Второй срок, что ни говорите, это все-таки срок. Говорят, можно по воле случая стать президентом или даже им немного побыть. Но вряд ли получится случайно переизбраться. Подобные «рецидивы» — очевидная прерогатива Судьбы, а еще, конечно, Истории. Сговорились две старушки и дали Леонид Данилычу оторваться... процентов на 20. Сговорились и дали ему еще один шанс. Не зря ведь пять лет учили быть президентом! Актер картинно вдохнул перед решающей репликой, зал торжественно замер. Атмосфера! Напряжение! Неподъемная смысловая нагрузка! Пауза, пауза, пауза... И вдруг все испортила чья-то беспардонная фраза: «Пора бы выдохнуть чего-то серьезного». Это был очень заинтересованный зритель. Журналист. На этот раз он, кажется, опоздал: «Извините, извините, я от лица народа, который очень хочет знать...»
ЕСЛИ НА ВАС УПАЛ ВЫБОР...
То, что народ чего-то ждет именно от Леонида Даниловича, а не от кого-то другого, уже неопровержимо доказано. Но пока не доказано, чего именно ждет. Стабильности или перемен к лучшему? Дееспособных правительства и парламента или национального согласия? Экономических реформ или социальной справедливости? Ожесточенной борьбы с коррупцией или вывода экономики из тени? В принципе, здесь каждое «или» спокойно меняется на «и». Но в первые пять лет своего президентства Кучме этого сделать не удалось. Добьется ли успеха Президент — на этот раз зависит от того, какие выводы им сделаны, исходя из прежних уроков.
Убедительная победа в нынешней кампании подталкивает Президента и его окружение к простейшим выводам. Например, «если власть почему-то не дают, ее допустимо брать силой». Главное — иметь в руках соответствующие рычаги и не слишком оглядываться на законы. В нашем не слишком правовом обществе законы можно опустить, а вот на рычагах остановимся подробнее...
РЫЧАГИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Сперва отметим для себя, что приходится иметь в виду под рычагом. В понимании автора это нечто замечательное и удобное, позволяющее посредством меньших усилий добиться большего результата. «Дайте мне точку опоры плюс рычаг, и я переверну...» — хрестоматийный пример, иллюстрирующий непреходящую значимость рычага для разного рода манипуляций. Точкой опоры, как показывает опыт, может быть даже собственная пресловутая «пятая точка». Сидишь в полном... «лотосе» и переворачиваешь. Лишь бы рычаги были серьезные. Итак, рычаги...
В политике рычаги позволяют меньшинству навязать волю большинству, чтобы затем силами этого большинства разобраться с другим меньшинством. Звучит сложно, но на практике еще сложней.
Первый и главный рычаг любой умеренно демократичной власти — сама же власть. Стартовый капитал в неденежном выражении, который при правильном использовании должен приращивать самое себя. Приращивать как минимум по арифметической прогрессии. А лучше по геометрической — как «золотые» в Стране Дураков. Посадил один — выросло целое дерево. В нашей климатической зоне это выражает себя следующим образом: сегодня посадил (или хотя бы закопал) одного врага — завтра приобрел сто друзей. Срубил одну голову — на ее месте выросли три... и все вежливо улыбаются.
Особую значимость для подобного живительного климата играют силовые структуры. Скептики скажут, мол, мы и не заметили, как впервые в истории независимой Украины силовые структуры приняли участие в политической игре. Активное и непосредственное. Мол, мы и не заметили, как по карманам лейтенантов да полковников замелькали пресловутые «конверты», а генералы стали выступать с политическими заявлениями. Мол, мы и не заметили, как Украина избежала белорусского опыта, вероятно, подменив его латиноамериканским. Да еще расшифруют — в обоих вариантах уровень жизни падает и власть отгораживается от недовольных частоколом из штыков, но... В белорусском случае силовые структуры, оказывается, лишь слепо исполняют приказания, а в латиноамериканском они вкусили запретный плод борьбы за власть. Бр-р-р... Господа-товарищи, не нужно нас пугать. Еще древние латиняне, чей «мертвый язык» на каждом врачебном рецепте как бы призывает нас помнить о смерти, говорили: «Против тяжелых болезней нужны сильные средства». Иными словами, чем ниже и мягче моя точка опоры, тем больше и тверже мне нужен рычаг. И фрейдизм здесь не при чем. Дело не в физиологии, а в физике. Когда слишком исполнительная вертикаль приводит вас в слишком горизонтальное положение, постарайтесь расслабиться. Это называется «радикальными реформами». А вы что подумали?
