Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Опасность дестабилизации довольно высока»

Как Херсонщина уже год реагирует на масштабные вызовы
5 марта, 2015 - 13:24
Как Херсонщина уже год реагирует на масштабные вызовы
ФОТО REUTERS

Ровно год назад Украина столкнулась с самым серьезным на то время вызовом в новейшей истории — аннексией полуострова Крым Россией. Когда в действие был приведен активный сценарий (захват Верховной Рады АРК, окружение украинских военных частей российскими «зелеными человечками», псевдореферендум), часто шла речь о распространении агрессии на материковую Украину. Эксперты говорили о стратегическом значении Херсонской области для обеспечения полуострова электроэнергией, водой, газом, продовольствием. В марте на Херсонщину начали прибывать первые подразделения украинской армии, чтобы отбить возможное нападение из Крыма. В то же время в Херсоне начался неимоверный патриотический подъем среди населения. Каждые выходные люди собирались на многотысячные митинги в поддержку единой Украины. Попытки немногочисленных сепаратистов «расшатать» ситуацию были пресечены.

Со времени, условно говоря, четкой проукраинской идентификации Херсона (которая для многих тогда стала неожиданностью), произошло несколько важных политических событий и сдвигов в настроениях общественности. С большим отрывом на выборах мэра победил представитель «Батьківщини» Владимир Миколаенко. В области дважды сменились главы ОГА, начальники УМВД, прокуратуры и СБУ. А во время выборов президента и парламента в регионе наметилась значительная разрозненность настроений, в том числе и среди демократического лагеря. Хотя здесь стало гораздо меньше сторонников КПУ и экс-регионалов. Однако те, кто сегодня громко называет себя «громадой», превращаются в маргинальную тусовку, грубо перетягивая на себя сине-желтое одеяло и отталкивая рассудительных граждан. Давно не секрет, что и конфликт между областной и городской властью возник из-за желания главы ОГА Андрея Путилова иметь больше влияния на Херсон. В это время в местных советах осталось большинство от бывших регионалов и коммунистов, которые конъюнктурно голосуют за «чествование памяти Небесной сотни», но придерживают реваншистские настроения до следующих выборов. Многих жителей Херсонщины объединило волонтерское движение и поддержка переселенцев. Но для одних это стало частью жизни, для других — возможностью выгодно «засветиться» на перспективу.

Поэтому, что изменилось за это время в Херсоне? В период оккупации Крыма мы показали, что не хотим в Россию. Но наметили ли виденье того, какой здесь должна быть Украина? Есть ли новые лица и лидеры в местной политике? Насколько справились со статусом пограничного региона? Об этом «День» спросил у местных экспертов.

«НАС ОЖИДАЮТ «ФАСАДНЫЕ» ИЗМЕНЕНИЯ»

Екатерина ГАНДЗЮК, депутат Херсонского городского совета:

— Херсонщина никогда не была законодателем политической моды в Украине. У нас нет своей политической школы и лидеров всеукраинского масштаба. Единственные, кто прозвучал в общегосударственном инфопространстве, — херсонская команда в «Укроборонпромі», но и те стали известны благодаря сомнительным сделкам. Учитывая это, Херсонщина очень зависима от всеукраинских политических тенденций. В воздухе чувствуется вонь очередных местных выборов, и поэтому старые политические фигуры Херсонщины пытаются пристроиться в новых силах, прежде всего парламентских. Поскольку Херсонщина не принадлежит к электорально интересным территориям, формирование списков партий поручат кому-либо, кто хорошо будет «мотивировать» центральные штабы. Это значит, что, как и Верховную Раду, нас ожидают «фасадные» изменения: опостывшие лица местных политиканов оденутся в новые цвета, следовательно, качественный состав местных советов лучшим не станет. Это мог бы изменить сильный руководитель ОГА, однако, поскольку регион наш пограничный со всеми связанными проблемами, сюда никто из знаковых фигур ехать не хочет, следовательно — нас и дальше будет шокировать парад непрофессионалов и людей с темной биографией во главе области.

