Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парламентаризм или президентская республика? Нет, феодализм...

10 августа, 2005 - 19:50
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

«Село неначе погоріло,
Неначе люде подуріли,
Німі на панщину ідуть
І діточок своїх ведуть!..
…І не в однім отім селі,
А скрізь на славній Україні
Людей у ярма запрягли
Пани лукаві…»

(Тарас Шевченко. «І виріс я на чужині…»)

Конституция — это основной закон государства. На основании Конституции строится вся система государственного управления. На основании Конституции формируется власть. От Конституции зависят отношения между людьми в обществе. От Конституции зависит, кто будет судить нас и за что. Конституция может сделать людей равноправными гражданами или зависимыми крепостными.

Однако в статье 118 действующей Конституции Украины говорится: «Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации», а в пункте 4 статьи 119 той же Конституции говорится: «Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают: …подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов». В переводе с юридического языка на обычный, это, без преувеличения, означает, что власть в Украине осуществляется по классическому феодальному принципу «сюзерен-вассал», а именно:

1. Вся территория Украины распределена на феодальные воотчины —г. Киев и г. Севастополь, области, районы и АР Крым.

2. Местными феодалами являются главы местных государственных администраций.

3. Местные феодалы в пределах своих вотчин используют и распределяют деньги, землю, жилье, коммунальные помещения и имущество. Также они собирают поборы с купцов и ремесленников, совершают «праведный» суд с помощью беспомощных крепостных-судей, а через выкупленных крепостных-журналистов местных СМИ исправно сообщают о своих добрых делах и призывают население добросовестно трудиться на барщине.

4. Местные феодалы и удельные князья имеют своих крепостных опричников- надзирателей: местную прокуратуру и местную милицию, которые верой и правдой служат своему господину. Они охраняют власть феодала от любых посторонних посягательств и расправляются с крепостными, осмелившимися отстаивать свои права или получать информацию о делах, происходящих на территории феодальной вотчины. Непокорные крепостные, в том числе отдельные местные депутаты, критикующие феодала или устраивающие митинги и пикеты, наказываются и преследуются особенно жестоко и безжалостно.

5. Крепостные-лизоблюды, которые сумели угодить феодалу, назначаются на различные должности в местной государственной администрации или становятся депутатами местного совета, и даже чиновниками и местными депутатами в одном лице, что в Украине тотально узаконено. За верную службу они могут от феодала получить какое-то материальное поощрение — барщину с крепостными, киоск или другой бизнес: или строительный, или промышленный, или торговый.

6. Все остальные крепостные, которые, хотя и уставшие и обремененные работой, однако покорные и преданные своим господам, имеют «привилегии» — наблюдать через средства массовой информации олигархические мятежи и партийные интриги придворных феодалов и достопочтенных бояр.

Органы местного самоуправления, представительские органы от людей на местах, что в развитой Европе является основой жизнедеятельности общества, залогом свободы и благосостояния рядовых граждан и опорой правительства, в соответствии с современной Конституцией Украины, полностью зависимы от глав местных государственных администраций, что противоречит не только Европейской хартии о местном самоуправлении, но и элементарным принципам народовластия и верховенства права.

Такая вот Конституция и такие вот законы как будто успешно действуют в современной и так называемой демократической Украине, а новая и как будто прогрессивная высшая украинская власть почему-то не спешит или, возможно, не собирается вообще что-нибудь менять.

Как ни удивительно, в отличие от Конституции Украины, где закрепляется феодально-иерархическая система власти на местах, в сталинской Конституции были заложены несравненно большие возможности для народа по-настоящему осуществлять свое право на самоуправление. В статье 72 Конституции УССР за 30 января 1937 года указывается: «Органами государственной власти в областях, округах, районах, городах, поселках, станицах и селах УССР есть Советы депутатов трудящихся». Обратите внимание — органами государственной власти на местах являются не местные государственные администрации, не партийные органы, а именно Советы депутатов, которые выбираются населением!

