Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парламент — регионы: на своей волне

Необходимы эффективные механизмы отзыва народных депутатов
22 ноября, 2000 - 00:00

Еще не зашумели по стране предвыборные митинги и встречи, еще безупречно чисты от листовок и плакатов стены домов и придорожные столбы, еще нет нового закона о выборах народных депутатов в Верховную Раду (и будет ли он — неизвестно), а дыхание новых парламентских выборов все жарче и жарче. Быть может, оттого, что некоторые народные депутаты исповедуют принцип «непрерывной» политической кампании и фактически сразу же после марта 1998-го включились в работу, завоевание будущих голосов. А с другой стороны, полтора года до выборов для разворота крупномасштабной политической баталии не так уж и много. Не успеешь оглянуться, а «юрьев день» — день голосования — тут как тут. В округах все чаще можно встретить народных избранников: одни уже начинают подбирать специалистов-организаторов выборов в избирательные штабы, другие проводят различные «пиаровские» мероприятия: организуют «голубые огоньки» с работниками народного образования и других массовых профессий, устраивают спортивные состязания, привозят из Киева Почетные грамоты от тех или иных министров наиболее отличившимся работникам бюджетной сферы — мелочь, а приятно. Не стоят в стороне и некоторые энергичные представители исполнительной власти. У местных администраций, руководителей городов и районов без обиняков выясняется вопрос: кого бы они хотели видеть своим представителем от территории в Верховной Раде? Вопрос явно не по адресу. Почему бы не спросить о политических и личностных предпочтениях непосредственно избирателей? И не за полтора года до выборов, а в день голосования, через демократические избирательные процедуры. Или таким административным путем подчеркивается собственная значимость и демонстрируется виртуальный уровень политического влияния среди подчиненных? Но крупный авторитетный руководитель, человек-профессионал, занятый делом, в подобной демонстрации «могущества» не нуждается, если же политик — величина дутая, то он рано или поздно лопнет или исчезнет как шарик, унесенный ветром.

Характерно и то, что почти все (!) избранники нынешнего созыва заявляют о своей готовности вновь бороться за депутатский мандат. Спору нет, среди них немало ярких личностей, людей авторитетных и уважаемых в области и даже в государстве. Они как раз и не торопятся с заявлением и публичным выражением своих политических планов. Другие же торопятся, словно завтра отходит последняя электричка на Верховную Раду. Причем заявляют иногда в такой категоричной форме, что может сложиться впечатление о том, что тот или иной округ и депутатские привилегии закреплены за ними пожизненно, наподобие пэрства или графства. Так не бывает. Это только в сказке папа Карло завещал своему деревянному сыну — Буратино золотой ключик. «Ключик» от округа надо подтверждать ежечасно и ежедневно напряженной работой.

А то нередко получается так, что еще вчера нынешние народные депутаты формировались, проходили школу жизни в регионе, росли и мужали как политики, были «мальчиками в розовых штанишках», теперь как бы вырвались на околосолнечную политическую орбиту, освоив своеобразный «вахтовый» метод: жить и работать в Киеве, а избираться — в регионе. Избирательный округ превращается в поставщика голосов, а регион (область) упоминается всуе. Транзит стал повседневной нормой общения для части депутатов. Но рано или поздно приходит время, когда область вспоминает о своих парламентских «сыновьях» и «дочерях», а «дети» — о благословившей их в большую политику земле. Этот период — выборы.

Для нас, работников местного самоуправления, каждая избирательная кампания — труднейшая, а зачастую неблагодарная работа. Груз ответственности, который лежит на плечах, — огромен. На территории, охватывающей свыше 1500 сел, поселков, городов, при участии 2,9 млн. избирателей, 247 газет и 56 телерадиокомпаний, 50-ти партий, зарегистрированных в регионе, необходимо обеспечить демократическое волеизъявление и безусловное выполнение избирательного закона. И мы не имеем морального и гражданского права упрощать или недооценивать ту или иную стадию избирательного процесса, ведь в ходе выборов формируется политическая культура и политическое поведение народа, вырабатываются навыки демократического мировоззрения и европейского выбора нашего государства.

Каждый случай нецивилизованного ведения политической борьбы, давления, подкупа, угроз оставляет такие «черные дыры» в общественном сознании, порождает у людей такую степень цинизма, а зачастую и равнодушия, что порою невозможно говорить о воспитании высокого чувства политической культуры и ответственности.

