Никаких формальных преград не осталось: нынешний созыв депутатов имеет все законные основания в конце концов принять закон о поддержке государственного языка. Если действующий парламент этого не сделает, он допустит очень тяжелую и непростительную ошибку и запятнает себя большим позором. Депутатам следует осознавать то, что потерять возможность нельзя, ведь следующий благоприятный момент может, к сожалению, представиться нескоро.
Пока, «закон Ка-Ка»
Закон «О принципах государственной языковой политики», известный как «закон Ка-Ка» (или «закон Колесниченко-Кивалова»), был принят летом 2012 года. Формально закон оставлял за украинским языком статус единственного государственного, однако по сути был призван возобновить активную русификацию Украины. Хотя русский язык в «законе Ка-ка» был назван «региональным», местные органы власти, тем не менее, получили полномочия не только пользоваться им наравне с государственным, но и полностью вытеснять последний со всех сфер общества. Чем сразу же и воспользовались в ряде областных и городских рад, где засели «регионалы» и коммунисты. Путь к дискриминации украинского языка был открыт.
Важно прибавить, что возмутительным было не только содержание закона, но и процедура его принятия. Пытаясь во что бы то ни стало угодить Путину, «регионалы» и коммунисты под руководством Чечетова нарушили все мыслимые и немыслимые регламентные нормы, устраивали драки и прибегли к многочисленным манипуляциям. Вероятно, брутальнее было разве что утверждение предательских Харьковских соглашений весной 2010 года. Украинофобы проигнорировали даже голодающих под «Украинским домом», которые таким образом протестовали против русификации.
Первую (неудачную) попытку избавиться от «закона Ка-Ка» украинский парламент сделал через несколько дней после победы Революции Достоинства и побега «регионалов» в феврале 2014 года. К сожалению, постановление Верховной Рады об отмене закона не решился подписать и.о. президента Турчинов — и, наверное, тогда это было правильное решение. Напомню: не только в Крыму, но и в Донецке, Луганске, Одессе, Херсоне, Харькове, Запорожье, Николаеве и Днипре с 1 марта начались провокации, подстрекательство к сепаратизму и прямые призывы к интервенции («Путин, введи войска!»). Именно под предлогом защиты русскоязычного населения от «украинских фашистов» Путин захватил Крым и часть Донбасса. Следовательно, отмену «закона Ка-Ка» пришлось отсрочить на длинные-предлинные четыре года — пока 28 февраля 2018 года Конституционный суд Украины не признал его неконституционным и утратившим силу.
Впрочем, даже это время можно в какой-то степени занести парламенту к активы. Ведь временно сняв с повестки дня принятие комплексного закона о государственном языке (который, в конце концов, нужно было написать и доработать), парламентарии смогли принять 3—4 очень важных отраслевых закона. Тех самых, которые уже теперь успели заметно усилить положение украинского языка в радиоэфире, кинематографии, государственной службе, а в обозримом будущем также усилят его позиции на телевидении и в среднем образовании.
Однако возникает вопрос: могут ли нас удовлетворить эти половинчатые меры? — Конечно, нет!
5670-д
История этого законопроекта началась в 2015 году, когда в Киеве сформировалась и стала собираться инициативная группа по подготовке всеобъемлющего закона о государственном языке. В состав группы вошли депутаты, языковеды, юристы, активисты, общественные деятели. В результате кропотливой работы в начале 2017 года проект закона «О государственном языке» был зарегистрирован в парламенте 32 народными депутатами под номером 5670. Поскольку на тот момент существовали два альтернативных законопроекта о языке (5556 и 5669), весной 2017 года в профильном комитете развернулись дискуссии, завершившиеся в июне повторной регистрацией общественного законопроекта под новым названием («Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного») и несколько измененным номером — 5670-д. На этот раз законопроект подписали 76 депутатов.
Напомню в нескольких тезисах содержание этого важного законопроекта.
