Накануне визита папы Иоанна Павла II в Украину на вопросы газеты «День» ответил архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь Исиченко (Украинская Автокефальная Православная церковь).
— Чего вы ожидаете, Ваше Высокопреосвященство, от визита Римского папы в Украину; какой аспект этого визита считаете наиболее существенным?
— Наиболее существенными последствиями визита римского архиерея являются рост в Украине общественной заинтересованности церковной жизнью, а также знакомство украинского церковного сообщества с современными формами осуществления апостольской миссии Церкви в мире. Визит римского понтифика, осуществленный со свойственной ему масштабностью, — это вызов для консервативных кругов в Церкви, а также вызов для тех из нас, украинцев, кто смирился с собственными трудностями и пытается трактовать провинциальную отсталость как добродетель.
— Как вы будете оценивать результаты приезда Римского понтифика? Что будете считать неудачей визита, а что — успехом?
— Визит обернется неудачей, если повлечет за собой дальнейший рост или сохранение межконфессиональной нетерпимости, общественной нетолерантности, так ярко проявившихся во время подготовки к визиту. Есть опасность роста антиклерикализма в социально обделенных средах. «У нас нет за что хлеба купить, а они...», — эти разговоры слышны уже сейчас, учитывая сообщения о расходах на организацию массовых акций во время визита Папы. Успехом же визита для целой Христовой Церкви в Украине может стать ее адекватный ответ на вызов глобализации, осознание того, что и мы обязаны проповедовать Христа речью, выразительной и убедительной для современного человека, речью, которая будет услышана в целом мире, а не только в нашем маленьком мирке. Надеемся на осознание безусловной необходимости для современной Церкви быть независимой духовно, политически и экономически, уметь свободно оперировать современными информационными технологиями, а не бесконечно жаловаться на них.
— Что, по вашему мнению, может существенно воспрепятствовать успеху визита папы?
Политизация церковной жизни, жажда различных общественных сил использовать визит с собственной конъюнктурной целью. Недостаток чувства собственного достоинства у людей, которые отказываются проявить свойственное славянам чувство гостеприимного хозяина и прячутся от нежелательного визитера. Бюрократические болезни римской курии, которая за все годы независимости Украины так и не отыскала соответствующей формы для осуществления контактов с Православными церквями вне установленного диптиха (т. н. неканоническими), вполне свободно общаясь с лютеранами, англиканцами, другими направлениями протестантизма, с нехристианскими течениями.
— Повлияет ли визит папы на статус Украинской греко-католической церкви? Каким образом?
— Украинская Греко-католическая церковь уже имеет вполне определенный статус и в украинском обществе, и в структуре Католической церкви. Ее поместный уклад имеет все надлежащие составляющие: управление митрополитом, собственное каноническое право, регулярные архиерейские соборы, хорошо налаженную монашескую жизнь, сеть образовательных учреждений и тому подобное. Не думаю, что смена титула главы УГКЦ, по поводу чего было множество дискуссий в течение последних лет, что-то существенно изменит. Католическая церковь восточного обряда не может стать полностью независимой от римского престола и приобрести статус автокефальной. И вряд ли кто-то из практикующих католиков хотел бы этого. Очевидно, визит папы должен окончательно завершить дискуссии об украинском патриархате в мирских кругах УГКЦ и содействовать преодолению определенных проблем в отношениях католических общин двух обрядов в Украине. Возможно, наконец и околоцерковные политики осознают эфемерность идей о сочетании УГКЦ и украинских Православных Церквей в едином Киевском Патриархате.
— Повлияет ли визит папы на расстановку сил в украинском православии? В украинском христианстве?
— Очевидно, папский визит должен бы пробудить в православном сообществе осознание собственной христианской тождественности и общности проблем и заданий различных православных юрисдикций в современной Украине. Похоже, что для УАПЦ и УПЦ-КП этот фактор оказался плодотворным. Во всяком случае, он ускорил начало работы межцерковной комиссии, созданной еще 8 ноября 2000 г. и до сих пор бездеятельной. Помогло понимание того, что в своем служении обе Церкви могут полагаться только на собственные силы. А вот более широкой консолидации христианских сообществ не заметно. Даже конфессионно нейтральные проекты, предусматривавшие сотрудничество различных православных юрисдикций, не удалось реализовать. Причина до сих пор одна: возложение надежд УПЦ-МП на поддержку связанных с ней политических и правительственных кругов в Украине и вне нее.
— Изменит ли визит Папы взаимоотношения между Ватиканом и Константинополем и каким образом? Взаимоотношения с Московской патриархией? Не может ли окончательно прерваться православно-католический диалог?
— Возможно, как раз успешный визит папы в Украину сможет завершить период блокировки православно-католического диалога Московской Патриархией. Ведь провал политического давления Москвы на Ватикан и на украинского президента с целью предотвратить визит папы в Украину не может не показать необходимость говорить и с Ватиканом, и с нашим Президентом другим языком, свойственным корректным отношениям равноправных, хотя, может, и неприязненных друг к другу партнеров. Постыдные демонстрации, проведенные Союзом православных братств в Киеве, засвидетельствовали мизерность собственных ресурсов черносотенцев: они смогли вывести на улицы — даже за вложенные средства! — только несколько тысяч малообразованных случайных лиц, декларировав перед этим свое влияние на 35 миллионов украинских граждан. Папский визит, во всяком случае, имеет уже одно успешное последствие: он покончил с мифом о мощном идеологическом влиянии Московского Патриархата на общественное сознание украинцев.
— Как, по вашему мнению, относится большинство украинского общества к визиту папы — одобрительно, враждебно или безразлично?
— К сожалению, папский визит также не станет фактором, способным пробудить нас от летаргического сна общественной апатии, наступившей в последние годы. Большинство наших соотечественников вряд ли проявляет какую-то личную заинтересованность или личную враждебность относительно визита. Может, это и не называется полным безразличием, но, во всяком случае, является отчужденным ощущением постороннего наблюдателя.
— Считаете ли достоверным, что преемник папы Иоанна Павла II также захочет приехать в Украину?
— А почему и нет? Только хотелось бы, чтобы тогда это уже нас не удивляло и не ошеломляло. Ведь наихудшее в современном визите папы — проявленное украинцами чувство собственной незначительности, которого не имели другие православные нации (румыны, греки, грузины), когда встречали папу. Нам бы уже время привыкнуть к статусу государственной нации и связанным с этим обязанностям и ответственности.