Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Пациент» жив или...?

Непраздничные размышления о судьбе парламентаризма
22 декабря, 2010 - 19:33
ДО ВЫБОРОВ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ОППОЗИЦИЯ — УТОПИЯ. СЕЙЧАС, ХОТЬ И С БОЛЬШИМИ ПОТУГАМИ, ПРОЦЕСС, КАЖЕТСЯ, ПОШЕЛ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вместо ожидаемого вчера в парламенте Генпрокурора Виктора Пшонки выступил его заместитель Евгений Блаживский. Он заверил, что Генпрокуратура держит на контроле дело о событиях в Верховной Раде 16 декабря — городская прокуратура Киева уже возбудила уголовное дело по факту избиения народных депутатов. Речь идет о нарушении закона по части 2 статьи 344 Уголовного кодекса — «по факту вмешательства в деятельность государственных деятелей с целью препятствия исполнения ими служебных обязанностей».

Но оппозиция недовольна. Во-первых, потому что должен был прийти сам Пшонка, а во-вторых, депутаты от БЮТ и НУ-НС заверяют, что это дело возбуждено против побитых бютовцев. В знак протеста они опять покинули сессионный зал Верховной Рады. Перед этим 25 народных депутатов фракции НУ-НС написали заявления в Генеральную прокуратуру (непосредственно передали Евгению Блаживскому) с требованием возбудить уголовное дело по факту избиения народных депутатов. «Фракция НУ-НС в знак протеста сегодня выходит из сессионного зала и требует переквалификации дела из препятствия деятельности государственных деятелей на дело об избиении с нанесением тяжелых телесных повреждений», — заявил Олесь Доний.

Не исключено, что до праздничных парламентских каникул парламентарии, наконец, поставят точку в вопросе своих коллег-совместителей. Во всяком случае, спикер Литвин предложил рассмотреть этот вопрос в пятницу. Напомним, что представители меньшинства настаивают на лишении депутатских мандатов тех совместителей — представителей исполнительной власти, которые принимали участие в недавней драке.

Регионалы же озабочены другим — «великим и духовным». Представители «бело-голубой» фракции предлагают после открытия пленарного заседания петь в сессионном зале молитву за Украину. Об этом идет речь в законопроекте, где хору предлагается исполнять молитву «Боже великий єдиний» после открытия пленарного заседания в зале заседаний ВР. «Верховная Рада является единственным законодательным органом, решения которого имеют определяющее влияние на жизнь миллионов граждан. Таким образом, повышение моральных и этических принципов деятельности парламента является залогом повышения эффективности его работы», — аргументируют авторы законопроекта, регионалы Юрий Болдырев и Владимир Малышев.

И речи быть не может о повышении моральных и этических принципов деятельности Рады этого созыва, убежден первый президент Леонид Кравчук. «Я бы этот парламент распустил. Из этого парламента уже ничего не получится. Они почувствовали вкус крови. Я знаю по опыту многих стран, что тумаками часто обмениваются в парламенте. Но это совсем другое... У нас это была не толкотня, а драка мясников, доведенных кем-то до экзальтированного состояния. Каждая фракция имеет право на блокирование в рамках закона. Кстати, Партия регионов в свое время больше месяца блокировала парламент. И никто никого не убивал», — отметил в частности во время интернет-конференции в агентстве ИМК Леонид Макарович.

Итак, «большевики» хотят молиться, Кравчук советует разогнать нынешнюю ВР, а оппозиция на днях уже «похоронила» украинский парламентаризм. Бютовцы, напомним, зашли в сессионный зал с лампадками и зажгли их на своих рабочих местах. Большинство «сердечных» депутатов были одеты в черное. С трибуны парламента лидер фракции Иван Кириленко объявил, что парламентаризм в Украине уничтожен, а власть хочет, чтобы страна «жила по закону улицы — кто сильнее, тот и прав».

«День» спросил у экспертов: «Что с украинским парламентаризмом? И где искать истоки болезни, которая «бьет» не только по позициям элиты, но и по обществу в целом?»

КОММЕНТАРИИ

Ирина БЕКЕШКИНА, глава фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива:

— Этот состав парламента, скорее всего, как говорят, «после тяжелой продолжительной болезни все-таки скончался». Инфицирован он был с самого рождения: покупка мест в списках, включение в списки лиц, которые не способны не только заниматься законотворческой деятельностью, но и прочитать законы не в состоянии (зато сильны в силовом поединке), лиц, которые не имели никакой позитивной программы будущих действий, зато хорошо сознавали возможности для реализации личных интересов. Поэтому с самого начала парламент был болен, а после отмены конституционной реформы вообще превратился в клуб «кнопкодавов».