Относительно городской власти в Херсоне, то на фоне фейковой децентрализации и общего обнищания ее также ожидают сложные времена, пути преодоления которых в условиях кризиса до сих пор неизвестны. Бессмысленная борьба местных политических игроков как отражение событий на столичной политической арене может иметь очень опасные последствия. Консолидации сил не предусматривается, люди и общественные активисты предсказуемо разочарованы, потому что быстрых изменений не произошло, или они совершались не по их сценарию. Следовательно, шансы на дестабилизацию политической обстановки другими заинтересованными игроками довольно высоки.

Мне сложно судить о «общественной среде». Майдан показал ее несостоятельность к действиям, потому что всю организационную часть херсонского майдана проводили «несистемные» активисты. Херсонский третий сектор оказался мыльным пузырьком, который не способен влиять на события в политической жизни. К сожалению, старый третий сектор с его желанием собирать круглые столы и экспертные группы, которые обычно заканчиваются ничем, привлек к себе и новых активистов, канализировал их энергию. Вся надежда на объединенную гражданскую активность общества, потому что на разные общественные советы надежды давно нет. Люди с когнитивным профицитом пытаются держаться подальше от лишенных смысла многочисленных заседаний и обсуждений.

«МАСШТАБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЕПЛЕННЫХ ЛИНИЙ ИЛИ ВОЕННЫХ БАЗ НЕ БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО»

Владимир МОЛЧАНОВ, политический эксперт ХОО КИУ:

— Не разделяю всеобщего оптимизма относительно «не хотим здесь Россию». Действительно, год назад, на всеобщее удивление, местный «русский мир» оказался пшиком с десятка неадекватов с дефицитом денег, которых им хватило лишь на несколько завозов титушек. Но большинство херсонцев не стали убежденными украинцами. Кто-то ограничивается кухней, посылая лучи любви «бандеровцам», кто-то искренне возмутился российской агрессией, но в настоящее время жалобно спрашивает: «а может, лучше сдаться, чтобы этот бесконечный ужас закончился?» Добавляет негатива и поведение правящего режима. Мы назвали Майдан Революцией Достоинства, но не вытравили «русский мир» из мозгов. А это — не матрешки и балалайки, это как раз отсутствие достоинства.

Победа на выборах городского головы Херсона популистской команды «Батьківщини» и назначение главой ОГА представителя бизнесово-бюрократического «УДАРа» привели к традиционному противостоянию между городской и областной властями. Областная демонстрирует пренебрежение общественным мнением, городская — только делает вид, что к нему прислушивается. Как пример — общественное обсуждение городского бюджета. Власть согласилась с частью предложений об изменениях коррупционно опасных расходов. Тот факт, что бюджет не стимулирующий, а в условиях девальвации и неотвратимого падения объемов продаж и производства — невыполняем, остался вне поля зрения. Конечно, продемонстрированная коммуникация оставляет возможность в следующий раз усовершенствовать взаимодействие.

Пограничный статус прибавил региону небольшой доход от государственного финансирования вновь созданных учреждений и от коррупционной составляющей в их работе. Масштабного строительства укрепленных линий или военных баз не осуществилось. Зато негатива немало. Первый — уменьшение туристического потока. Второй — негативный психологический эффект для населения, которое общается с крымчанами и слышит об экономических преимуществах оккупации. Конечно, не для всех, но пенсионеры и бюджетники — половина взрослого населения. Трудно объяснить человеку, чей адрес «советский союз», чем Украина (в его понимании — Порошенко, Яценюк etc) лучше Путина. Единственной возможностью сделать соразмерным уровень жизни — ухудшить его там. А это доступно для государственной власти и ее областной ветви — блокирование не только перемещений частных лиц, но и товаров, в частности, воды и электроэнергии. К сожалению, верх взял «торгашеский» подход. Я не уверен, что мнение о необходимости полной блокады оккупированных территорий разделяется большинством украинцев, но она имеет место и распространяется в частности влиятельными украинскими крымчанами. А мы уже знаем, что чем дольше игнорировать общественное мнение, тем с большей энергией оно потом взорвется.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