До сих пор не перестают удивляться тому, как много умеренных людей, «либералов западного сорта», поддержали на выборах в ВР Всеукраинское объединение «Свобода». И это удивление выглядит каким-то... странным. Особенно если оно раздается из уст журналиста, пробующего зарабатывать на хлеб, комментируя самые важные политические процессы нашей страны.
Это мы могли наблюдать в одной из последних эфиров «Большой политики».
В новейшей Украине никто за идеологии, по крайней мере, в западном понимании слова, не голосует и пока что не собирается, а программу партий никто не читает и не думает читать, даже когда идет на избирательный участок. Голоса здесь всегда было принято отдавать за тех, кто обещал повести Родину на запад, или за тех, кто — на восток, с соответствующим языковым выбором — украинским или российским.
Все довольно просто!
Именно из-за такого распределения в Украине коммунисты, скажем, традиционно дружат не с тем классом — донецкими олигархами. И тем и тем дорог пророссийский культурный сентимент и еще некоторые, неидеологические вещи.
Идеология в Украине почти ничего не значит, а идеологические названия партий здесь всегда были только политической игрушкой.
Не знаю, что такого социал-демократического было в Социал-демократической партии Медведчука или что такого левацкого было в коммунистическом красном директорате девяностых годов. Но названия были гордые. Полностью идеологические!
* * *
Авторы, добавившие в европарламентскую резолюцию призыв к оппозиции не дружить со «Свободой», имеют такое же представление о здешних политических раскладах и вкусах украинцев, как некоторые журналисты в Украине.
Туманное.
Они думают, что «радикализм» риторики «Свободы» — это источник их опасного успеха, на который те теперь обязательно будут полагаться при увеличении своей электоральной базы. Что сама риторика является опасной. Что сексуальные меньшинства, русскоязычные, либералы, евреи и другие «обиженные» должны были бы «Свободы» бояться.
А тут, такое дело, они за нее кое-где еще и голосуют.
С этими украинцами что-то не так.
Опять же, дело в том, что украинцы не голосуют за идеологии, потому что они не формулируют их традиционного, мировоззренческого разделения.
И теперь, когда такое долгое противостояние северо-запада и юго-востока понемногу формируется во что-то другое, не менее важное, большое, и такое же непримиримое, — корпорация власти с одной стороны, а все остальные — с другой, в разделение, которое значительно здоровее для нашей страны, всякие разные идеологии или псевдоиделогии опять порассыпались по обе стороны этой грани. И сами по себе они ничего не решают.
Коммунисты и олигархи теперь — с одной стороны, только сейчас их объединяет не так российскость, как доступ к мошне, а все остальные — с другой стороны.
На этой, другой, стороне «Свобода» является самой заметной.
* * *
Заметность этой партии как раз не из-за ее риторики, которую комментаторы пытаются демонизировать больше, чем она того стоит, а из-за того, что свободовцы делают.
А делают они немало из того, что украинцам, независимо от расы, пола, языка, религии или сексуальных приоритетов, так хочется, а именно — дать в морду своей власти. Иногда фигурально, иногда в действительности.
Когда говорят о защите маленького украинца, более действенной, более собранной силы вы не найдете. Вспомните молочные бунты в Центральной Украине, когда свободовцы защищали простого селянина, или все самые заметные суды над националистами и то, как стойко они обороняют своих побратимов от судейского своеволия, или даже то, как они отстаивали голоса простых украинцев на недавних выборах: насланным на избирательные участки гопникам одного присутствия националистов было достаточно, чтобы не лезть в свои штаны за кастетами или еще за какими-то «цацками».
Либерально настроенным людям, которые шли за них голосовать, абсолютно безразлично, что свободовцы против антиукраинских митингов или против абортов, или еще какой-либо личностной свободы. Им более важно, что сейчас они защищают всех украинцев, не различая, какого они в действительности роду-племени. И нерожденных — тоже.
Им более важно, что в стране, где так уменьшилось количество всяческих свобод и прав — на справедливый суд, на собственное имущество, на свободное слово, эти ребята готовы бороться до конца.
Хотя бы за вот это право — бороться до конца!