Итак, многомесячные коалициады, выбориады и новые коалициады, похоже, приближаются к финишу; но к окончательному или промежуточному — этого не может сказать с уверенностью никто. А почему все это, собственно, началось. Потому что многие хотели «как лучше». Но не исключено, что снова получится «как всегда» Во всей этой политической горячке было много импровизации и очень мало рациональности: трезвого расчета, основательности и, если угодно, просто здравого смысла. Мотивы и действия политиков чаще лежали в сфере иррационального и были малопонятны простым смертным. А разобраться в логике их действий все-таки хотелось многим.
Склонность к рациональности и импровизации присущи каждому человеку в определенном соотношении, как и каждому народу. Например, немцы — это народ, явно тяготеющий к рациональному типу ментальноcти (кто регулярно наблюдает игру сборной Германии по футболу, тот вряд ли отважится оспаривать это утверждение), а вот русские и итальянцы более склонны к импровизациям. Вышесказанное, естественно, не означает, что среди немцев нет хороших импровизаторов, точно так же и среди русских и итальянцев можно без труда отыскать тех, в ком преобладает рациональная основательность, но эти исключения лишь подтверждают правило.
Условия существования, история, образ жизни и ментальность народа взаимозависимы и взаимообусловлены. Например, среднестатистический немец, решив что-либо предпринять — скажем, построить новый дом — сначала взвесит свои возможности, все хорошенько обдумает, а затем составит довольно детальный план, где все рассчитано «тютелька в тютельку». С самого начала он точно знает, что получит в результате своих действий. Его новый дом будет таким, какой он хотел иметь. Подготовка к началу действий у немца всегда основательна и трудна, поэтому немецкая поговорка гласит: «Alter Anfang ist schwer» — всякое начало тяжело. Но в итоге немец, как правило, доволен результатом.
Средний русский, помечтав некоторое время о новом доме и в конце концов решив, что в новом доме будет лучше, затем некоторое время раскачивается и принимается за дело, как правило, неожиданно для многих, а часто и для себя самого — без основательной подготовки и детальных планов, надеясь, что авось все получится (знаменитый русский «авось») Однако с самого начала все идет не так как надо, все идет плохо. «Лиха беда — начало», гласит русская поговорка И действительно «лиха беда»: рабочие «халтурят» да к тому же пьют и воруют стройматериалы, поставщики ненадежны, а стройматериалы некачественны, да и архитектурный план оказывается плохим.
Поэтому сразу же после начала строительства русскому приходится принимать новые быстрые решения, т.е. импровизировать. Когда новый дом, наконец, готов, то оказывается, что он сильно отличается от того, который планировался. В нем почти сразу же необходимо делать ремонт, переделки и перестройки. Бесконечные латания, переделки и перестройки — это типично российское явление.
Однако нет худа без добра, а добра — без худа! Немцы, привыкшие к основательности и к успехам в осуществлении своих хорошо рассчитанных планов, являются, как правило, слабыми импровизаторами; они впадают в крайнюю растерянность, если возникают непредвиденные обстоятельства и первоначальный план оказывается невыполнимым. Для большинства немцев — это почти катастрофа. Они продолжают цепляться за старый план, хотя посторонним уже ясно, что его надо менять. Педантичные и основательные немцы очень тяжело приспосабливаются к изменившимся обстоятельствам, к нарушению хорошо организованного дела и порядка. Их пугает всякая неясность, а в условиях неразберихи большинство немцев просто беспомощны.
Русские же, потерпев неудачу и оказавшись, казалось бы, в безвыходной ситуации, преодолевают растерянность и даже панику гораздо быстрее и начинают лихорадочно соображать, что можно сделать, чтобы спасти положение. Спешно, методом проб и ошибок они находят какой-нибудь выход, хотя найденное таким способом решение редко бывает оптимальным. Позже оно влечет за собой новые усилия и затраты, новые «латания» и переделки. Русский народ в своей массе всегда был беден, а голь, как известно, на выдумки хитра, поэтому у русских иногда случаются просто блестящие импровизации; хотя чаще Россия брала все-таки не качеством, а количеством. Строгое соблюдение законов, правил, предписаний и инструкций, долгосрочная размеренная работа тяжело даются русскому человеку — он всегда найдет оправдание, чтобы сделать по-своему, не так как от него требуют.
Особенности менталитета русских и немцев отчетливо проявились в ходе Второй мировой войны. Основательной подготовке к войне райсхвера (даже немецкие топографические карты территории СССР были точнее, чем советские карты!), скрупулезно подготовленным военным операциям Красная армия противопоставила особенную изобретательность: использование тренированных собак в борьбе с танками, отправка штрафников в бой с палками в руках вместо винтовок и т.д.
А германское командование, после того как провалился план молниеносной войны, нового действенного стратегического плана так создать и не смогло, продолжая стремиться к быстрой победе и используя в качестве главного метода воздействия на оккупированных территориях устрашение и принуждение, что вызывало ответную реакцию — еще более ожесточенное сопротивление. Немцы все делали по заведенному порядку. Фронтовики из Красной армии хорошо знали, когда у немцев завтрак обед и ужин — на это время они прекращали артобстрелы.
