На Уэльском саммите НАТО в 2014 году страны-члены НАТО приняли в поддержку Украины комплексный, приспособленный к ее потребностям, пакет мероприятий. Одним из таких мероприятий является Трастовый фонд по модернизации системы командования, управления, связи и компьютеризации (C4). Трастовый фонд C4 имеет целью помочь Украине в модернизации национальных структур и возможностей C4 путем усиления возможности Украины обеспечивать собственную безопасность. Трастовый фонд помогает повышению уровня совместимости этих структур с Альянсом и способствует тому, чтобы Украина могла принимать участие и делать вклад в операции и обучение под руководством НАТО.
Трастовый фонд финансируется за счет взносов 10 стран и возглавляется ведущими странами. Ведущими странами Трастового фонда С4 является Канада, Германия и Великобритания. Эти ведущие страны осуществляют управление Трастовым фондом С4 и принимают решение относительно реализации проектов этого Трастового фонда. Фактическую имплементацию Трастового фонда С4 осуществляет Агентство НАТО по связи и информации, которое руководит определенными проектами ради достижения целей Трастового фонда С4.
До начала реализации целевого фонда C4 было проведено технико-экономическое обоснование Трастового фонда С4 (С4 Trust Fund Feasibility Study). Цель этого исследования заключалась в оценке текущей ситуации в сфере С4 в Вооруженных силах и секторе безопасности Украины. Это исследование началось в конце 2014 года и длилось до начала 2016 года. Окончательный отчет об исследовании был представлен в июне 2016 года. На этапе исследования проводился опрос с представителями Вооруженных сил и сектора безопасности. Кроме того, было посещено много объектов для получения углубленных знаний о ситуации в отрасли C4 в Украине. Эти результаты нашли свое отражение в отчете, в котором также содержится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT). Учитывая все входные данные и SWOT-анализ, в конце отчета определены четыре проекта, направленные на усиление C4-возможностей Украины, а также повышение оперативной совместимости с НАТО.
Были определены такие четыре проекта:
• Проект по обмену знаниями (Knowledge Sharing);
• Программа безопасности регионального воздушного пространства (Regional Airspace Security Programme — RASP);
• Проект защищенной тактической связи (Secure Tactical Communications);
• Проект общей ситуационной осведомленности (Shared Situational Awareness).
Ведущие страны согласились, что эти проекты должны быть реализованы, и ждали предложения относительно реализации проектов от Агентства по связи и информации.
ПРОЕКТ ПО ОБМЕНУ ЗНАНИЯМИ
Суть этого проекта в обмене информацией между НАТО и Украиной с целью обмена коллективным знанием и лучшими практиками НАТО и стран-членов НАТО с Украиной. Знания и лучшие практики отображены в разных принципах, директивах, установках и стандартах, которые Альянс разрабатывал в течение многих лет. Эти документы помогают сформировать совместное понимание и предлагают подход к решению разных вызовов, предстающих перед Украиной.
Темы, которые затрагиваются в рамках проекта, касаются организационных структур, разделения и делегирования обязанностей до самых низких уровней. Другие рассматриваемые темы — С3-совместимость и то, как она достигается в рамках НАТО, управления ІТ-сервисами, управления информацией и знаниями. Особенно важна последняя тема, поскольку для Украины характерны вертикальные структуры передачи информации и централизованность. Это мешает быстрому обмену информацией и, соответственно, быстрому принятию решений.
Проект реализуется путем проведения семинаров и курсов, преимущественно в Украине. Это позволяет украинским экспертам по вопросам C4 иметь прямой доступ к экспертам НАТО, которые доказали свою ценность в решении технических проблем. Во время этих мероприятий организуются интерактивные сессии, которые дают возможность украинским представителям вести обсуждение с экспертами по НАТО.
Сначала инициатива в реализации проекта принадлежала НАТО. Однако недавно были созданы проектные команды для работы над конкретными вопросами (например, по вопросам объединенной разведки, наблюдения и рекогносцировки (JISR) и Federated Mission Networking) под руководством Украины и при поддержке НАТО.
В рамках проекта украинские представители имели возможность принимать участие в мероприятиях НАТО за пределами Украины, в частности посещали летнюю школу по кибербезопасности, организованные Командованием ОЗС НАТО по трансформации Enterprise Architecture Hackathon 2017 и TIDE Hackathon 2018, TIDE Sprint. Особенно стоит отметить участие украинских команд в хакатонах НАТО. Украинские команды неоднократно получали призы по разным типам задач, и потому доказали, что Украина имеет существенный экспертный потенциал. Таким образом, НАТО также учится у Украины.
УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАКАТОН
Благодаря своему успеху и опыту, полученному во время хакатонов НАТО, Украина выступила с инициативой относительно основания национального хакатона, в рамках которого будут задействованы Вооруженные силы и сектор безопасности Украины. Трастовый фонд С4 будет оказывать поддержку этому мероприятию в рамках реализации проекта по обмену знаниями, и эксперты НАТО будут присутствовать во время его проведения в поддержку этой инициативы. Кроме непосредственной работы над решениями к заданиям, хакатон также будет служить площадкой для объединения разных представителей Вооруженных сил и сектора безопасности, что поможет поддерживать взаимодействие между разными организациями. Это мероприятие будет полезным с многих точек зрения, в частности благодаря усилению взаимосовместимости и обмену информацией и знаниями.
ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА (RASP)
RASP затрагивает вопрос возможностей трансграничного сотрудничества Украины для урегулирования инцидентов в отрасли авиационной безопасности и призвана содействовать развитию регионального сотрудничества в сфере воздушного пространства, улучшая внутреннюю гражданско-военную координацию. Программа имеет цель наладить непрерывную связь с соседними странами в режиме реального времени, чтобы обеспечить раннее оповещение и координацию действий относительно угроз воздушного пространства, инцидентов безопасности и подозрительных воздушных суден. Это усилит управление, защищенность и безопасность воздушного пространства. Кроме того, программа позволяет обмениваться воздушной обстановкой с радаров, обеспечивает прямую голосовую координацию и использование совместных процедур сопровождения.
В феврале 2016 года в Виннице состоялась успешная демонстрация первой фазы «прокладывания пути» программы (RASP Pathfinder) путем установления временной связи с существующими подразделениями в Анкаре и Варшаве. Во время демонстрации был зафиксирован обмен информацией о воздушном движении между Польшей, Турцией и Украиной, а также обеспечена прямая голосовая связь.
Также было осуществлено технико-экономическое обоснование для полноценного внедрения подразделений управления воздушным движением (Air Traffic Management Units) в Украине. Оно было утверждено ведущими странами Трастового фонда C4, и теперь планируется его внедрение.
Проект состоит из двух частей: модернизация существующих объектов в Бодо (Норвегия), Варшаве (Польша) и Анкаре (Турция) и установление новых объектов во Львове, Виннице и Одессе. Федеральная авиационная администрация США финансирует проект по модернизации как взнос в Трастовый фонд C4, остальные мероприятия финансируются из бюджета Трастового фонда C4.
Несмотря на то, что проект утвержден, необходимо отдельное юридическое соглашение с Евроконтролем. Работа над этим соглашением сейчас завершена, она согласована НАТО и Евроконтролем и требует официального подписания для начала ее реализации. Ожидается, что это состоится в течение лета 2018 года, после чего будет запланирована и осуществлена ее реализация.
ПРОЕКТ ЗАЩИЩЕННОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
Вооруженным силам Украины не хватает современной защищенной тактической связи. Во время технико-экономического обоснования Трастового фонда было определено, что проект, который обеспечит такой вид оборудования, поможет решить указанную проблему. Сначала внимание было сосредоточено на типичных военных тактических радио. Поскольку Вооруженным силам Украины уже предоставляли большое количество таких радиостанций через двусторонние соглашения, проект был переориентирован на другие тактические радиостанции, которые могли бы использоваться Вооруженными силами и сектором безопасности Украины.
Проект, который был утвержден ведущими странами, на данный момент занимается закупкой надежных терминалов (радиостанций и устройств передачи коротких пакетов данных), которые используют спутниковую связь для связи друг с другом. Это гибкое, недорогое, надежное решение. Через Трастовый фонд C4 это оборудование будет предоставлено Вооруженным силам. Учитывая низкую стоимость оборудования, Министерство обороны Украины и другие министерства могут рассмотреть возможность увеличения количества устройств в Вооруженных силах и/или предоставления их сектору безопасности. Это улучшит взаимосовместимость между разными организациями. Ожидается, что доставка, обучение и реализация состоятся во второй половине 2018 года.
ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ СИТУАЦИОННОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ
Одной из существующих проблем между Вооруженными силами и сектором безопасности является отсутствие общей оперативной картины (Common Operation Picture). Следовательно, отсутствует общее понимание оперативной ситуации между Вооруженными силами и сектором безопасности. Это ограничивает и замедляет принятие решений.
Для содействия построения общей оперативной картины и усиления общей ситуационной осведомленности этот проект направлен на обеспечение Вооруженным силам и сектору безопасности Украины программных средств ситуационной осведомленности, которые разрабатываются и используются НАТО во время операций и учений. Эти средства также могут использоваться на национальном уровне. Используя разработанные НАТО средства, украинские эксперты смогут ознакомиться с ними и в случае участия в операции под руководством НАТО сразу использовать эти инструменты, обмениваться информацией с другими странами НАТО и странами, не являющимися членами НАТО, которые принимают участие в операциях и учениях. Предложение относительно реализации проекта, которое должны одобрить ведущие страны, сейчас приостановлено из-за переориентации проекта.