Мы живем в эпоху перехода к рыночным отношениям в экономике, эпоху, когда многообразие форм собственности, их свободная и открытая конкуренция между собой в сочетании со всесторонней демократизацией политической жизни становятся (точнее, должны стать) основополагающим, важнейшим законом бытия общества. Однако, говоря откровенно, рыночные отношения в «отечественной» интерпретации еще очень часто обнаруживают мало общего с цивилизованной экономикой Запада образца ХХI века; рынок «по-украински» сегодня зачастую криминален, некомпетентен во всем, что не касается немедленной, сиюминутной выгоды, несет на себе позорное клеймо коррупции, социальной безответственности и эгоизма.
Могло ли быть иначе? Вряд ли. Но анализ причин такого положения дел уведет нас слишком далеко в сторону. Лучше поставим вопрос по-другому: что нужно делать, чтобы было иначе? Один из возможных ответов звучит так: надо изучать опыт выдающихся бизнесменов передовых стран мира и извлекать необходимые уроки. Что же касается «страны свободного рынка №1», то есть США, то совсем недавно, 30 июля этого года, исполнилось 140 лет со дня рождения «отца американского бизнеса ХХ века», человека-легенды, чей образ стал уже составной частью и «американской мечты», и американского фольклора — Генри Форда Первого, бизнесмена, которому Соединенные Штаты обязаны уникальной системой массового производства дешевых автомобилей. О нем и поговорим без глянца и очернения, и не только в связи с юбилеем. Фигура сама по себе слишком крупная и неоднозначная.
Форд родился в 1863 году в Дирборне (штат Мичиган) в семье небогатого фермера. Уже став всемирной знаменитостью, он сам описал свой нелегкий путь в книге «Моя жизнь». Оттуда мы узнаем, что будущий гений бизнеса с детства не любил сельское хозяйство, предпочитая возиться с техникой, что свою карьеру Генри начал в 16 лет простым слесарем на заводе в Детройте, что после нескольких лет поисков подходящей работы он нашел счастье на своей семейной ферме, но вскоре вновь почувствовал, что это не его призвание.
25-летний Форд, устроившись на работу в фирме «Иллюминейтинг компани», создателем которой был сам знаменитый Томас Эдисон, стал изучать достижения европейских пионеров машиностроения, используя с этой целью сарай рядом со своим домом. А надо заметить, что, вопреки расхожему мнению, именно в Европе, а не в США были сделаны первые и самые важные шаги на этом поприще. Еще в 1856 году по улицам Парижа разъезжала так называемая паровая карета (отдаленный прообраз автомобиля), а в 1883 г. немецкий инженер Готтлиб Даймлер создал свой двигатель внутреннего сгорания — прототип всех бензиновых двигателей. Двумя годами позже Зигфрид Маркус, тоже немец, разработал принцип карбюрации.
В чем же заслуга Форда, если, как видим, отнюдь не он стал здесь первопроходцем? Именно он превратил рискованный, малорентабельный на пороге ХХ века автомобильный бизнес в массовую индустрию, обеспечивающую миллионы и миллионы «средних американцев» доступным средством передвижения (а может быть, и философией существования). Вот цифры, иллюстрирующие сказанное. В 1900 году в США было зарегистрировано 8000 автомашин, в 1906 — 90 000, в 1913 — свыше 1 миллиона (!), в 1947 — 30 млн. (год смерти Форда). И не случайно именно в ту же самую эпоху возник и встал на ноги американский «средний класс»! «Автомобиль окутал американское общество плотной сетью, уничтожив чувство личной изоляции», — отмечал американский экономист Джон Кеннет Гэлбрэйт. Последствия — труднообозримы.
Путь самого Форда, конечно же, вовсе не был усыпан розами. Потребовались десятилетия, по его словам, «бешеной воли» и «бессонного труда», чтобы добиться своего. Главные вехи этого пути: 1894 — 1896 гг. — создание действующей модели автомобиля (очень несовершенной, с двумя цилиндрами и без коробки передач, из-за чего машина могла ехать только вперед); 1899 г. — основание первой собственной компании «Детройт отомобил компани» (она скоро распалась, но Форд продолжал фанатично добиваться поставленной цели: сделать так, чтобы автомобиль перестал быть привилегией богатых); 1903 г. — основание знаменитой «Форд моторз компани» (первая же, выпущенная Фордом и его напористым управляющим Джеймсом Казенсом модель стоимостью 850 долларов, пользовалась огромным успехом); 1908 г. — разработка новой, революционной «Модели Т» (она могла передвигаться даже по самым топким, захолустным дорогам, самое знаменитое детище Форда, прочная, крепкая черная коробка, именно она, по сути, сделала его за 7 — 10 лет миллиардером).
Интересна «философия бизнеса» по Форду. Его «Форд моторз компани» тщательно разрабатывала методы поточного производства автомобилей, на первых порах не особенно считаясь с издержками, к которым вели частые изменения производственных методов. При этом учитывалась огромная величина спроса, легко возмещающего все расходы. Именно эта тактическая гибкость позволила автомобильной империи Форда без потерь пережить «великую депрессию» 30-х годов.
Сам «император» откровенно признавал: «Я сделал все возможное, чтобы бездельники не удерживались на заводе с его бешеными темпами». Тут применялся и «пряник» (в 1914 г. Форд утвердил одну из первых в США «программу участия в прибылях» и минимальную отплату труда рабочих в 5 долларов в день) и «кнут» (то есть знаменитый «конвейер Форда» — сверхинтенсивная система труда, когда работник, стоящий перед непрерывно работающей сборочной линией, не мог отвлечься буквально ни на секунду; люди сходили с ума, недовольных безжалостно увольняли...).
Если к этому добавить патологическую ненависть магната к профсоюзам (были случаи убийств профсоюзных активистов, вплоть до 1941 года Форд запрещал профобъединения на своих заводах!), его зоологический антисемитизм (именно за публичные кампании типа «Мой смертельный враг — еврейский торговый и банковский капитал» Гитлер удостоил Форда в 1938 году высшей награды Рейха «Железный крест»!), его циничное заявление: «Все безработные — просто бездельники» и множество подобных, — то образ получается, мягко говоря, неоднозначный, далекий от юбилейного глянца.
Что ж, способность самостоятельно думать, подвергать живительному сомнению как старые, так и «новейшие» стереотипы, видеть историю такой, какой она была, — это тоже залог нашего движения вперед. И реальная, не мифологизированная судьба Генри Форда Первого, основателя династии олигархов, умершего в 1947 году на пороге новой эры информатизации (уже создавался первый компьютер), дает в этом плане богатейший материал.