Барахтанье «столичных» государственных мужей в украинском политикуме, словно кругами по воде, отражается в регионах. Но, к сожалению, в Киеве мало кто замечает изменения политической конъюнктуры на местах. СМИ, как правило, куда внимательнее следят за всем известными лицами с Банковой или Грушевского, обходя вниманием регионы. Хотя на местах, по большей части, политическая борьба ведется не менее активно. Недавно «День» уже писал о том, как перипетии в Киеве влияют на функционирование органов местного самоуправления. Толчком к поднятию этой темы стал выход луцкого мэра Богдана Шибы из ВО «Батьківщина». Сегодня же корреспонденты газеты «День» продолжают следить за тем, как политические настроения в столице меняют политическую карту Украины.
На пути к расколу
Владимир Ленин
Перманентная борьба между дышащей на ладан коалицией и так называемой оппозицией снизила интерес к процессам на левом фланге украинской политической сцены. И совершенно напрасно. С некоторым запозданием в наших левых партиях начался процесс избавления от постсоветского синдрома. Происходящее в СПУ и КПУ имеет объективные причины и субъективные следствия из них. К последним относится все возрастающее давление снизу более молодых партийных функционеров на несколько потерявших ориентиры вождей и их приближенных. Нечто подобное происходит и в соседней России, хотя там объективные тенденции часто трудно отличить от влияния администрации президента. К последнему, несомненно, следует отнести ускоренное отстранение Геннадия Зюганова от обязанностей по руководству партией. Кремль он уже давно раздражал, но все руки не доходили, других дел было невпроворот. Теперь Геннадием Андреевичем с товарищами занялись настолько плотно, что речь вообще идет о существовании партии под таким политическим брендом.
В Украине такая судьба коммунистов и социалистов не ожидает. Им будет дана возможность самостоятельно, без вмешательства извне начать в ближайшем будущем сведение политических и кадровых счетов внутри своих партий. Подтверждением такому прогнозу служат все учащающиеся разборки в областных партийных организациях и усиление напряженности между региональными организациями и центральными органами. Понятно, что происходящее в СПУ и КПУ имеет значительные отличия, но очень много сходного. Последнее в значительной мере определит место, которое займут левые в Украине, не только на ближайшие годы, но и на обозримую перспективу.
ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯ ВМЕСТО ИДЕОЛОГИИ
Деятели СПУ и особенно КПУ всегда подчеркивали отличительную особенность их партий от, например, «Нашей Украины», Партии регионов и т.д. По их словам у них партии идеологические, а перечисленные мало того что буржуазные, так еще и не имеющие четкой идеологии, даже и не партии вообще. С последним в юридической плоскости трудно согласиться. Практически все нелевые партии в том или ином виде декларируют приверженность либеральным принципам. Другое дело, как эти декларации осуществляются, но идеология у них есть. Тем более, что и наши левые свои идеологические аксиомы тоже по большей части только провозглашают, а в практической деятельности отбрасывают как ненужные.
Представляется, что именно в этом находится главное противоречие и источник будущих тектонических сдвигов на левом фланге. Сползание от идеологии начала первой СПУ. Сначала по конъюнктурным соображениям, а потом по соображениям политической и другой целесообразности.
Руководители нынешних социалистов вышли из КПСС, заимствовав у нее в значительной степени идеологические принципы, слегка измененные с учетом времени и политической реальности. При этом прошлое не было критически осмыслено.
Партия имела и в значительной степени сохраняет весьма эклектичную идеологическую основу, коммунистические постулаты перемежаются с поклонами в сторону социал- демократии. Эта идейная бесцветность стала одним из важнейших факторов, определивших ряд серьезных поражений на выборах, в первую очередь президентских в 1999 г. В президентской кампании 2004 г. Александру Морозу впервые удалось опередить Петра Симоненко, но это не столько его заслуга, сколько отражение общественного ожидания перемен. Именно идеология составляет важнейший элемент партийной конструкции. Под идеологию формируется партия, а никак не наоборот. Это вопрос системный, и нарушение этого основополагающего принципа делает всю партийную структуру неустойчивой, подверженной колебаниям и шатаниям.
Желание играть на электоральном поле коммунистов и прогрессивных социалистов вынуждало Александра Мороза в каждой предвыборной кампании несколько ослаблять социал-демократические аспекты и пытаться подыгрывать протестным настроениям избирателей. СПУ все время находится в положении осажденной крепости. Слева коммунисты, справа партийная машина Юлии Тимошенко, а еще нужно считаться с возможным пробуждением от летаргического сна СДПУ(о). В таких условиях лидеры социалистов вынуждены все время балансировать, вступать в противоречащие их программным установкам союзы. Долгосрочные цели, их идеологическое содержание приносятся в жертву тактическим действиям.
