Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ожидание последнего боя

10 октября, 2007 - 19:55
«ПОСЛЕДНИЕ ОРЛЫ» / ФОТО АНАТОЛИЯ СТЕПАНОВА

Скоро — Покрова. Так исторически сложилось, что в этот день украинцы почитают память людей, которые с оружием в руках защищали родную землю, боролись за независимость Украины. Уже стало традицией именно на праздник Покровы почтить память казаков, сечевых стрелков, в том числе борцов ОУН и УПА. Не сомневаюсь, что и в этом году, в частности в Киеве, по этому случаю состоятся массовые мероприятия, а одним из центральных лозунгов станет: «ОУН и УПА — государственное признание!»

К сожалению, этот праздник в столице больше ассоциируется с настоящими боями УПА, чем с христианским обычаем отдавать должное людям, которых уже нет рядом с нами, или же которые достигли почтенного возраста. В частности, в прошлом и позапрошлом году Крещатик, майдан Незалежности, центральные улицы Киева стали ареной жесткого общественного противостояния между сторонниками и оппонентами идеи государственного признания борьбы ОУН и УПА.

Что будет в этом году? Насколько власть и политические силы страны способны сегодня достойно отметить праздник Покровы?

Думаю, что для ветеранов ОУН и УПА и их нынешних идейных наследников эти вопросы — риторические. Если не принимать во внимание известные указы Президента Украины Виктора Ющенко, которые в основном обязывают правительство большей частью «содействовать» объективному информированию населения об истории национально-освободительного движения и его же указы, которые в полном объеме так и не выполнены, о праздновании столетних юбилеев выдающегося члена ОУН О. Ольжича и главного командира УПА Романа Шухевича, то можно констатировать, что вопрос ОУН и УПА остается нерешенным, больным и резонансным.

Более того, накануне Покровы атмосфера в отношении решения этого вопроса значительно ухудшилась. На этот раз «масла в огонь» подлили коммунисты и городская власть Симферополя. По инициативе КПУ и пророссийской организации «Родина» в июне симферопольскими властями было одобрено беспрецедентное по своему нахальству решение об установлении так называемого памятника «Выстрел в спину», который должен был символизировать «жертв боевиков ОУН-УПА». А уже в сентябре коммунисты объявили о «торжественном открытии памятника советским мирным гражданам, которые погибли от рук бандитов из ОУН и УПА».

Учитывая то, что «памятник» установлен в Симферополе, большинство жителей которого не имеют никакого отношения к национально-освободительному движению периода Второй мировой войны, поскольку деятельность ОУН и УПА в основном сосредоточивалась на Галичине, Закарпатье и Буковине, есть все основания считать, что акция крымских коммунистов и симферопольской власти, это спланированная провокация, которая уже вызвала негативную общественную реакцию и может иметь непредсказуемые последствия.

Кстати, злосчастный «памятник» смонтирован недалеко от сквера имени Петра Григоренко, известного правозащитника, который долгое время защищал права и свободы украинцев, которые стали жертвами коммунистического террора, и среди которых, как известно, было немало украинских националистов. Это только подтверждает провокативный характер решения местной власти и демонстрирует цинизм организаторов и реализаторов идеи такого «памятника».

Можно только догадываться о чувствах, которые сегодня кипят в душах комбатантов УПА, которые на шестнадцатом году существования Украины как независимого государства узнали о таком «памятнике». Но, кажется, им к этому не привыкать.

В данной ситуации важным является отношение основных политических сил, возможно, не столько к факту крымской авантюры, поскольку этим должна заниматься Генеральная прокуратура, сколько к проблеме, которую рано или поздно таки придется решать в парламенте.

В этой связи красноречивой является их реакция на вызов коммунистов в Крыму. На первый взгляд, резко должна была реагировать «Наша Украина — Народная самооборона» как пропрезидентская сила. Однако все ограничилось заявлением-протестом Христианско-Демократического Союза, партии, которая входит в состав НУ-НС и резким комментарием одного из лидеров УНП Степана Хмары, который призвал «привлечь к ответственности лиц, причастных к открытию в Симферополе антиукраинского памятника, возведенного на средства КПУ и российских коммунистов».

Если первые лица НУ-НС не считают необходимым четко высказаться по этому вопросу, то Юлия Тимошенко как лидер одноименной политической силы более коммуникабельна. Комментируя в Керчи, по просьбе журналистов, установление «памятника» в Симферополе, она заявила, что «украинцам необходимо жить сегодняшним днем, надо искать места соприкосновения и необходимо как можно меньше поднимать вопросы, которые разрушают единство и содействуют противостоянию среди населения страны». Лидер БЮТ также заверила, «что не сделает ни одного шага, который вызывает агрессию, расколы, различные противостояния». Как говорится, обо всем и не о чем.

Очевидно, что такая бесхребетность в вопросе крымского «памятника», а следовательно, государственного признания ОУН и УПА, обусловлена прежде всего, существующей политической конъюнктурой. И это можно было бы понять, и даже оправдать, если бы речь не шла о святом: кровь украинских героев, которую они проливали в борьбе за независимость своей Родины.

Традиционно против установления памятника «жертвам ОУН-УПА» резко протестуют только украинские националистические партии и организации. Протестуют и готовятся к Покрове...

Тем временем жизнь берет свое. Недавно в селе Крыхивцы на Ивано-Франковщине открыт общий мемориал погибшим советским солдатам и воинам УПА. Памятник с двумя мемориальными досками здешние жители назвали «Борцам за свободу Украины». По этому случаю крыхивский сельский председатель Василий Владин сказал: «Я призываю всех жителей Украины к объединению. Давайте не создавать, как говорится, сами себе врагов. Построить государство можно, только объединившись. Так сложилось, что отца забрали в 1940 году в ряды Советской армии, а два других брата — пошли воевать в УПА. Но прошли годы и они сошлись. И никто не враждовал. Они с пониманием отнеслись к прошлому. Ведь мы все носим одну фамилию — Украина».

Очевидно, что этот трогательный факт нисколько не идет в сравнение с тем, что сделано коммунистами в Симферополе. Но и он не унимает душевной боли бывших воинов УПА, которые продолжают находиться в ожидании последнего боя, теперь уже за восстановление исторической и национальной справедливости.

Богдан ЧЕРВАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...