Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Отравители и стрелки

Ситуация вокруг Алексея Навального обрастает новыми подробностями
31 августа, 2020 - 18:57
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В том, что это именно отравление, уже не сомневается никто, за исключением ангажированных кремлевских пропагандистов, как в России, так и за ее пределами. Расследовательская группа The Insider, Der Spiegel и Bellingcat выяснила, что, согласно мнению специалистов, Навальный подвергся воздействию вещества из того же семейства органофосфатов, что и болгарский оружейный бизнесмен Емельян Гебрев. 24 апреля 2015 года Гебрев был госпитализирован, после того как потерял сознание на приеме, который он устраивал в Софии. Примерно в то же время плохо себя почувствовали его сын и один из топ-менеджеров его компании. Всех троих госпитализировали с симптомами тяжелого отравления. Лаборатория Хельсинского университета, специализирующаяся на химическом оружии, смогла установить следы двух органофосфатов, которые свидетельствовали о том, что предпринимателя пытались убить нервно-паралитическим веществом, относящимся к семейству «Новичка». Через месяц Гебрев вышел из комы и пошел на поправку, но в мае его состояние резко ухудшилось, и он снова попал в госпиталь. Как установили Bellingcat и The Insider, во второй, как и в первый раз, Гебрева пытался отравить один из отравителей команды ГРУ. Бизнесмен полагает, что причиной, почему на него покушались, могло стать то, что его компания поставляла оружие в Украину, а также то обстоятельство, что его компания контролировала оружейный завод, который хотела приобрести Россия.

Если Навального действительно отравили тем же ядом, что и болгарского бизнесмена, то из комы он сможет выйти примерно через месяц и без каких-либо существенных последствий. По крайней мере, Гебрев сейчас как будто полностью здоров. Повторная попытка отравления Навального, до тех пор, пока он находится в Германии как гость федерального канцлера и под охраной, вряд ли будет иметь место. И, скорее всего, Навального отравили не те структуры, которые пытались отравить Скрипалей, Гебрева и некоторых других лиц, живущих за пределами России. Отравители указанных лиц, как уже достоверно установили расследователи из The Insider, Der Spiegel и Bellingcat, принадлежали к ГРУ и были кадровыми офицерами в немалых чинах, вплоть до полковничьих и генеральских. ФСБ тоже приложило руку к ликвидации противников Путина за рубежом, но действовала более традиционными методами — с помощью огнестрельного оружия. В роли же киллеров-стрелков, в отличие от киллеров-отравителей, выступают не кадровые офицеры ФСБ, а отставные бойцы спецподразделения ФСБ «Вымпел».

Вот днями The Insider идентифицировал одного из соучастников убийства Зелимхана Хангошвили в Берлине, известного под именем «Роман Давыдов», как бывшего «вымпеловца» Романа Юрьевича Демьянченко. Почему ФСБ, в отличие от ГРУ, в качестве киллеров использует не действующих офицеров, а отставников, тоже понятно. Отравители сразу же после отравления покидают страну, где они совершили преступление, и шансов поймать их с поличным или по горячим следам после покушения практически нет. С другой стороны, тут требуется опыт работы с конкретными ядами и участие специалистов различных профессий. Покушение с помощью яда, да еще так, чтобы яд потом не идентифицировали, в общем совершить сложнее, чем с помощью пистолета или снайперской винтовки. Поэтому здесь предпочтительнее использовать кадровых офицеров, тем более, что до недавнего времени считалось, что полицейские органы и спецслужбы других стран не в состоянии напасть на след отравителей. Иное дело, когда используется огнестрельное оружие. Тут есть риск, что киллер может быть задержан при подготовке покушения, сразу после него или по горячим следам, как это и случилось с непосредственным убийцей Хангошвили Вадимом Красиковым-Соколовым. Поэтому в случае провала всегда можно запустить версию, что киллер был представителем некой тайной организации бывших сотрудников правоохранительных органов, которые по собственному почину занимаются ликвидацией «предателей». Или, на худой конец, можно говорить, что убитый стал жертвой криминальной разборки, в которой некие мафиозные структуры использовали опытного киллера, бывшего спецназовца. Естественно, во всех случаях и ГРУ, и ФСБ действуют по приказу Кремля.