Резкая смена политической ориентации летом 2006 г. явилась закономерным итогом принесения в жертву стратегии ради тактики, идеологических целей ради эфемерных конъюнктурных успехов. Сейчас мало кто помнит союз социалистов с партией «Громада» Павла Лазаренко на парламентских выборах 1998 г. Хотя потом много раз пытались доказать, что ничего подобного не было, но факт общих действий, по крайней мере, в Днепропетровской области стал потом предметом острой борьбы и поиска виноватых, которые не захотели молчать. Пришлось сменить региональное партийное руководство, но легче от этого не стало. Заключать соглашения с сомнительными союзниками легко, сложно потом доказывать, что ты не верблюд и не имеешь никакого отношения к калифорнийскому узнику. С учетом этого обстоятельства ничего необычного не было и в резкой смене фронта и переходе в коалицию с регионалами в 2006 г. Принципиально это ничем не отличалось от заигрываний с Павлом Лазаренко. Как говорил Уинстон Черчилль, кто садится обедать с дьяволом, должен запастись длинной ложкой. Длину ее лидеры СПУ явно не рассчитали.
Естественно, что такое положение очень многих в СПУ беспокоит. Резкие политические телодвижения и последующая катастрофа на выборах усилили давно идущие процессы обострения противоречий между руководством партии и наиболее многочисленными местными партийными организациями. Обстоятельный разбор полетов с анализом допущенных ошибок и поиск в виде широкой дискуссии путей выхода из создавшегося положения не только не состоялся, а наоборот — такому развитию событий всячески мешали из Киева. Формально Александр Мороз ошибки признал, в том числе и кадровые. Да и как это было не сделать, если партийные организации Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Запорожской, а также Житомирской и Кировоградской областей были готовы поставить вопрос о лидере, как это сделали партийцы Черниговского горкома.
Со своей стороны руководители в Киеве не прочь обвинить в проблемах именно внутренних оппозиционеров. Как лекарство от поразившей партию болезни предлагается усиление авторитаризма, всевластия лидера и его ближайшего окружения. И это не слова, а реальные действия. На последнем съезде СПУ соответствующие изменения внесены в устав. Комиссии по проверке устремились в непокорные организации в поисках недостатков и просчетов. И даже если кадровые решения не будут приняты сразу, бумага в стол легла и будет пущена в ход, когда условия станут более подходящими. Таким образом, Александр Мороз пытается ослабить центробежные тенденции и восстановить свое положение. На семинаре с активом Киевской области в Белой Церкви говорилось о новой программе «Справедливая Украина». Но пока ничего существенно нового в ней нет.
В борьбе с оппозицией все средства хороши. В партии Александр Мороз хочет демократию, как следует из его выступлений, свернуть, а в Украине бороться за нее с неослабевающей энергией. Этого системного противоречия руководители СПУ... — делают вид, что не замечают. Другими словами, в СПУ происходят два связанных между собой процесса: размывание идеологической основы превращает партию в политтехнологический проект, и одновременно идет попытка строить организацию под лидера. Второе есть продолжение первого. Если и далее так пойдет, то СПУ очень скоро превратится в подобие «Батьківщини» Юлии Тимошенко. Только копия всегда хуже оригинала.
ДОШЛО И ДО КОММУНИСТОВ
Сходные процессы происходят и у заклятых друзей социалистов — коммунистов. Наследнице КПСС — нынешней КПУ — до определенного времени удавалось сохранять видимость единства, но, как говорит древняя пословица, вечны только время и пирамиды. По поводу времени у физиков есть свое мнение, а вот насчет пирамид... С ними, как и с нашими красными — они не выдерживают воздействия окружающей среды.
В Днепропетровской партийной организации противостояние верхов и низов приняло настолько острые формы, что вылилось на страницы так называемой буржуазной прессы. Да и как быть тем, кто не согласен с действиями руководства областной организации, но не может высказаться на страницах прессы партийной? Учитывая, что областная газета «Правда Придніпров’я» в руках тех, кого хотят критиковать, понятно, что для торжества внутрипатийной демократии критикам места на страницах родной газеты нет и быть не может.
После выборов 2006 г. местные коммунисты в областном совете вошли в коалицию с Партией регионов и блоком Лазаренко. Если союз с первыми был продолжением антикризисной коалиции в парламенте, то общность с соратниками Павла Ивановича уже тогда вызвала много вопросов. Впрочем, ответы были получены вскоре после того, как коалиция смогла утвердить своего председателя. Региональные борцы с бандитским режимом и коррупцией, имея краснокожие книжечки в карманах, заняли места в аппарате областного совета. Причем для них пришлось должности заместителей председателя создавать дополнительно.