Возродится ли парламентаризм в Украине, это будет зависеть от того, сформируются ли в Украине настоящие партии — с четкими программами и реальной партийной демократией.

Андрей ПАРУБИЙ, народный депутат Украины:

— К огромному сожалению, в Украине за весь период современной государственности постепенно шла дискредитация парламентаризма как такового. На самом деле Верховная Рада Украины должна быть высшей площадкой для интеллектуальных дискуссий. Когда дискуссии проходят в парламенте, тогда они не выливаются на улицы городов. Но, к сожалению (особенно в последнее время), парламент все больше и больше скатывается к полному отрицанию самой сути парламентаризма. Очевидно, что «похороны» парламентаризма состоялись не 16 декабря. Это произошло еще раньше, а именно 27 апреля, когда правящее большинство с помощью бандитского нападения проталкивало решение по харьковским соглашениям. Это был главный звоночек о том, что парламентаризма в Украине нет. Сегодня, когда в парламенте буквально отсутствует какая-либо интеллектуальная дискуссия, большинство депутатов даже не посещают пленарных заседаний. А те, кто приходит, нажимают на кнопки за себя и еще за пятерых товарищей. При этом они не думают о том, за что они нажимают кнопки, ориентируясь на взмах руки одного человека. Правящее большинство без каких-либо дискуссий проталкивает решения, которые принимает на своих политбюро. А когда вдруг оппозиция хочет обратить на что-то внимание или оказывает сопротивление, вперед выходят буквально «боевики», которые силовым способом пытаются запугать оппозицию. В конечном итоге это все приведет только к одному. Дискуссии, которые должны были бы проходить в сессионном зале Верховной Рады, выльются на улицы украинских городов и продлятся в форме широкого общественного диалога, который имел место в 2004 году.

Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества:

— Парламентаризм в Украине еще не умер, но весомо девальвировал. Политический капитал Верховной Рады чрезвычайно низок. Это результат не столько «тушкованой» коалиции, сколько банкротство парламентских политических сил. Регионалы действуют по принципу джек-пота (все и немедленно), а оппозиция просто неадекватна...

Вторая причина — в нынешней архитектуре власти, в системе, где принятие решений ВР играет скорее ритуальную роль. Все решения принимаются на Банковой. Вот депутатам и остается разве что морды друг другу быть.

Олег ТЯГНИБОК, лидер ВО «Свобода»:

— Недавняя драка в ВР — это дежурный позорный эпизод, который подтверждает, что украинский парламент не выполняет возложенных на него функций: не занимается стратегией развития государства, законотворчеством в украинских национальных интересах, реальным бюджетом, программами социально-экономического развития.

Но разве раньше можно было утверждать, что наш парламентаризм жив? Не свидетельствует ли беззубость парламентской оппозиции о гибели парламентаризма, не свидетельствует ли фортепианное голосование, особенно за судьбоносные для Украины законы, о гибели парламентаризма, или «тушкование» как предательство миллионов избирателей, или решение Конституционного Суда об «отмене» конституционной реформы, или незаконная пролонгация срока действия парламента? Или, может, закон о выборах в местные органы власти как инструкция для фальсификаций — не свидетельство гибели парламентаризма в Украине? Кстати, многие из тех, кто льет сейчас крокодиловы слезы, голосовали за эти позорные постановления. Настоящего народовластия, когда депутат является выразителем интересов общества, которое имеет реальное право на его отзыв, — в Украине не было с начала провозглашения независимости.

Алексей ГОЛОБУЦКИЙ, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций (АМС):

— Нет, парламент не умер тогда, когда представители БЮТ принесли лампадки в сессионный зал. Парламент умер тогда, когда начали продаваться места в списках. Думаю, парламентаризм находится в серьезном кризисе, но он еще жив. Просто он полностью соответствует состоянию общества и политической культуры. И зажигать лампадки нужно было после изменения регламента или харьковских соглашений, а не тогда, когда нависла угроза «посадки».

Владимир АРЬЕВ, народный депутат Украины:

— Парламентаризм, может, и не умер еще, но точно впал в глубокую летаргию. Случилось это еще до избиения оппозиции в парламенте. С тех пор как решения стали приниматься не через обсуждение и состязание аргументов, а от семафоривания — голосовать «за» или не трогать кнопку — одного известного персонажа из фракции Партии регионов.

