Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От Плюща до Плюща

5 февраля, 2000 - 00:00

Новое, конечно, — хорошо забытое старое. Украина дождалась «второго пришествия» Ивана Степановича Плюща. Сей факт может считаться историческим уж вовсе без кавычек. Пришествие бывших первых секретарей ЦК республик в президенты новых независимых государств — явление привычное. А вот в председатели парламента... Плющ оказался первым на бескрайних просторах бывшего Союза, кому удалось поставить под сомнение известный постулат о невозможности вступить в одну реку дважды.

Сможет ли Иван Степанович опровергнуть и иную, «новейшую народную мудрость» — «инициативу снизу» по всеукраинскому референдуму?

Украинский парламент назвал себя Верховной Радой третьего созыва. Не четырнадцатого, как ранее, ибо отсчет, как резонно полагало правоцентристское большинство, следует вести со времени провозглашения независимости Украины.

Но этим решением убивается и второй «заяц» (да здравствует вновь назначенный министр экобезопасности!). Народ-то «собирал» подписи под вопросом о недоверии Верховной Раде именно четырнадцатого созыва. А не третьего. А «волю народа», как учат сограждан мудрые выпуски новостей на Первом национальном канале, изменить никто не вправе.

Обнадеживает и второй шаг Плюща — его заявление о том, что парламент не может быть «ни пропрезидентским, ни проправительственным», но лишь «пропарламентским».

Что ж, Иван Степанович верен себе и своему неповторимо-колоритному стилю. Но внимательный взгляд на Плюща в момент его, казалось бы, триумфа — при объявлении результатов пакетного голосования — давал богатую пищу для размышлений. Умудренно- сдержанная улыбка «головы» знающим людям сказала о многом. Он-то, как никто, понимает: воевать придется не на один фронт. «Линия огня», проходящая через двери спикерского кабинета, опасна, но понятна и прозрачна. Не будет же в чем-то похожий на него предшественник держать «жезл» вечно. Выдохнется в конце концов. Да и ряды левых все менее напоминают монолит.

Куда опаснее для Плюща иные, невидимые «фронты», пролегающие на соседних с Грушевского улицах. Уж такой многоопытный игрок, как «дважды голова», отлично понимает, что за сиятельными вельможными улыбками порой скрывается глухой скрежет зубов.

Небезынтересно было понаблюдать и за выражением лиц новоизбранных вице-спикеров. Виктор Владимирович Медведчук был приветлив. Для публики. Внимательному же наблюдателю стало очевидным — вся внутренняя воля Виктора Владимировича говорила: ну ничего, отольется кошке мышкин «политический подвиг». Матросова ждете? Не дождетесь! Это уж точно. Современные матросовы на амбразуры не бросаются. Умный амбразуру обойдет. В крайнем случае — пошлет «под огонь» другого, который, умирая, будет искренне верить, что погибает «за правое дело». Не в смысле Чубайса, конечно. А наподобие «канонических» руховцев, которые сегодня в экстазе от кажущейся им победы над красными «антидержавными силами». А относительно олигархов — так они, рокфеллеры и форды всякие, как выразился в прямом эфире Радио- рокс уважаемый лидер «канонического» Руха, везде в мире есть. Как-то неловко спорить с умудренным дипломатом. Только сдается мне, эти самые рокфеллеры и форды, отстреливая, и не только в переносном смысле, друг друга «на заре» капитализма, завладевали капиталами конкурентов. Но никак не бюджетом. Ибо для них слово «налогоплательщик» действительно звучит гордо и свято. У нас же, как выразился один из влиятельнейших олигархов на постсоветском пространстве Михаил Ходорковский, деньги делаются «в государстве, государством и на государстве». Лучше не скажешь, не так ли?

Впрочем, для иных наших национал-демократов Россия — не указ. У нас свой путь. Иногда, правда, чем громче заклинания о «своем» пути, тем большей степени запорожская степь напоминает заполярную тундру. Или Закарпатье — Чукотку. Задачка для студентов-политологов: чем Закарпатье напоминает Чукотку? В плане политического климата.

Пока студенты-политологи будут думать над задачкой, мне остается пожелать уважаемому мной Вячеславу Ковалю разгрести авгиевы конюшни парламентского аппарата, выработавшего, еще со времен Валентины Семеновны Шевченко стойкий иммунитет ко всяческим новациям. Аппарат понять можно, как, впрочем, и новоиспеченного руководителя. Блажен, кто верует.

