Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парламентская «физиогномика...»

или О поведении народных депутатов в Раде после гибели нацгвардейцев
3 сентября, 2015 - 19:27
ЮРИЙ БЕРЕЗА: «ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ, МЫ ПОВТОРИМ 17-й ГОД» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Находясь в парламенте во время голосования за изменения к Конституции 31 августа, слушая грустные и пафосные речи депутатов с трибуны на следующий день и наблюдая в кулуарах за улыбками избранников народа, я вспомнил времена Майдана. Сцена Майдана, переливы речей выступающих, кровь на улицах и раскаленный до бешеной агрессии Донбасс. А вместе с тем неуместные улыбки некоторых персон, которые как будто что-то либо знали, либо не предавали соответствующего значения всему, что происходило. Похоже, что улыбки со многих лиц до сих пор не сошли. Как и не выветрился яркий пафос слов, которые продолжают звучать из микрофонов Рады и громкоговорителей.

В то время как в последний день лета возле Верховной Рады гремели взрывы гранат и дымовых шашек, в сессионном зале стоял шум противников изменений к Конституции, на лице спикера парламента одна гримаса сменяла другую в зависимости от того, кто выступал с трибуны, а представители Опоблока лукаво улыбались друг другу в частных беседах. Изменения к Основному закону оказались всего лишь поводом для очередного популистского карнавала, где все было решено заранее. На следующий день, в день траура, такие неоднозначные улыбки были уже заметны на лицах и других политических сил. Игра в стенах парламента превратилась в токсичное вещество, которым явно было передозировано общество. В конечном итоге, трое погибших нацгвардейцев и искалеченные стражи порядка стали материализованным признаком такой передозировки. Отметим — первым признаком.

Можно строить конспиралогические теории о причастности к трагедии спецслужб, искать выгоды тех или иных сил вплоть до Кремля, но останется главный вопрос — как воспринял эту трагедию народ и сделали ли из нее выводы слуги этого народа? В обществе действительно разгорелась активная дискуссия, и, нужно отдать должное украинцам, в основном чувствуется понимание недопустимости агрессивных поступков при любых раскладах. Несмотря на массу спекуляций, в обществе пока еще наблюдается диалог, который все же в определенный момент может превратиться в конфронтацию. К этому могут привести как объективное недовольство граждан, так и некоторые информационные вбросы политических сил. Речь идет не только о провокационных заявлениях, но и о формально мудрых и чутких речах с показной заботой о мире и согласии без соответствующей почвы.

Народный депутат Юрий Береза у трибуны в парламенте предупредил: «Вчера под стенами украинского парламента погибли три побратима. Три бойца Национальной гвардии, которые исполняли свой долг. Вы знаете, за полтора года я похоронил очень много людей, но они погибли на востоке, они погибли от пуль врага. Скажите, от чьей пули погибли эти трое молодых парней? Почему сегодня в моей стране ребята погибают от политиканства? Почему в моей стране ребята гибнут за каждого из нас, защищая демократию под стенами украинского парламента?.. Я не знаю, я не знаю, как смотреть в глаза матерям. Как объяснить, почему дети не на фронте, а в Киеве, в центре столицы погибли? И поэтому я всех призываю, коллеги, друзья, побратимы, нам нужно заканчивать с этой непонятностью в наших отношениях. Если мы сейчас не сделаем выводы, мы повторим 17-й год, если мы сейчас не объединимся, мы потеряем эту страну. И никаких оправданий ни в том и в этом мире мы не получим, нам не простит Бог, нам не простят люди».

Красивые и правильные речи политиков на следующий после трагедии день о необходимости поиска консолидации и недопущения событий 1917 года как-то не соответствовали упомянутому приподнятому настроению вне трибун. Как будто трибуна до сих пор осталась сценой с актерами, режиссерами, зрителями и кулисами. Аналогии депутатов с бурным 1917 годом наталкивают, в свою очередь, на соответствующую параллель. Мы ведь помним, что тогда за Февральской революцией произошла Октябрьская. Конец октября этого года имеет все шансы превратиться из избирательного периода в очередное испытание на прочность нервов общественности. Особенно в условиях упомянутой передозировки манипуляциями, глубинного разочарования, усталости, а также возможно для кого-то неважной детали  — счетов за коммунальные услуги. Последний момент может стать у народа, перекормленного предвыборными обещаниями, которые еще в прошлом году набили оскомину своей примитивной неоригинальностью, внутренним оправданием любых радикальных мер. Обратное соотношение зарплаты среднестатистического украинца с непрестанно растущими расходами может обогнать застывшую «эволюцию» парламентаризма. Парламентаризма, который до сих пор представляет собой набор проектов, а не идей, шум интриг, а не диалог с обществом. Тогда уже будет не до речей. В борьбе между холодильником и телевизором, как показывает недавний опыт, побеждает граната. И кое-кто этим может обязательно воспользоваться.

По улыбкам депутатов видно, что политические силы сейчас довольны распределением своих мест и соответствующими политическими дивидендами от переформатирования коалиции. Готовые к старту на местных выборах проекты смотрят на несколько месяцев вперед. Но по формальным заявлениям о погибших за десяток метров от входа в Раду парнях на практике пока еще не видно, чтобы до депутатов дошла степень угрозы. Предвыборный азарт сейчас опасен тем, что позволяет для пиара использовать даже смерти, забыв, что беда со времен Майдана приблизилась слишком близко к зданиям госучреждений. И именно этот факт должен был бы соответственно повлиять хотя бы на мимику парламентариев.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