Тарас БЕРЕЗОВЕЦ, директор PR-группы «Polittech»:

— Я думаю, что в действительности события в Верховной Раде были запрограммированы теми людьми из окружения Президента, которые больше всего хотят проведения парламентских выборов весной следующего года. Конкретно это Сергей Левочкин и Дмитрий Фирташ, которые больше всего заинтересованы в том, чтобы максимально расширить свое представительство в ВР. Сегодня, как известно, группа Левочкина-Фирташа-Бойко насчитывает в парламенте около 15 депутатов. В то же время Ринат Ахметов, по разным оценкам, имеет 60-70 народных депутатов. Понятно, что такая ситуация (с учетом усиления группы «РосУкрЭнерго» в окружении Президента) не устраивает основных акционеров группы RUE. Умер ли украинский парламентаризм? По-моему, позитивный ответ был запрограммирован тогда, когда была отменена политическая реформа 2004 года. Смысл этой политреформы был намного больше, чем просто внесение изменений к Конституции. Это был большой общественный компромисс между политическими элитами, такой себе пакт взаимного ненападения. То, что этот пакт был нивелирован, как раз и привело к тем грубым событиям в ВР, за которыми наблюдала на прошлой неделе вся страна. И это уже, напомню, второе избиение. Первое было во время подписания харьковских соглашений, но оно не было таким циничным. В этот раз речь идет фактически о бойне в стиле «бандитских разборок». Политреформа 2004 года была принята как раз для того, чтобы избежать подобных ситуаций. Поэтому, когда настоящий общественный договор был отменен, исчезла потребность в поиске компромиссов между разными группами в ВР. Соответственно, значение и ВР, и парламентаризма в Украине будет постоянно падать.

Михаил ВИННИЦКИЙ, директор Докторской школы НАУКМА:

— Тенденция к нивелированию функции парламента как дискуссионной площадки, главного законотворческого института в государстве началась с внедрения пропорциональной избирательной системы, усилилась незаконными указами президента Ющенко о роспуске ВР и окончательно утвердилась внерегламентным формированием сегодняшнего большинства. А недавнее решение КС, которое практически подменило парламент, и драка в сессионном зале на прошлой неделе — это уже действительно поминки. Время немедленно обращаться к сантехнику: СИСТЕМУ нужно менять...

Олесь ДОНИЙ, политолог, народный депутат (фракция НУ-НС):

— Украинский парламентаризм заболел давно. После того, как подавляющее большинство депутатов начало нарушать Конституцию и голосовать чужими карточками, Верховная Рада перестала быть местом для реального обсуждения законов. Псевдодепутаты годами не появляются в сессионном зале, зато их карточками голосуют депутаты-«кнопкодавы». Без кардинального перелома этой антиконституционной практики украинский парламентаризм не будет восстановлен.

Что касается избиения депутатов, то это же не первый случай. 27 апреля регионалы уже устраивали зверское избиение депутатов. Тогда непосредственно пострадал и я. Аналогично бьют неподатливых журналистов или жену ректора в Донецке только потому, что этот ректор не нравится нынешнему руководству Минобразования. То есть избиение депутатов не является сугубо парламентской практикой со стороны регионалов. Это один из элементов системы запугивания и контроля общества. Власть регионалов — это власть олигархата. А олигархат создавался не только в результате краж и коррупции. Система олигархата создавалась через заказные убийства и через труппы в шахтах. То есть у этой власти другая философия. Реальный парламентаризм в эту философию не вписывается, а вот избиение инакомыслящих вписывается в их философию абсолютно естественно.

Виталий ПОРТНИКОВ, главный редактор телеканала TVi:

— Прежде чем говорить о похоронах, нужно выяснить, а был ли покойник. Украинский парламентаризм — своеобразный поручик Киже: все эти годы парламент мутировал от Верховного Совета УССР к органу представительства клановых интересов. Чтобы парламентаризм возник на самом деле, украинская демократия должна перестать быть декорацией, прикрывающей хищническое разворовывание нашей страны олигархическими группировками, а депутаты должны стать представителями интересов своих избирателей, а не кланов. Не скажу, что таких депутатов никогда не было, но они все эти десятилетия были в меньшинстве, не способном изменить систему.

Наталья РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