В первую очередь, он признает украинский единственным государственным языком в Украине, определяет его неотъемлемым элементом конституционного строя и приравнивает публичное унижение или пренебрежение украинским языком к надругательству над государственными символами (ст. 1).
Во-вторых, законопроект обязывает всех граждан Украины владеть государственным языком и призван обеспечить каждому гражданину возможности для овладения государственным языком (ст. 4). Для занимания государственных должностей, а также трудоустройства в сфере юриспруденции, в медицине, в учебных заведениях и тому подобное от претендента требуется свободно владеть государственным языком (ст. 7).
В-третьих, в статьях 9-34 законопроекта очень детально прописывается применение государственного языка во всех важнейших сферах общества, например: в делопроизводстве (ст. 10) и судопроизводстве (ст. 11), в вооруженных силах (ст. 12) и органах правопорядка (ст. 13), в образовании (ст. 17) и науке (ст. 18), на телевидении, радиовещании (ст. 20) и в печатных медиа (ст. 21), в сфере обслуживания потребителей (ст. 26) и рекламе (ст. 28). В каждой из названных сфер использование государственного языка является обязательным, хотя в части сфер (например, в обслуживании потребителей) могут — наряду с украинским, а не вместо — использоваться и другие языки.
Очень важно, что законопроект предусматривает создание двух государственных органов — Национальной комиссии по стандартам государственного языка и Центра украинского языка. Национальная комиссия по стандартам государственного языка определяет правописание и все без исключения стандарты украинского языка (ст. 40). Центр украинского языка проводит экзамены по государственному языку и выдает государственные сертификаты об уровне владения государственным языком (ст. 45-46).
Наконец, законопроект содержит действенный предохранитель против невыполнения закона. Он предлагает создание должности Уполномоченного по защите государственного языка (ст. 48-49), а также Службы языковых инспекторов Уполномоченного, состоящей из 27 инспекторов (ст. 51). В задачи Уполномоченного и Службы языковых инспекторов входит контроль за выполнением закона и соблюдением языковых прав граждан.
ЧАС «Х» НАСТАЛ: СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА
Признание неконституционным «закона Ка-Ка» фактически привело к тому, что в языковой сфере государства образовался вакуум: сегодня не действует ни один рамочный закон, регламентирующий функционирование государственного языка и других языков в Украине. Впрочем, это не единственная причина, которая требует от Верховной Рады решительности срочно принять 5670-д. И даже не главная.
Судя по текущим социологическим опросам, качество следующего созыва депутатов может быть существенно ниже. Девятый созыв, вероятно, будет перенасыщен популистами разных мастей; очевидно, значительно усилят свое присутствие также пророссийские проекты. Принять законопроект в поддержку государственного украинского языка такому составу Рады будет нереалистично. Более того, невозможными станут даже маленькие шаги на отраслевом уровне, которые будут сталкиваться с безумным сопротивлением оппортунистов.
При этих условиях перед действующим парламентом восьмого созыва встает действительно задача государственной важности. Он получает хорошую возможность войти в историю как парламент, принявший беспрецедентный закон о поддержке государственного языка. Закон, который призван защитить его и возродить после столетнего лингвоцида. Или же — в случае провала законопроекта — войти в историю как парламент, упустивший историческую возможность. Что выберут депутаты?
Некоторые, пока несмелые сигналы дают определенные основания думать, что шанс есть. Неделю назад руководитель фракции «Народний фронт» Максим Бурбак заявил, что парламент уже во время текущей сессии должен рассмотреть в первом чтении проект закона 5670-д. Ранее Николай Княжицкий и спикер Верховной Рады Андрей Парубий также выражали убеждение, что народ не простит этому составу парламента, если он не примет закон в поддержку государственного языка. Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Впрочем, я убежден, что принимать данный закон в целом нужно еще весной — в начале лета. Осенью полноценно стартует предвыборная гонка, и при этих условиях принять подобные раздражающие законы будет крайне тяжело.
Итак, час «Х» настал: сейчас или никогда. Язык остроактуален, парламент!