Таким образом, выход видится в коренном изменении именно гнилой феодальной системы власти в Украине. Ведь от перестановки олигархов сумма не изменится.

Поэтому мной, как депутатом местного совета, 30 марта 2005 года была заявлена и официально зарегистрирована Декларация о местном самоуправлении, в которой учтен лучший опыт местного самоуправления Великобритании, Австралии, Франции, США, скандинавских стран и тому подобное.

Этой декларацией четко и просто определяются конкретные мероприятия относительно реформирования местного самоуправления в Украине, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан и избавления их от последствий правления тоталитарно- олигархических режимов, что привело к нагнетанию страха за личную безопасность, парализовало элементарные общественные инициативы и возможности контроля над местной властью, повлекло за собой полную отчужденность людей от организации местного самоуправления. Децентрализация власти, уменьшение перегрузки центра, улучшение и ускорение правительственных действий, преодоление коррупции с помощью предоставления широким слоям населения возможности доступа к участию в местной политике, причем независимо от наличия любой партийной или общественной принадлежности, имущественного и социального состояния, действительно приблизит местное самоуправление в Украине к европейским стандартам местного самоуправления.

Кроме того, в Декларации предусматривается такой институт местной власти и демократии как исполнительный комитет местного совета, который должен осуществлять свои исполнительно-распорядительные полномочия в интересах местной общины и в соответствии с действующим в Украине законодательством. Исполнительный комитет местного совета подчинен, подконтрольный и подотчетный местному совету, а также подотчетный местной общине. Также с целью гарантирования соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина и Конституции Украины на местах, обеспечения территориальной целостности и внутреннего суверенитета государства в областях и в городе Киеве внедряется институт Государственного Наместника. Государственный Наместник является государственным служащим и подотчетный Верховной Раде Украины, подчинен Кабинету Министров Украины и подконтролен Президенту Украины.

Согласно Декларации прекращают свое существование такие структуры государственного регулирования как местные государственные администрации, а также органы местного самоуправления высшего уровня с дублирующими и управляющими функциями.

Принимая во внимание крайнюю необходимость и неотложную потребность общества в целом и граждан в частности в кардинальном реформировании местного самоуправления в Украине, воплощение в жизнь указанной Декларации о местном самоуправлении откроет путь к свободе и благосостоянию украинского народа.

И именно это должно стать первоочередной украинской идеей.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Ликвидация райадминистраций усугубит ситуацию»

Денис БАЛУХ, депутат Одесского городского совета, юрист:

— Ваше мнение по поводу современного состояния местного самоуправления?

— Состояние местного самоуправления я бы назвал плачевным. То, что произошло, в частности, у нас, в Одессе с коммунальной и территориальной реформой, крайне негативно сказалось на структуре управления. Из управления райадминистраций были выведены вопросы жилищного хозяйства. Не стало механизма давления на жеки, точнее, их частных преемников — ДЄЗы. Соответственно, привлечь нерадивых хозяйственников к ответственности просто не представляется возможным. И если сегодня, в ходе территориальной реформы, будет решено ликвидировать райадминистрации и передать их полномочия районным советам — коллегиальным органам, ситуация еще больше усугубится.

— Отвечает ли местное самоуправление требованиям действующей Конституции?

— Серьезных разногласий с Конституцией, на мой взгляд, нет, если не считать отдельных решений местных советов. Основные нарушения касаются выделения земельных участков, недвижимости и особенно социально-экономических программ городского совета. Большинство таких решений выносятся на сессии без согласования с депутатским комитетом регуляторной политики — органом, призванным определять мнение граждан по данным вопросам, осуществлять обратную связь. И здесь возникает еще одна проблема — ангажированности прокуратуры и других силовых структур, призванных отслеживать законность и объективность решений органов местного самоуправления.

— Каким должно быть современное местное самоуправление?

