Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оружейная торговля в новых условиях

Мировой рынок требует корректировки украинской системы военно-технического сотрудничества
22 июля, 2005 - 19:29

Украине нужна новая идеология оружейного бизнеса. Приход новых руководителей в «Укрспецэкспорт», «Укринмаш» и частично в «Укроборонсервис» — актуальный повод поговорить о принципах такой идеологии. Деятельность любого государства на международном рынке вооружений, помимо наличия высокотехнологической базы, связана с одним ключевым политическим вопросом. А именно — торговля оружием является либо бизнесом, который обеспечивает получение валютных поступлений, либо определенной формой реализации интересов государства на международной арене.

Есть множество примеров, доказывающих, что для государств- экспортеров первой десятки оружейный бизнес, или ВТС, неизменно остается важнейшим инструментом геополитики и регионального влияния. Для Украины, также входящей в этот короткий список, деятельность в этом сегменте все еще является просто торговлей. В связи с этим эксперты Центра исследований армии, конверсии и разоружения предлагают ознакомиться с версиями трансформации ВТС Украины с иностранными государствами и их последствиями для страны.

МАЯКИ ТРАНСФОРМАЦИИ

Евроатлантическая интеграция Украины, казалось бы, предполагает и реализацию западных подходов к организации ВТС. Такие подходы предполагают сведение разработчиков и производителей в максимально емкие структуры, способные обеспечить разработку, выпуск продукции, ее сервисное обслуживание, модернизацию, плюс реализацию маркетинговых стратегий. Что предполагает и всестороннюю раскрутку собственного бренда. В этом случае торговля становится неотъемлемой частью жизни корпорации или холдинга, равно как и полная ответственность за просчеты. В этом смысле построение системы ВТС неразрывно связано с выбором формулы развития для оборонно-промышленного комплекса. Поэтому вполне естественно, что таким устоявшимся структурам как, скажем, негосударственная израильская Elbit Systems или немецкая Rheinmetall DeTec, посредники в торговле уже не нужны. Подобный курс избрали многие страны, и не только европейские. Хотя стоит оговориться, что даже в случае, когда марка Elbit Systems известна в мире, в Израиле вопросами оружейного экспорта ведает специальное государственное подразделение минобороны — «Сибат». Такая же ситуация и в США — государстве с самой большой в мире долей частного оружейного производства. То есть вопросы торговли оружием во всех случаях подконтрольны государству.

Такой путь построения ОПК для Украины целесообразен и необходим, однако в данный момент весьма проблематичен. Прежде всего потому, что сведение конструкторов и промышленности в единые структуры возможно лишь в авиапроме и ракетно-космической отрасли. Условно это может быть применимо и для бронетанкостроения, но отсутствие стабильного устойчивого рынка вряд ли позволит решить проблему этой отрасли без болезненных решений по ее реструктуризации. Наконец, даже создание таких интегрированных структур не гарантирует быстрого завоевания рынков. Хотя бы потому, что ниши не пустуют, они заняты такими же мощными структурами, какие Украина хочет создать.

Что же касается торговли комплектующими, то сохранение собственной марки является проблематичным даже для тех заводов, которые производят уникальную продукцию. Кто в мире знает о том, что комплектующие для российских малых десантных кораблей «Зубр» для Греции делает николаевский НПКГ «Зоря-Машпроект», или что на российском вертолете «Черная акула» (Ка-50- 2) устанавливается двигатель запорожского производства? Более того, самостоятельная торговля таких предприятий довольно часто вступает в противоречия с государственными интересами. Хотя в свое время был подписан указ, предписывающий специальным экспортерам согласовывать цены с госкомпанией «Укрспецэкспорт», это происходит далеко не всегда.

По всей видимости, для нынешней Украины будет целесообразным ориентирование на государственную монополию оборонно-промышленного ядра. С параллельным вычленением из-под тотальной опеки наиболее перспективных с точки зрения развития в условиях рынка предприятий. На переходном этапе такие структуры могут использовать как свое право самостоятельной торговли, так и реализовывать предложения, добытые на внешних рынках государственными посредниками. Эта практика, кстати, уже апробирована на авиационном и бронетанковом сегментах рынка. К примеру, киевский авиазавод «Авиант», имеющий право самостоятельной торговли, контракт на поставку самолетов Ан-32 в Ливию заключил через «Укрспецэкспорт». А харьковский авиазавод сумел реализовать свое право на внешнеэкономическую деятельность, заключив контракт на поставку самолетов в Судан. Точно также контракт на поставку танковых двигателей в Пакистан заключал «Прогресс», а контракт на поставку 190 башен для иорданских бронетранспортеров в начале нынешнего года «Завод им. Малышева» сумел подписать самостоятельно.

