Провожая Зеленского в Париж, представители его команды обещали, что федерализацию нам не привезут. Помощник Президента Андрей Ермак предупредил, что отдельные районы Донецкой и Луганской области могут получить дополнительные полномочия. «Но это никогда не будет означать, что это будет федерализация или какая-то автономия».
А сразу после встречи в Париже министр внутренних дел Арсен Аваков сказал журналистам, что «украинская полиция зайдет на освобожденные от бандформирований территории «и готова патрулировать территории вместе с представителями территориальных громад». И эта фраза стала первым подтверждением того, что особый статус Донбасса на подходе. За сколько шагов мы сейчас от автономии или федерализации?
КТО ЭТИ «ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД»?
Хоть Арсен Аваков и употребляет термин «представители территориальных громад», в законодательстве его не найти. Но есть другой — «отряды народной милиции», от которого министр открещивается. Именно этот термин фигурирует в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений», также известному как «Минск-2», и в законе об особом статусе Донбасса.
Документы говорят, что «отряды» будут создавать местные советы, и будут набирать туда граждан, которые постоянно проживают в отдельных районах Донецкой и Луганской области. Отряды народной милиции должны охранять общественный порядок, и для этого они наделены «соответствующими полномочиями». Но закон не говорит, какими. Более того, эти милитаризированные структуры будет координировать не государство Украина в лице руководителя национальной полиции, а местная власть.
Фактически отряды народной милиции — это не подконтрольные государству самостоятельные формирования, которые будут выполнять безопасностные и правоохранительные функции на части украинской территории. А, по словам Авакова, национальная полиция Украины будет помогать им патрулировать улицы Донецка или Енакиево.
Если министр внутренних дел таки настаивает на «территориальных громадах», то в голову приходят только «территориальные громады Медведчука». Это массово регистрируемые организации, которые призывали не платить налоги в бюджет Украины. Об этом еще в 2016 году рассказывал бывший генпрокурор Юрий Луценко.
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?
Отряды народной милиции не будут подчиняться ни министру внутренних дел, ни правительству, ни даже Президенту Украины. Руководить такими отрядами будут городские, поселковые и сельские головы — местные князьки, которые с начала войны стали узнаваемыми и обогатились.
По минскому сценарию, власть этих князьков легализирует на выборах, которые должны состояться по закону об особом статусе Донбасса и о которых часто вспоминает Президент Зеленский. Более того, закон не позволяет досрочно прекращать полномочия этих новоизбранных органов местного самоуправления.
По логике выходит, что украинские полицейские, которые подчиняются назначенному правительством руководителю, проходят специальный отбор и приносят присягу на верность украинскому народу, будут патрулировать улицы вместе с народными милиционерами, к которым никаких требований никто не прописал. Это даже могут быть те же коллаборанты, которые сейчас воюют с Вооруженными силами Украины.
Но опасность в действительности намного больше. Когда местная власть выполняет правоохранительные функции, то это и есть автономия. Особенно, если идет речь о частях конкретных областей страны. Взорвется ли эта пороховая бочка — вопрос риторический.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ В ДРУГИХ СТРАНАХ?
Украина — унитарное государство, и предоставление безопасностной автономии отдельным районам Донбасса очень опасно. Ни в одной другой унитарной стране такого не было. Даже в федеральных странах безопасностные полномочия на места отдают далеко не всегда, а если и отдают, то с жесткими предохранителями от злоупотреблений, о которых у нас не идет речь.
Например, в федеральной республике Германия земли имеют полномочия управлять местной полицией, которая занимается как правонарушениями на дороге, так и серьезными преступлениями. Но если правонарушение серьезное, за дело берется государство Германия. В Соединенных Штатах Америки каждый штат имеет собственную полицию. В округах и некоторых городах действуют шерифы с четко определенными полномочиями. Но как только центральное правительство хочет вмешаться в дело, которым занимается местная полиция, — все переходит под его контроль. В штатах Бразилии работает специальная гражданская полиция, руководителя которой назначает местный губернатор — представитель центрального правительства Бразилии. Существует и федеральная полиция, которая в любое время может вмешаться. А в федеральной Бельгии вопросы безопасности и правопорядка возлагаются исключительно на центральное правительство.
Украина является суверенным и независимым государством, которому никто не может указывать, каким образом менять свою Конституцию. Однако эти положения нам навязала Россия после боев за Дебальцево как условие для прекращения огня. Сначала это закрепили в Минске-2 подписями представителей России, Украины, Германии и Франции. Далее парламент записал это в закон об особом статусе Донбасса. Но рано или поздно нужно будет назвать вещи своими именами. Создание в Украине автономных республик — это первый прыжок к федерации. Когда другие области попросят таких полномочий — вопрос ближайшего времени
Опыт федеральных стран разный, но в любой стране полиция, даже если она создана субъектами федерации, подконтрольна центральному правительству. Полицейские приносят присягу на верность своему народу и действуют в интересах страны. Невозможно представить, чтобы в цивилизованном мире существовал правоохранительный орган, в верности которого бы сомневались. В унитарной Украине мы обсуждаем возможность создания полиции с не присущими даже федерации признаками. В таких условиях фермер из Тернопольщины никогда не поедет на «реинтегрированные» территории Донбасса, если есть риск того, что по пути его остановит народный милиционер — бывший офицер армии «ДНР».
ЧТО ДАЛЬШЕ?
В Минске-2 и законе об особом статусе Донбасса прописаны и другие «особенности»:
• амнистия «участников событий на территории Донецкой, Луганской областей» — парламент пять лет назад проголосовал за это, и законопроект ожидает подписи Президента;
• возможность заключать международные соглашения для отдельных районов Донецкой и Луганской областей с административно-территориальными единицами России;
• влияние местной власти на назначение руководителей органов прокуратуры и судов;
• языковое самоопределение — право использовать русский язык в образовании, экономике, культуре, в СМИ, судопроизводстве и работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Если Украина реализует все эти положения на выполнение Минска-2, со всеми особенностями в правоохранительной, судебной, языковой и экономической сферах и возможностью отдельных районов Донецкой и Луганской областей подписывать международные соглашения, это и будет автономизацией территорий с предоставлением им едва ли не всех возможных полномочий.
Хоть на данное время закон об особом статусе Донбасса временен и продлевается ежегодно, Путин в Нормандии отметил необходимость постоянного особого статуса, даже на уровне Конституции. Украина является суверенным и независимым государством, которому никто не может указывать, каким образом менять свою Конституцию. Однако эти положения нам навязала Россия после боев за Дебальцево как условие для прекращения огня. Сначала это закрепили в Минске-2 подписями представителей России, Украины, Германии и Франции. Далее парламент записал это в закон об особом статусе Донбасса. Но рано или поздно нужно будет назвать вещи своими именами. Создание в Украине автономных республик — это первый прыжок к федерации. Когда другие области попросят таких полномочий — вопрос ближайшего времени.