— На мой взгляд, нам нужно пойти по пути, отработанному в Москве, где функционируют префектуры, наделенные реальными полномочиями для решения насущных проблем граждан. И одновременно усилить контроль и ответственность органов местного самоуправления за принимаемые решения.

Подготовила Елена АСТРАХОВИЧ, «День»

«Принципы европейские, но их не придерживаются»

Говоря о местном самоуправлении и его законодательной базе, мэр города Дубны Виталий НИКИТЮК останавливается на проекте нового Закона «О местном самоуправлении». База для подобных изменений готовится не один год и те, кто работают над этой законодательной базой, просто обязаны брать за основу практический опыт, который есть на это время в Украине, убежден собеседник «Дня».

Причину несовершенства функционирования местного самоуправления мэр города Дубны видит в том, что внимание к задекларированному закону на самом деле минимально. Обсуждаются различные формы правления, и существует убеждение, что это — самое главное. Хотя и в Хартии, и на примере европейских демократических государств мы видим, что ставка делается, в первую очередь, на местное самоуправление. В этих государствах община — всему голова, а местный орган является самым главным. В этом, по мнению Виталия Никитюка, и состоят шаги навстречу демократии. Президентское правление в том или ином государстве — это насажденная форма, которая формирует вертикаль сверху вниз. Вместо этого местное самоуправление — изюминка, которая исповедует принцип снизу вверх.

К сожалению, в нашем государстве этот принцип не срабатывает. Пример — бюджет, который в прямом смысле насаждают. Во внимание принимаются не проблемы конкретного города, а теоретическая формула, которая отображает только количество населения. Никто не интересуется финансовой базой органа местного самоуправления, общины.

Сегодня страна в ожидании админреформы. Позитив в подобной реформе господин Никитюк видит в декларировании принципа самообеспечения общины. В то же время он отмечает, что бюджет города также должен формироваться снизу вверх на основании потребностей той же общины.

На сегодня задекларированные Конституцией положения являются во многих смыслах устаревшими, считает Виталий Никитюк.

Не последнюю роль в эффективном функционировании органа местного самоуправления играет должное финансовое обеспечение. Виталий Никитюк не отказывается от участия государства, однако уверен, что вмешательство государства в процесс местного самоуправления должно быть минимальным. Орган местного самоуправления и городская община должны сосредоточить внимание на поиске путей стопроцентного обеспечения процессов жизнедеятельности города. Одним из этапов реализации подобного замысла является создание плана стратегического развития города, которое сейчас имеют Дубны. Город пытается жить по этому плану, хотя существует ряд законов, которые ежегодно ограничивают местные налоги и вносят не совсем позитивные коррективы.

Что касается других государственных институтов и, в частности, администраций, то городской председатель уверен, что отличие между главой администрации и мэром города состоит в том, кто последний призван работать на общину. Это своего рода индикатор, ведь, если городская власть не сработала, это молниеносно отразится на реакции общины. Результаты, как говорится, не на пана, а на рядового человека. Жаль, но советский принцип «матрешки», о котором модно говорить, срабатывает и до сих пор.

Говоря о распределении бюджетных средств и перспективе экономического роста города, мэр города Дубны отмечает, что о подобном росте сейчас остается только мечтать, ведь практически 90% средств, заложенных в бюджете — расходы на заработную плату. На потребности остаются мизерные 10 процентов, которые никак проблем города не решают.

Городской председатель делает акцент на несостоятельности одного органа, который руководит общиной, выполнять все функции, возложенные на него Законом «О местном самоуправлении». В то же время принцип народовластия, задекларированный в Законе, должен не просто провозглашаться, пассивность общины — большой минус в этом вопросе, считает Виталий Никитюк.

Инна МОСКАЛЬЧУК, Ровенщина

Галина ДИМЛЕВИЧ, депутат Святошинского районного в городе Киеве совета, глава депутатской группы «Справедливость»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