А вот устранением противников нынешнего российского президента внутри России занимаются совсем другие структуры. Одна из этих структур достаточно хорошо известна и засвечена. Это — чеченские силовики, подчиняющиеся Рамзану Кадырову. Не вызывает сомнения их причастность к организации, по меньшей мере, двух убийств на территории России за пределами Северного Кавказа — журналистки Анны Политковской и оппозиционного политика Бориса Немцова. В обоих случаях, как известно, использовалось огнестрельное оружие. Кадыровские структуры также ликвидируют за рубежом противников Кадырова и Путина из числа чеченцев и представителей других северокавказских народов, связанных с исламистским подпольем, используя огнестрельное оружие. Как мы теперь знаем, за ними также охотятся «вымпеловцы» из ФСБ. Думаю, здесь существует следующее разделение труда. Если Кадыров решает ликвидировать кого-либо из своих противников за рубежом, он получает добро на это от кремлевской администрации и затем действует более или менее самостоятельно, посылая чеченских киллеров-стрелков, но при содействии ФСБ в плане получения загранпаспортов и виз. А вот если решение о ликвидации того или иного чеченца за рубежом принимается в Кремле, тогда используется команда киллеров-»вымпеловцев» из ФСБ. Судя по всему, эта команда используется для ликвидаций и внутри России, но только с помощью огнестрельного оружия. Как свидетельствует прошлый опыт Красикова-Соколова, тут заказ может идти со значительно более низкого уровня, чем Кремль, и касаться даже бизнесменов средней руки, к политике как будто не причастных.

Но, кроме ФСБ, внутри России оппонентов режима и опасных свидетелей устраняет также какая-то более мощная структура, использующая новейшие яды и подчиняющаяся, скорее всего, непосредственно администрации президента России. Помимо отравления Навального, данную структуру можно заподозрить в череде странных смертей спортивных чиновников, причастных к допинговому скандалу, и генералов спецслужб, о которых мне уже доводилось писать. По всей видимости, используются там совершеннейшие отморозки, вероятно, с уголовным прошлым, а ликвидации совершаются исключительно с помощью ядов. Этих киллеров-отравителей не только не выпускают за границу, но у них даже нет мыслей о побеге за кордон, так как за ними числится достаточно чисто уголовных преступлений, за которые их выдадут России из любой страны. А яды, в том числе и в случае с Навальным, применяются отнюдь не в демонстрационных целях, как полагают некоторые аналитики, а лишь для того, чтобы скрыть преступление. Ведь и в случае с Навальным расчет был на то, что он умрет в самолете по пути в Москву. Вывозить оппозиционера в Германию никто не собирался. А в этом случае российские врачи, как и сейчас, разумеется, никакого яда бы не нашли. Ведь мы узнаем преимущественно о неудавшихся отравлениях, когда жертва осталась жива или не умерла сразу, и яд был обнаружен. В удавшихся же случаях мы можем говорить лишь о подозрительной смерти того или иного молодого и здорового человека, но не более того.

Что же касается Навального, то медики из клиники «Шарите» связались не только с болгарскими врачами, чтобы получить данные, связанные с отравлением Гебрева, но передали анализы и в Институт фармакологии и токсикологии бундесвера, расположенный в Мюнхене. Этот институт располагает уникальными возможностями по тестированию ядов, в том числе по остаточным следам. Образцы посланы также в британскую лабораторию в Портон-Дауне, где определили яд, которым отравили Скрипалей. Поэтому есть вероятность, что по истечении некоторого времени удастся точно назвать вещество, которым был отравлен Навальный. А тогда реакция Запада против путинской России за отравление Навального станет гораздо более жесткой.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