Некоторые случаи рациональности и импровизации были просто курьезными. В изданных в ФРГ мемуарах немецкого офицера Рольфа Хинце (в книге «Plenni, dawaj»), проведшего несколько лет в лагере для военнопленных в местечке Камыш-Бурун возле Керчи, описывались невероятно тяжелые условия в этом лагере, из-за которых многие пленные умирали — особенно зимой. Но от холода, оказывается, страдали не только военнопленные, но и охрана, и советский персонал, вместе со своими семьями И вот советский комендант лагеря нашел оригинальный выход: он позволил пленным красть дрова на ближайшей железнодорожной станции, где разгружались вагоны с лесом. В темные безлунные ночи немцы совершали «нападения» на железнодорожные склады по заранее подготовленному плану. Несколько человек создавали шум и отвлекали на себя внимание вооруженных карабинами женщин- охранниц, а основные «ударные силы» немцев в это время таскали дрова подальше с противоположной стороны. Добычей они честно делились с лагерным персоналом. Кстати, по отзывам этого же офицера многие местные жители, пережившие немецкую оккупацию, с сочувствием относились к пленным «фрицам» и тайно их подкармливали, хотя и сами отнюдь не роскошествовали.
Так что не стоит доброту и высокую мораль привязывать навсегда лишь к одному типу ментальности или к некоторым народам (хотя, безусловно, отсутствие порядка в обществе стимулирует преступность и коррупцию).
И рациональная Германия и иррациональные и непредсказуемые Россия и Италия попали в свое время под власть преступных тоталитарных режимов, подчинившись их воле и став игрушками в их руках. При этом обнаруживается странная особенность: в России властвовал холодный и расчетливый Сталин, а в Германии — импульсивный импровизатор Гитлер.
Но как бы то ни было, несмотря на временное «умопомрачение» от разных форм фашизма и рациональные немцы, и вечно импровизирующие русские и итальянцы — это великие народы, внесшие значительный вклад в сокровищницу человеческой цивилизации.
А как у нас, украинцев, обстоит дело с рациональностью и импровизацией? Судя по действиям наших политиков и по экономической ситуации в стране — плохо (будем надеяться, что это явление временное). И этому есть объяснение.
Почти в течение всей своей истории украинцы работали под чужой властью и на эту чужую власть — по чужим планам, законам и правилам, под чужим руководством и контролем. Конструктивная инициатива снизу если иногда и проявлялась, то чаще вела лишь к неприятностям — наверное, отсюда нынешняя пассивность среднего украинца. Планировать, рассчитывать и импровизировать самостоятельно украинцы могли лишь в пределах собственного двора или своей квартиры. Поэтому у нас так мало специалистов и деятелей, способных мыслить крупномасштабно и системно, мыслить стратегически. Точный расчет и тонкая интуиция — это удел настоящих мастеров своего дела, а от украинцев в течение многих веков требовали не высокого профессионального мастерства, а лояльности или, по крайней мере, молчаливой послушности. Хорошие специалисты, если они не объявляли постоянно о своей верности и любви к чужой власти, всегда вызывали подозрение и опасения.
Поэтому нам более свойственна негативная рациональность и импровизация. Чудеса изобретательности у нас проявляются, если нужно безнаказанно обойти закон, нарушить правила или инструкции, если хочется что-то «прихватить» или в чем-то «схалтурить». Или, к примеру, расстроить чьи-то планы или просто испортить кому-либо настроение... Рост профессионального мастерства во всех жизненно важных сферах происходит только тогда, когда это мастерство затребовано обществом. Мы же пока что требовательны к себе и другим лишь на словах.
Следует особо отметить, что в век точных и сверхточных технологий, огромных скоростей и невероятных энергетических мощностей все более возрастает роль рационального подхода к делу. Без точных долгосрочных расчетов, без строжайшего соблюдения законов, правил и инструкций, без добросовестного высококачественного труда и дисциплины в ХХI веке мы будем плестись в хвосте у цивилизованных народов. И с ужасающей регулярностью объявлять национальный траур из-за собственной нераспорядительности и «топорной» работы. Ведь даже для преодоления так называемых нештатных ситуаций требуется хорошая профессиональная подготовка, дисциплина и добросовестность. Импровизации за рулем скоростного автомобиля, за штурвалом сверхзвукового самолета или в пульте управления атомного реактора обычно заканчиваются катастрофой. Да и импровизации наших политиков и хозяйственников чаще всего выходят всем нам боком.
Старый поезд, едущий со стуком и лязганьем со средней скоростью шестьдесят километров в час, — это обыденность и символ сегодняшней Украины. Научимся ли мы ездить и летать быстро, более-менее безопасно? Пользоваться газом и не взрывать дома? Отмечать свадьбы и не укладывать на больничные койки своим угощением гостей? Иметь хорошее оружие и не убивать невинных людей? Принимать законы, издавать указы и не смешить ими умных людей? Одним словом — жить и действовать рационально, то есть с разумной обоснованностью? Мы должны этому научиться, иного выхода у нас нет.
Однако и способность к конструктивной импровизации нам тоже придется развивать — и делать это побыстрее, ведь науку и бизнес, литературу, искусство и спорт трудно себе представить без людей, обладающих блестящим даром импровизации. Да и в жизни всегда может возникнуть проблема, непредусмотренная никакими правилами и инструкциями, на решение которой ситуация отводит лишь считанные минуты или даже секунды. Поэтому безраздельное господство сухой рациональности не грозит человечеству. Homo sapiens будет и в будущем существом не только думающим и рассчитывающим варианты наверняка, но и импровизирующим.