Как и по всей Украине, в Днепропетровской области идет по нарастающей процесс захвата земли и присвоения, в лучшем случае покупки за бесценок, коммунальной собственности. То, что этим занимаются люди с депутатскими значками всех уровней из Партии регионов, БЮТ и т.д. удивления не вызывает. Для того они и шли во власть. Вопросы у рядовых и не очень коммунистов вызывает поведение их региональных лидеров, которые этому беспределу фактически потворствуют. И не только в областном центре, но и других крупных городах области. Нехорошие слухи о процветающем взяточничестве ходят и о коммунисте, председателе постоянной комиссии Днепропетровского городского совета в вопросах жилищно-коммунального хозяйства. Прямых доказательств нет, но появление таких слухов, в том числе и в СМИ, симптоматично, дым без огня не появляется.
Проще всего, как и делают — областные руководители коммунистов Виктор Борщевский и Юрий Осетров, объяснить это происками врагов. Непонятно только — каких. Регионалом и друзьям из блока Лазаренко бороться с союзниками абсолютно не нужно. Их они вполне устраивают. БЮТовцы также нашли со всеми общий язык на почве взаимных интересов; влияние и возможности «Нашей Украины» в области такое, что им можно пренебречь, как величиной бесконечно малой; у социалистов своих проблем полон рот. Но враги у названных Борщевского, Осетрова и секретаря горкома КПУ, а также заместителя председателя облсовета по исполнительной работе Екатерины Видякиной нашлись, только не вне, а внутри их организации. А если так, то a la guerre comme a la guerre.
На 18-й сессии Днепродзержинского городского совета 29 января нынешнего года городская избирательная комиссия сообщила, что первый секретарь ЦК КПУ Петр Симоненко направил письмо о досрочном прекращении полномочий пяти депутатов Днепродзержинского городского совета фракции «Коммунисты за народовластие» в полном составе. Как считает член этой фракции и один из разжалованных Олег Пенек, такое решение ЦК КПУ может объясняется критикой со стороны фракции «Коммунисты за народовластие». «К съездам, конференциям и руководству КПУ было направлено свыше двух десятков критических писем и обращений о необходимости проведения мероприятий по повышению авторитета партии».
На этом колесница расправы с недовольными не остановилась, а двинулась в Днепропетровск. Молодые коммунисты Бабушкинского райкома партии в марте на областной конференции предприняли попытку исключить из рядов бессменного регионального лидера коммунистов, члена ЦК КПУ Виктора Борщевского за отрыв от народа и измену политическим идеалам в угоду бизнес-интересам. Какой может быть бизнес у наследников Ленина — Сталина? Впрочем, именно этими интересами и объясняется поведение лидеров «красных» в Днепропетровской области. Дошло до того, что первичная партийная организация хотела исключить его из партии. Но верный ленинец-сталинец и поклонник дорогого Леонида Ильича удар упредил и 21 декабря прошлого года решением горкома распустил 15 первичных организаций, в которых состояло 240 коммунистов. А 12 февраля были распущены три районных комитета: Жовтневый, Бабушкинский и Кировский. Особенность состоит в том, что все вузы Днепропетровска находятся именно в Жовтневом районе, и в этих партийных организациях состояло довольно значительное количество преподавателей и вообще интеллигенции. Но вечно недовольная прослойка нынешним коммунистам, по крайней мере, их лидерам, не нужна. В этом они солидарны с Владимиром Ильичом. Зачем партии думающие люди, без них хлопот меньше. Только лучше ли от этого партии?
Коммунисты в области не могут похвастаться особыми успехами. Чисто арифметически результаты выборов в области у них выглядят лучше, чем у социалистов: 5, 65% против 3,8% в 2006 г. и 7, 62% против 1,35% в 2007 г. соответственно. Последний результат никак не может считаться заслугой коммунистов. Увеличение их показателей примерно соответствует потерям социалистов. Просто левонастроенному электорату не за кого было голосовать. Если же взять динамику голосов за более длительный период, то вполне можно говорить о приближении такой же катастрофы, в которую попали их нелюбимые «розовые» родственники.
В КПУ нарастают проблемы взаимоотношений партийных низов и руководства, которые осложняются всепрогрессирующим конфликтом поколений. Пока верх одержали захватившие партию функционеры, но от этого проблема в будущем будет только обостряться и приведет к тому, что произошло во Франции, Италии, странах Балтии и Грузии. Но если у СПУ в принципе есть перспектива превращения в социал-демократическую партию европейского типа, то у коммунистов в их нынешнем виде нет и этого. Пирамиды в Египте и Мексике спасти можно, для этого есть соответствующие технологии. Похоже, что партию коммунистов уже ничто не спасет. Подземные толчки будущего раскола уже слышны, даже если кто-то делает вид, что глухой.