиков? Есть ли у нас идеологические партии? Возможно, можете провести параллели между украинским и немецким политикумами?

— К сожалению, у политических партий и большинства политиков Украины нет политических программ. Но я считаю, что как избиратели, так и сами политики постепенно замечают, что без программы, без идеологических принципиальных решений и четких мировоззренческих ориентиров реально невозможно решить политические проблемы. Возьмем, например, обсуждение пенсионной реформы. Здесь большое значение имеет то, о чьей ответственности идет речь. То ли за это должно отвечать государство, то ли сами граждане. Украинские политики часто пытаются объединить оба подхода. Они выступают одновременно как либералы, социалисты и консерваторы. А это, на мой взгляд, проблему не решит.

А что касается параллелей между Германией и Украиной, то я не думаю, что Украине очень помогут сравнения. Нельзя немецкие модели просто так перенести на украинские реалии. Возможно, Украина могла бы поучиться тому, что при решении политических проблем следует исходить из программ и широкого обсуждения вопросов, которые должны быть решены: это касается, например, пенсионной реформы, реформы здравоохранения, налоговой реформы. Лишь при условии широкой дискуссии и при участии всех граждан радикальные реформы будут восприняты теми, кого они касаются.

— А еще у нас много спорят о национальной идее. У вас такие споры, наверное, уже давно не возникают?

— Очень часто мне приходится слышать от разных украинских собеседников слова о «национальных идеях» и «национальных интересах». При этом каждый имеет в виду, очевидно, что-то свое, и в этом заключается проблема.

Для современной немецкой идентичности не важно, насколько сильно немецкое государство. Гораздо важнее, насколько хорошо могут жить в Германии люди. Для нас важно быть надежным партнером и продавать во всем мире качественные немецкие изделия. Ведь это — интересная перспектива, в частности и для Украины.

— Вы говорили, что для вас моральный императив Канта — это христианская этика. А какие принципы в жизни лично для вас самые важные?

— Я говорил, что моральный императив Канта и христианская этика в сущности говорят об одном и том же: я должен вести себя так, как хотел бы, чтобы другие вели себя по отношению ко мне. Пусть это звучит банально, но для меня это — самая важная мысль для слаженного сосуществования людей в обществе. Легко говорить о том, что другие не соблюдают законы, что другие погрязли в коррупции, не говорят правду и так далее. Более ответственный подход заключается в том, что ты сам соблюдаешь законы, никому не даешь взятку и ни от кого не принимаешь деньги, не врешь и так далее. Позитивные изменения в обществе зависят от позитивных изменений в нашем собственном поведении, и эта мысль для меня очень важна.

Ольга БУЗУЛУК, участница Высшей политической школы (г. Луцк), специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