Справедливости ради стоит заметить: среди новоизбранных сдержанно-улыбчивых руководителей парламента был один, чья улыбка не вызывала сомнений в искренней радости, струившейся, как солнечный лучик. Степан Богданович Гавриш, кажется, крепко поверил в свое вхождение в элиту и, подобно хорошему актеру, «вжился» в роль. Мне же, скромно сидящему в партере зала бывшего музея Ленина (а где еще заседать «большевикам»?) и тихо радующемуся за руководящих коллег, отчего-то вспомнился бессмертный гоголевский «Ревизор». Когда, незадолго до финала комедии, Городничий, искренне поверивший в обещания Хлестакова, счастливо улыбаясь, смакует с благоверной супругой светлое будущее: вот, мол, приеду сюда генералом — народ ликует, все честь отдают, низко кланяются...

Было бы смешно. Если бы не было столь грустно.

Итак, от Плюща — до Плюща. Те же микрофоны в зале, как в былые романтические, некомпьютеризированные времена. Те же депутаты, стоящие в «заднем проходе» в очереди к микрофонам. Депутат Заяц, правда, уже «не стрибає по залу». Он ведь теперь еще и министр. Человек, стало быть, солидный и уважаемый.

Зато Александр Емец вспомнил «мегафонную» молодость. Зная и ценя Александра Ивановича давно, могу засвидетельствовать: делал он это и с убеждением, и с расчетом. Только вот профессиональный психолог Емец на сей раз, кажется, слегка не учел одного обстоятельства — мас-медийное внимание на день не заменит некоторого падения стрелки барометра уважения со стороны, пусть и узкого круга, интеллигенции — той самой, что помогла победить новым демократам 10 лет назад.

Новоизбранные председатели комитетов также вполне довольны. Неясно, правда, как будут работать комитеты, в которых большинство принадлежит левым. И не разумнее ли было бы оставить за левыми их комитеты, тем более, что в большинстве своем бывшие председатели комитетов — люди не из ортодоксов?

Но отдельные голоса на сей счет потонули в общем хоре: «забрать и поделить все сразу».

Что же дальше? «Пессимистически решительный» сценарий предполагает принятие парламентом («конструктивным большинством») бюджета, пакета правительственных законов и... мавр сделал свое дело! Народ «потребует» 16 апреля — мавр должен уйти! Выбор народа негласно поддержат как коммунисты, уверенные не только в сохранении, но и (на фоне веерных отключений электроэнергии и подорожания самых необходимых продуктов питания) приумножении своего электората. А «гласно» — партии типа Демсоюза и СДПУ(о), чьи информационно-властные машины наиболее подготовлены к выборам. И выборы, особенно Демсоюзу, нужны как можно быстрее. Ибо фавориты у трона не вечны, и стоит воспользоваться моментом.

Но есть и второй сценарий. Я бы назвал его «оптимистически общепримиряющим». Или «украинско-ментальным». Как известно, в нашем отечестве не только население, но и политическая элита обычно действуют по принципу: «лишь бы не было войны». Все возвращается на круги своя.

Яркий пример — принятие Конституции, когда объявленный накануне главой государства референдум лишь «простимулировал» парламент активно и продуктивно бодрствовать в конституционную ночь. Да и сегодня сам Президент, равно как и здравомыслящие люди в его администрации, не могут не понимать, что реальное воплощение результатов референдума «рубит головы» не только обитателей здания на Грушевского, но и возвращается бумерангом во дворец на Банковой.

Например, реализация идеи двухпалатности требует определения порядка формирования верхней палаты. Если привести нынешних глав областных администраций (а именно они наиболее влиятельные в регионах персоны и в наибольшей степени «отработавшие» на повторное избрание Леонида Кучмы) в сенат, то получим парламент, состоящий отчасти из неизбранных членов. Таковой не признают ни Совет Европы, ни международные финансовые организации-доноры. Последствия — самые что ни на есть экономические — предугадать несложно. Остается одно — выборность сенаторов. Но в таком случае Президент автоматически теряет контроль над избранными губернаторами и попадает в ситуацию 1994 года, из которой он долго выходил, в упорной борьбе с парламентом выстраивая нынешнюю властную вертикаль.

Не улучшат качественный состав, не усилят «правое крыло» Верховной Рады и досрочные выборы. Это очевидное обстоятельство. Но кое-кого из большинства российский пример вдохновляет. Борис Березовский, еще вчера требовавший запрета КПРФ, сегодня голосует за «ЕДИНСТВенный» альянс «медведей» с коммунистами. А разве наши «холдинги», сегодня яростно обличающие коммунизм и Ткаченко, не привели его же в свое время к руководству парламентом? И разве они не будут готовы войти с левыми, коль будет выгодно, в новый альянс?

Нынешняя элита, приходящая и в России, и в Украине на смену Черномырдиным (Пустовойтенкам), НДР (НДП), не обременена номенклатурными комплексами прошлого. За внешней благообразностью и красивыми фразами о демократическом пути скрывается хищная хватка.

И все же, хочется верить, что в Украине вновь победит «украинско-ментальный» путь.

Артур БЕЛОУС, народный депутат Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