Но давайте последуем далее за неуловимой логикой автора. Рычаг второй — деньги (в худшем случае подойдут даже эмиссионные, «от отечественного производителя»). Нынешняя власть породила нынешних же денежных мешков. В решающий момент они почти безоговорочно поддержали власть. Здесь, как утверждают скептики, мы в точности повторили российский сценарий образца 1996 года. И он куда опаснее пресловутой «двухполярной схемы», которая для переходного общества так же естественна, как для переходного возраста осознание непреходящей двухполости окружающего мира. Опознавать по принципу «свой — чужой» можно и спинным мозгом, а считать до двух в школе научили даже самых способных из нас. Принято считать, что те, кто «соображает на троих», уже способны соображать, но это обычно приходит с возрастом...
Однако вернемся к скептикам с их сценариями... Проблема, твердят они, состоит в том, что в 1996-м у России впереди был страшный финансовый кризис августа 1998-го. Что бизнес, построенный не на производстве, а на перераспределении, не на свободной конкуренции, а на борьбе за расположение власти, оказался ущербным и нежизнестойким. Даже в российских условиях, даже при огромных природных ресурсах. И что в Украине попытки перераспределять привели к росту внешнего долга в десятки раз, к невыплатам зарплат и пенсий еtс.
У нас и здесь найдется гневная отповедь. Двухполярная российская схема на выборах была экспортирована из технологически переразвитой России. А экспортировать ситуацию 1996 года в Украину не удастся. Ведь совершенно очевидно, что власть в одиночку просто не могла довести Россию до столь глубокого и беспощадного кризиса. Посему принято считать, что ей очень помогли олигархи. Матерые олигаршищи, с размахом. А в Украине единственный реально угрожавший украинской экономике, уникальный, по-настоящему матерый олигаршище уже давно Панамой накрылся. Да и не подрывали мы экономику вредными привычками участия в региональных конфликтах и глобальных противостояниях...
Ах, да, рычаги. Рычаг третий — СМИ. «Из всех искусств важнейшее для нас — кинематограф», — примерно так полагал другой предсовнаркома с размахом, выдающимися бунтарскими наклонностями и теми же счетами в Швейцарии. «Самый человечный человек» во времена революционных древностей хотя и не знал телевизора, но гениально предвидел эпоху электронных СМИ.
«Вкладывать средства в лояльные СМИ сегодня оказалось выгоднее, чем решать сложные социальные проблемы», — гнусавят скептики. Однако однозначно связывать победу Президента с удачно проведенной в СМИ кампанией или с информационной блокадой все-таки некорректно. И тем не менее, повторимся, в понимании автора рычаг — воистину нечто замечательное и удобное, позволяющее посредством меньших усилий добиться большего результата. Даже с опорой на собственную точку опоры, даже сидя в полном лотосе.
ВОЛШЕБНАЯ ПРОСТОТА РЫЧАГА ПЛОДИТ СИЗИФОВ?
Трудно, очень трудно точно определить, в какой мере средства довлеют над целями. Сколько достойных, талантливых, замечательных людей, уверовав в обманчивое всесилие рычагов и технологий, растратили понапрасну силы! Приходит время, когда стоит отложить в сторону рычаг и подумать: «Зачем я все это делаю?» Неправильный ответ превратит вас в Сизифа. Правильный... Видимо заставит отказаться от второго рычага.
Кредит доверия, выданный Президенту Кучме, беспрецедентен для новейшей украинской истории. Народ поверил в то, что Президент сделал для себя выводы из прежних ошибок. В то, что Президент, наконец, готов стать гарантом здравого смысла в украинской политике. Гарантом ее стабильности и созидательности. Но насколько осознал это Президент? Понял ли Леонид Данилович, что существование оппозиции лишь сделало его сильнее? Увидел ли воочию, что готовность честно конкурировать, идя на дебаты перед вторым туром выборов, добавила ему очки? Что поиск союзников и нацеленность на сотрудничество, а не на конфронтационные сценарии укрепили авторитет власти и лично главы государства?
Рычаги, примененные украинской властью на этих выборах, до тревожного напоминают российские образца 1996 года: монополия на власть (плюс силовые структуры, с примесью налоговых служб), деньги и СМИ. Российская власть соблазнилась волшебной простотой этих рычагов. Что с неизбежностью вылилось в финансовый обвал августа прошлого года, во взрывы в Москве и ковровые бомбардировки в Чечне, в скандал вокруг «Ваnk of New-York»... Можно точно сказать, что украинский избиратель, гражданин Украины ждет от Президента Кучмы совершенно другого. Как и окружающий мир ждет от нас не просто рыночных, а рыночных и при этом демократических реформ.
Будем надеяться, что к старому действительно нет возврата. И что время сизифов в странах переходного возраста наконец осталось позади.