В четверг депутаты единодушно приняли целый пакет правовых законов — об уголовной ответственности за препятствование работе избиркомов, о временных следственных и специальных комиссиях ВР, о специальных прокурорах и специальных следователях... «Чем ближе к президентским выборам, тем больше ВР осознает важность пробелов в законодательстве, которые связаны с возможными конфликтами в период предвыборной борьбы», — поясняет депутат Александр Ельяшкевич.
Не трудно заметить, что каждый из данных документов содержит чрезвычайно жесткие нормы. Например, «выдача членами избирательных комиссий бюллетеня лицу, не внесенному в список для голосования», карается пятилетней отсидкой, и даже такой «безобидный» проступок, как недосмотр за тайной голосования, наказывается лишением свободы на срок от года до трех лет. Парламентариев не смутило, что все эти репрессии коснутся, в первую очередь, «стрелочников», а вовсе не их «подстрекателей».
«Каждый гражданин должен чувствовать ответственность за результат выборов. Ведь фальсификация итогов обернется катастрофой для всех», — считает Александр Лавринович. А депутат Ельяшкевич уверен, что подобные меры — «серьезное предупреждение тем, кто будет иметь соблазн заработать определенные суммы в обмен на незаконные действия».
Понятно, что такой комплекс специальных мер носит чисто превентивный характер, хотя г-н Лавринович и попытался убедить корреспондента «Дня», что ряд принятых законов — плановые. Он не связывает ни характер законов, ни спешку их принятия с желанием парламентариев (среди которых основные кандидаты в президенты) максимально застраховать себя на период парламентских каникул, но ведь очевидно, депутаты не хотят надолго оставлять гаранта Конституции без присмотра, «поскольку у него бывает неадекватная реакция, и неизвестно, что ему насоветуют горячие головы из окружения», — заявил Александр Ельяшкевич. Что касается «горячих голов», то депутаты учли и этот момент в законе о специальных следственных комиссиях. По мнению г-на Ельяшкевича, «в последние полгода были претензии к их деятельности, вот и пришлось поставить такие комиссии в рамки закона». Так что теперь у следователей «дела Волкова», к примеру, руки развязаны, а значит, маневры президентского окружения будут несколько ограничены.
Впрочем, как и действия подчиненных Президенту силовиков и Генерального прокурора. «Нигде в законах не предусматривается процедура возбуждения уголовного дела против генпрокурора, если тот нарушил закон, так что получается, что он находится вне правовых рамок», — говорит Александр Лавринович. Естественно, депутаты поспешили поставить «в рамки» и г-на Потебенько, и руководителей СБУ и МВД. Это необходимо «если Президент станет на неконституционный путь и будет поощрять действия нарушителей закона, которые находятся от него в полной зависимости, то нужен инструмент, который смог бы привлечь их к ответу...» Вот закон о специальном прокуроре и специальных следователях — тот самый инструмент, который расширяет баланс сил ВР и исполнительной власти, так что депутаты тоже смогут влиять на президентских назначенцев в случае, если те «зарвутся».