Вместе с подготовкой административной реформы и реформы местного самоуправления, страна приближается к местным выборам, которые ориентировочно должны состояться 25 октября этого года. Но готовы ли к ним местные элиты, общественные и политические активисты? Готовы ли они представить громадам новое качество политики в новых условиях с большими ресурсами и полномочиями местных органов власти?
Парламентская кампания осени 2014 года засвидетельствовала, что в предвыборных гонках до сих пор побеждает политическая реклама, а не конкретные программы, политические проекты, а не самодостаточные политические субъекты. Бессодержательность украинской политики является одной из самых главных проблем Украинского государства.
Предоставить «содержательную альтернативу» такому политическому укладу поставили своей целью организаторы проекта «Школа мэров». Они решили заняться образованием будущих кандидатов на должности городских голов со всей Украины, чтобы в результате те изложили собственное виденье развития своих местных громад и городов. «День» пообщался с автором и руководителем проекта «Школа мэров», общественным деятелем Русланом РОХОВЫМ:
— Школа мэров — это сертифицированная образовательная программа, запущенная рядом партнеров. 12 мая мы вошли в фазу активной работы, подписав меморандум о запуске проекта с Киево-Могилянской бизнес-школой, Институтом политического образования и Агентством по вопросам стратегических коммуникаций и регионального развития «Совместные усилия». У нас также есть ряд партнеров — Гражданская платформа «Новая страна» и Общественный совет «Смарт сити». Целью программы является подготовка городских голов к управлению местным развитием в условиях децентрализации. Мы понимаем, что возможности людей на местах не достаточны, и это может быть серьезной угрозой для децентрализации. Если децентрализация будет проведена, а люди не увидят практических результатов, они будут считать ее ошибочной, а оппоненты подвернут ее сокрушительной критике. Мы понимаем, что эта реформа правильная, но определяющим является наличие подготовленных кадров, которые возьмут на себя ответственность за развитие городов и территориальных громад. Опыт Польши свидетельствует, что успешными были те громады, в которых городские головы были компетентны, квалифицированы, имели стратегическое виденье и организовали процесс.
Мы понимаем, что нужно менять подходы, кем должен быть городской голова, ведь в настоящее время бытует архаичный стереотип, что мэр должен быть хозяйственником. Городской голова должен быть лидером-визионером, который видит перспективы города, менеджером-организатором, который умеет организовывать процессы, привлекать инвестиции и нужных квалифицированных людей — специалистов по экономики, сфере ЖКХ, организации публичного пространства и так далее. Если таких людей не будет, то городской голова максимум может не дать развалиться тому, что разваливается, но это путь в никуда.
Поэтому мы создали Школу, чтобы городские головы или кандидаты имели возможность подготовиться. Избирателю следует четко понимать, что вся ответственность за развитие городов после децентрализации будет лежать именно на городских головах. Но в результате реформы фискальной децентрализации, финансовые возможности, рычаги и компетенции пока получили только города областного значения и районы.
В местном развитии важно иметь компетентных людей, которые умеют разрабатывать проекты, привлекать финансы, управлять и быть операторами этих средств. Такие люди должны быть в команде городского головы. «Школа мэров» расширяет кругозор людей и значительно поднимает уровень городских голов, и они смогут на равных общаться с городскими головами из Польши, Британии, Америки. У нас будут преподавать действующие городские головы из стран Вышеградской четверки, потому такая возможность у наших слушателей уже будет.
В этом году наша программа рассчитана на кандидатов в мэры, а в дальнейшем мы будем готовить действующих городских голов. Также думаем подготовить программу для тех, кто имел первое образование в «Школе мэров», для углубления их знаний.
— Какая целевая аудитория и какие критерии для кандидатов в участники «Школы мэров»?