Это переходная модель, которая предусматривала бы усиление централизованного государственного управления оружейным бизнесом путем концентрации в одних руках определенной части финансовых, промышленных и других ресурсов. Это, прежде всего, ресурсы государственных предприятий-посредников, ресурсы передаваемых в управление государственных предприятий, обеспечивающих поддержание боеготовности и модернизацию военной техники ВСУ. И, наконец, это предприятия, монопольное право которых на производство продукции военного назначения государство не должно передавать ни при каких условиях (например производство ключевых элементов боеприпасов, ракет и т.д.).

Именно такие подходы реализованы в государствах, которые начали трансформацию систем ВТС в течение последнего десятилетия. Наиболее впечатляющих результатов удалось достичь ЮАР, которая именно для организации оружейного экспорта создала госкомпанию Denel. Сегодня промышленность ЮАР на полных оборотах сотрудничает с европейскими фирмами, принимая полноправное участие в кооперации. Например, в производстве высокоточных боеприпасов и ракет. А в 2002 г. подобное предприятие — BUMAR Sp — было создано и в Польше. Оно уже поднаторело в оружейной торговле, выйдя с интегрированными в постсоветскую технику западными технологиями на рынки Юго-Восточной Азии. Кстати, именно такие ориентиры избрала и Россия, которая уже активно передает предприятия в управление единой структуре — «Рособоронэкспорту».

ОРУЖИЕ И ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТЬ

Идея концентрации давно известна и понятна: сосредоточение ресурса в одних руках экономит средства на маркетинг, рекламу, организацию сервиса. Но главное — появление единой инновационной политики, что для постсоветского мира и через почти полтора десятилетия отсутствия ценных указаний партии является ахиллесовой пятой. До сих пор направления мизерных инвестиций определяются не рынком, а амбициями чиновников. А вот создание централизованного инновационного фонда (или нескольких фондов) при правительстве и крупных структурных объединениях оборонной промышленности могло бы заметно улучшить ситуацию с инвестированием перспективных оружейных разработок. Решения о конкретных направлениях инвестиций могли бы приниматься правительственными комиссиями или смешанными рабочими группами в тех случаях, когда государство не полностью владеет предприятием.

В соседней России эту схему уже давно подметили и начали реализовывать соответствующую управленческую политику. Сегодня «Рособоронэкспорт» имеет акции и непосредственно участвует в работе советов директоров более, чем двух десятков крупных оборонных структур различных форм собственности. В их числе АХК «Сухой», концерн ПВО «Алмаз-Антей», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Московский вертолетный завод им. Миля». «Рособоронэкспорту» для реального влияния на ситуацию достаточно получить в управление государственные пакеты акционерного капитала. Причем акции могут приобретаться за счет той прибыли, которую аккумулирует госпосредник в результате сделок на рынке. Можно прогнозировать, что реализация такой идеи в Украине наткнется на противостояние со стороны Минпромполитики или Минобороны (в состав которых входят заводы).

Естественно, концентрация производства и торговли не является самоцелью и может быть проигнорирована в тех случаях, когда имеет место прогрессирование маленького конструкторского бюро или действительно редкого производства. Однако, среди весьма неоспоримых преимуществ крупных объединений — резкое возрастание возможностей по кооперации и взаимопроникновению акций. Даже скромный российский опыт демонстрирует создание перспективных совместных центров. «Рособоронэкспорт» сегодня реализует проект создания российско-белорусского центра сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники ПВО «Оборонпромсервис». Работа по его созданию находится в завершающей стадии, а функция межгосударственной структуры должна обеспечить оперативную деятельность по поддержанию боеготовности средств ПВО, размещенных на территории Республики Беларусь, Калининградской области и в Северо-Западном регионе России.

Подобный проект есть и в Украине: украинско-российский Центр сервисного обслуживания, модернизации и ремонта ВВТ будет создаваться на базе киевского филиала ГП «Укроборонсервис», ОАО «Спецтехсервис», предприятия Минобороны «Киевский ремонтный завод «Радиан», «НИИ радиоэлектронной техники». При этом российской стороне будет принадлежать 49% акций предприятия, а в состав учредителей войдут предприятия и разработчики ВВТ, которые владеют документацией российского производства. Украинская сторона, владея 51% акций совместного предприятия, будет осуществлять финансирование проектов, связанных с обеспечением обороноспособности страны. К 2004 г. в Сервисном центре была собрана вся имеющаяся в Украине ремонтно-конструкторская документация на систему С-300П, разработан комплект ремонтной документации на ее средний войсковой ремонт. После получения положительного заключения российской стороны этот вид ремонта стал выполняться в интересах Вооруженных сил Украины.