Наверное, немногие знают и о том, что работники избирательных комиссий — одни из немногих участников политических процессов, которые могут быть наказаны лишением свободы на срок свыше 5 лет — почти столь же строго, как за грабеж. Многочисленные ходоки во власть, областные или районные руководители, неприкосновенны, а люди их избирающие — подсудны!

Более того, никто так не открыт и не несет подобную меру ответственности перед законом, как они. И таких честных людей-тружеников в избирательных комиссиях разного уровня (в зависимости от вида выборов) у нас в области бывает занято свыше 40 тысяч человек. Большинство из них трудится не за страх, а за совесть, на общественных началах или получают мизерную зарплату. К примеру, в день голосования работники комиссий получают суточные в размере 8 гривен, из которых 3 грн. изымается как налог. Раньше в день голосования горячим питанием помогали колхозы, а что будет при «новых» собственниках, сказать трудно. Что поделаешь: размеры финансирования выборов из Государственного бюджета ежегодно сокращаются. Но люди хорошо понимают, что трудности государства — временные, а также понимают все значение этой работы для настоящего и будущего страны. Никто кроме нас самих — граждан Украины — не будет проходить трудную школу демократии. Этому мы должны научиться, отделяя зерна от плевел, учась строго соблюдать закон. А то нет-нет, да и появляются любители пронестись на бреющем полете, вовлечь людей в противоправные действия, правдами и неправдами заполучить долгожданный мандат. Но разве может человек, толкающий свое окружение на нарушение закона, причислять себя к политикам-демократам? Едва ли. Такие методы ударят рано или поздно по нему самому.

Тем более, что выборы проходят и единение народного депутата с избирателями и проблемами округа заканчивается. «Мажоритарщики» еще, правда, мелькают на различных мероприятиях, а «партийцы» — гораздо реже. И если бы речь шла об одной глубинке. Народного депутата не видим и мы — работники местного самоуправления, государственных администраций регионального и областного уровня. За два с половиной года текущего созыва из 23-х народных депутатов Украины от Днепропетровской области в работе сессий областного совета приняло участие 12, а семеро из них — вообще в одной. Казалось бы, что такая позиция — личное дело народных депутатов, вопрос их политических симпатий или антипатий. Но поступая так, они вольно или невольно обособляют себя от интересов области — ведь речь идет не о персоналиях, а об интересах одного из крупнейших регионов государства, его многочисленных проблемах. Не интересуясь, образно говоря, даже его «температурой» — разработкой и параметрами областного бюджета, основными балансами и диспропорциями, которые возникают здесь, не вникая в существо социально-экономических программ, народные депутаты словно подчеркивают свою принадлежность к некой высшей политической элите и высказывают пренебрежение к региональному уровню, региональным проблемам. Считаю это неправильным, а во многом недостойным для политика- профессионала. Ведь в таком случае в цепочке: государство (Верховная Рада — Кабинет Министров) — народные депутаты — избирательные округа — избиратели выпадает важнейшее звено. В этом случае депутаты едва ли могут достаточно эффективно представлять интересы области и ссылаться на поддержку избирателей. К тому же не секрет, что некоторые из них получили на выборах от силы всего 5—10 процентов голосов от общей численности избирателей округа. Они прошли, получили мандат, им повезло. А избирателям?

Как исполняются законы на региональном уровне? Почему не действуют механизмы государственного управления в тех или иных сферах (отраслях)? Почему возникают противоречия в политическом или социально-экономическом развитии? Именно эти и другие крупномасштабные проблемы государственного уровня, на мой взгляд, могли бы «высвечиваться» народными депутатами и решаться с опорой на их компетентность, энергию и инициативу. Но, увы, одни заняты лоббированием экономических интересов, другие — разжигают политические страсти, занимаются своеобразным «экспортом революции» из столицы в регионы. Нередко бывали случаи, когда на Днепропетровщину приезжали народные депутаты из партийных списков, избранные в других областях. В чем смысл таких вояжей за государственный счет? Или уже решены проблемы в своих округах? Я бы этого не сказал. Так велело ЦК? Почему же ЦК, а вместе с ним и обкомы или райкомы тех или иных партий не занимаются совместно с органами местного самоуправления подачей тепла в дома, строительством дорог, земельной реформой, решением проблем безработицы и др.? Складывается впечатление, что некоторые партии создаются исключительно «под выборы», для того, чтобы выплеснуть ненависть на оппонентов и «поймать рыбку в мутной воде». Ни одна из партий, кроме РУХА, официально не обратилась в органы местного самоуправления с предложением совместными усилиями добиться решения тех или иных проблем!