— Нам важно, чтобы не было напрасных надежд у людей относительно будущих выпускников нашей Школы. Поэтому мы будем учить тех, кто в случае победы будет иметь достаточное количество рычагов, чтобы реализовать стратегию развития города. Поэтому мы сконцентрировались на городах областного значения, которые получили эти рычаги. Основа — города с населением свыше 100 тысяч. Мы готовы принимать заявки от людей и из меньших городов, но также областного значения, если их команды полностью сформированы из четырех человек — потенциальный кандидат и его заместители. Это должны быть люди в возрасте не менее 21 года, с высшим образованием, значительным общественным или политическим опытом, должны быть узнаваемыми в своих громадах, ведь иначе шансов победить у них нет, потому вкладывать ресурсы в образование тех, кто не сможет победить, нет смысла. Хотелось бы научить тех, кто сможет эти знания реализовать. Отбор кандидатов будет проходить в два этапа. Прием заявок продолжается до 31 мая, анкету можно найти на сайте Киево-Могилянской бизнес-школы, на сайте «Общественное пространство» civic.ua, на gurt.org.ua. На днях должен запуститься сайт самой «Школы мэров» — mayorschoоl.org.ua. К этой анкете нужно прибавить эссе претендента на обучение на тему: «Каким вы видите свой город через 10 лет?», резюме относительно предыдущей активности человека, а также рекомендация от органа местного самоуправления, общественной или политической организации. У нас претенденты равны, невзирая на то, является ли человек городским головой или кандидатом на эту должность.
— Кто будет среди ваших лекторов?
— На открытие «Школы мэров» обещал прийти вице-премьер-министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко. Более того, он поддержал саму идею нашей школы и выразил готовность прочитать лекцию. Среди лекторов — преподаватели Киево-Могилянской бизнес-школы, которые будут преподавать весь блок бизнес-образования. Эксперты Института политического образования будут говорить на тему самоуправления, бюджетирования, земельных отношений, градостроения и так далее. Будут преподавать городские главы и узкоспециализированные менеджеры из стран Вышеградской четверки и Балтии. Также приглашены успешные мэры городов Украины.
Но люди, которые будут учиться, должны обеспечивать собственные потребности — питание, транспорт и проживание. Если претенденты планируют побеждать на выборах, то средний бюджет кампании должен составлять от $300 тысяч. Образование же их команды составит максимум $5 тысяч — это маленькая частичка расходов, которая дает компетенцию, понимание и качество их будущей политике.
— Каковы сроки обучения в «Школе мэров»?
— Собеседование с кандидатами и определение окончательного состава завершится к первым выходным июня, старт обучения 12 июня, окончание — 23 августа. С 29 августа по 5 сентября будет проходить зарубежная стажировка. И до 15 сентября наши слушатели должны защитить свои стратегии перед конкурсной комиссией. Тогда они получат документ, который засвидетельствует их квалификацию, экспертность в местном развитии и смогут заняться избирательной кампанией.
— Из чего содержательно будет состоять обучение?
— Вообще обучение будет проходить в аудиториях Киево-Могилянской биснес-школы. Занятия будут проводиться с пятницы по воскресенье, каждый день по 6 часов. В целом — 144 часа лекторных занятий. Сама учеба делится на три этапа: основа — два блока, и шесть блоков углубленного освоения тематик, когда начнется подготовка к разработке Стратегии развития города. По результатам обучения лучшие слушатели пройдут стажировку в городах стран Вышеградской четверки — Польши, Словакии, Венгрии и Чехии, которые будут приблизительно соответствовать структурам экономики городов, из которых приехали наши слушатели.
Мы запустили Школу на базе Киево-Могилянской бизнес-школы, ведь ее гуманитарный и стратегический блоки являются краеугольными в этом проекте. Его половина по факту является бизнесом образованием — классический MBA, который учит бизнес-процессам. Будущий городской глава, который пройдет обучение в нашей школе, научится системно мыслить, формировать стратегическое значение, организовывать деятельность для ее реализации. Особенностью Школы является то, что при поддержке профессиональных менторов, коучей и людей, которые знают как сформулировать и реализовать стратегию регионального и местного развития, наши участники будут разрабатывать стратегии своих городов. Те знания, которые они приобретут во время образования, помогут в том, чтобы сделать этот продукт максимально эффективно. Сама стратегия развития города является тем документом, по результатам оценивания которого мы сможем сказать, освоили ли люди знания, которые мы предоставили.
— Как материально обеспечено образование в вашей школе?
— Организаторы обеспечивают образовательную программу — процесс, лекторов, экспертов-коучей, которые будут сопровождать процесс разработки стратегий местного развития, аудитории, логистику этих процессов, раздаточные материалы. Мы также обеспечиваем визовой поддержкой для финальной стажировки за рубежом, сопровождаем делегацию за границу.