Идея заключается в том, что после завершения процедуры подписания необходимых документов, Центр начнет работать с российскими разработчиками напрямую, а не через «Рособоронэкспорт». Но главное: российская сторона обещает участие группы своих разработчиков в Совете генеральных конструкторов Украины. А сертификаты на модернизированную военную технику, выданные украинским Специальным регистром, будут признаваться и российской системой стандартизации. Это локальный пример, но он подтверждает пользу концентрации управленческих и финансовых ресурсов.

Кроме того, если говорить непосредственно об оружейной торговле, для крупных устоявшихся на рынке структур может быть легко упрощен порядок лицензирования экспорта продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. Еще один важный штрих работы крупных оружейно-промышленных структур — возможность состыковки продвижения на мировой рынок вооружений и военной техники с экспортом-импортом энергоносителей и другого важного сырья. Это автоматически переводит оружейную торговлю в разряд исключительной международной деятельности и элемента реализации политических и экономических интересов. К слову, если внимательно всмотреться в географию американских оружейных поставок, везде можно обнаружить четкий нефтяной след.

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ

Для Украины в любом случае ключевым вопросом останется роль самого «Укрспецэкспорта». Дирижер не должен играть на музыкальных инструментах — музыки не получится, утверждают одни специалисты украинского оружейного бизнеса. Если будет жесткое размежевание функций по принятию политических решений и их реализации, госкомпания сможет и торговать сама, и «разводить» свои дочерние структуры — говорят другие. И в том, и в другом случае больше теории. На практике субъективные факторы в последние годы неизменно доминировали в отечественном оружейном бизнесе. Мнение авторов таково: если госкомпания «Укрспецэкспорт» получает дополнительные права на принятие политических решений, управление предприятиями и организацию банковских и страховых пулов, допущенных к чувствительному экспорту, она должна быть лишена права самостоятельной торговли. Если же «Укрспецэкспорт» остается «играющим тренером», все политические решения должны уйти либо в Комитет по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Президенте Украины, либо в подобную структуру при правительстве.

Тогда на структуры, вырабатывающие и реализовывающие решения в сфере ВТС, можно возложить ряд функций, связанных с созданием внутреннего рынка продукции военного назначения, а также вопросы расширения кооперационных схем (хотя объективно, в первом случае эти задачи решались бы успешнее).

Наконец, есть еще ряд смежных вопросов, требующих укрупнения нынешних спецэкспортеров или рассредоточения их деятельности. Несмотря на готовность государства делегировать полномочия крупным структурам, рынок требует ослабления процедурных решений в сфере, касающейся сервисного обслуживания и поставок запасных частей к вооружениям и военной технике. Сегодня уже не просто желательным, а необходимым становится введение уведомительного порядка поставок комплектующих к ранее поставленной технике. Сегодня российские экспортеры прямо говорят о переходе от политики разовых сервисных услуг по запросам заказчиков к обеспечению интегрированной логистической поддержки оружия на всех этапах его жизненного цикла. РФ создает в ряде государств специальные технические центры по обслуживанию поставленных вооружений. Такие центры в ближайшее время появятся в Индии, Мексике и, возможно, в Малайзии. При этом если в РФ в общем объеме поставок торговля запасными частями составляет около 17%, в Украине, на территории которой сосредоточено производство комплектующих и к львиной доле российской техники, это цифра несоизмеримо выше. По оценкам экспертов, она превышает 30%. И хотя Украина не сможет позволить себе создание сервисной сети за рубежом (что намеревается сделать РФ), переход к электронной торговле запчастями и ЗИП через интернет, хотя бы в виде эксперимента вполне реален и может дать результат.

С точки зрения развития оборонно-промышленного сегмента экономики и с учетом реализации надежд на всестороннюю интеграцию Украины в евроатлантические структуры, Украине подошла бы сбалансированная версия построения вертикали ВТС. Такая форма была бы временной — до оформления на рынке нескольких крупных интегрированных структур со сведенными функциями, которые бы включали и торговлю оружием.

Валентин БАДРАК, Сергей ЗГУРЕЦ, Центр исследований армии, конверсии и разоружения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