А распространившаяся в последнее время порочная практика завоза огромных тиражей газет из центра в регионы? Бывает так, что на избирательный округ, включающий 170—180 тысяч избирателей, завозится 100-тысячный специализированный тираж того или иного издания. Зачем? Все — для фронта, все — для победы? А кто потом будет успокаивать поднятые в регионах страсти и общественные бури, кто будет налаживать разрушенное взаимодействие с партиями и общественными движениями?

Как я уже отмечал, в области 2,9 млн. избирателей, а в 50 партиях, зарегистрированных в регионе, состоит по официальным данным, около 120 тыс. членов. Таким образом, в партийное движение вовлечено чуть более 4-х процентов избирателей. Демократический ли это путь, когда депутаты, избранные от этих 4-х процентов, учат остальные 95— 96 процентов избирателей свободе, равенству, братству? И можно ли в принципе политически структурировать общество, в данном случае на его региональном уровне, если полсотни партий растаскивают электорат по партийным «норкам»? Некоторые народные депутаты меняют цвет своего партийного флага уже второй или третий раз. Мне могут возразить: это скорее вопрос личной этики и морали. Согласен, но зачем при этом «путать личную шерсть с государственной»? Если сам депутат не разобрался со своими идеологическими пристрастиями, то чему он может научить и с помощью какой идеологии «структурировать» избирателя?

Социологи утверждают, что только 17 процентов потенциальных избирателей доверяют партиям. Остальные — более 80 процентов — не только являются основной политически «несознательной» массой общества, а и резервом демократии и гражданской активности. А значит, нужно искать новые подходы к оптимизации избирательной системы, скорее всего по смешанному принципу (мажоритарно-пропорциональному), идти по пути образования блоков, вырабатывать новые механизмы взаимоотношений между ветвями власти, Верховной Радой и регионами, комитетами и фракциями с местным самоуправлением на местах. Общественная стабильность, гражданский мир — самые больше достояния любого государства, и их нельзя испытывать на прочность лишь в угоду политическим амбициям или честолюбию отдельных политиков.

Не мешало бы иметь и более эффективные рычаги отзыва депутатов. Причем механизмы отзыва нужны и для депутатов из партийных списков — ведь многие из них уже по несколько раз сменили фракции. А ведь люди избирали их отнюдь ни как, скажем, Петрова или Сидорова, а как представителей той или иной партии, или блока. Для нас очевидно и следующее: Верховная Рада, ее депутатский корпус нуждаются в обновлении, притоке свежей, профессиональной крови; нельзя превращать высший законодательный орган в место постоянной отсидки одних и тех же лиц. Органы местного самоуправления готовы предложить и совместно с избирателями поддержать молодых, компетентных, незаангажированных политиков: может быть, хотя бы им удастся интегрировать, сплотить интересы, найти эффективные механизмы экономического и политического развития?

Не могу не сказать и о следующем. За последние два с лишним года областная рада направила в Верховную Раду свыше 50 документов, включая проекты законов о совершенствовании местного самоуправления. Если бы не предметная и повседневная помощь заместителей председателя Верховной Рады, Секретариата Верховной Рады, то они бы безвозвратно канули в Лету в комитетах и фракциях. Но вот что странно: избранники от области проявили к этим документам, в которых воплотились задумки и пожелания органов местного самоуправления, политического актива области, который поддержал их на предыдущих выборах, странное равнодушие. Народные депутаты от области как бы живут на другой волне, а может быть, даже не знают о существовании этих документов. Вот и выходит, что воз законодательного обеспечения и ныне там, что решение общегосударственных проблем подменяется у некоторых депутатов поиском двери, куда можно постучать. Стучите и входите к избирателям! Не ошибетесь.

Эдуард ДУБИНИН, председатель Днепропетровского областного совета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