Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парламентская «уравниловка»

Каким должен быть статус депутатов Верховной Рады Крыма?
16 января, 2006 - 19:26
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Сегодня, когда конституционная реформа реализована только частично, остро ощущается отсутствие целых разделов в законодательстве — особенно в Крыму. Так, до сих пор в стране нет закона о Совете министров Крыма, да и Верховная Рада автономии еще не получила детально выписанного правового статуса, несмотря на то, что парламент Украины в конце прошлого года принял закон о статусе ее депутатов. Закон только породил новые споры, хотя еще не вступил в силу, поскольку его не подписал Президент. И на этот счет существуют разные мнения. Председатель Верховной Рады Крыма Борис Дейч заявил, что расценивает принятие закона о статусе депутата крымского парламента как победу депутатского корпуса и всех крымчан. По мнению Бориса Дейча, принятый закон расширяет возможности крымских парламентариев. Глава крымского парламента выразил надежду, что Президент Украины Виктор Ющенко в ближайшее время подпишет этот закон, который, по его мнению, является «началом действительной административной реформы в полном смысле этого слова…»

Как известно, 22 декабря прошлого года в Верховной Раде Украины за закон о статусе депутата Верховной Рады Автономной Республики Крым проголосовали 233 народных депутата Украины, воздержался 1, не голосовало 169. В том числе 34 члена фракции «Наша Украина», присутствовавшие на заседании, 9 членов фракции отсутствовали. Поэтому Борис Дейч подверг критике позицию фракции «Наша Украина», которая, по его словам, не способствовала принятию закона. «К большому стыду и сожалению, одна из самых крупных фракций в парламенте — «Наша Украина» — не дала ни одного голоса за статус депутата Верховной Рады автономии», — заявил крымский спикер. Не голосовали за закон о статусе крымских депутатов также члены фракции Народного руха Украины Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, член фракции «Единая Украина» Алексей Ременюк и член группы «Возрождение» Игорь Франчук.

Закон определяет статус, полномочия, права, обязанности и ответственность депутата Верховной Рады АРК, правовые и социальные гарантии осуществления им депутатских полномочий. Закон устанавливает обязанности депутата, среди которых: рассматривать обращения избирателей, при необходимости — направлять их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организация, в полномочия которых входит рассмотрение обращений граждан или решение затронутых в них вопросов по существу; проводить личный прием граждан в дни, определенные Верховной Радой АРК для работы с избирателями.

Однако, как видим, не все в Крыму склонны оценивать принятый закон так же положительно. Народный депутат Украины от Крыма Владимир Шкляр, возглавляющий крымскую организацию НСНУ, в интервью «Дню» сказал, что статус депутатов Верховной Рады Крыма должен способствовать экономическому, политическому и социальному прогрессу автономии, а принятый парламентом Украины вариант закона, с точки зрения фракции «Наша Украина», в которую он входит, не в полной мере отвечает этому требованию. Так, например, согласно этому законопроекту отдельно взятый крымский депутат может инициировать проверку работы не то что отдельного министерства, а всего Совета министров Крыма. Понятно, что в ситуации, когда, вероятнее всего, парламент Крыма и правительство автономии будут принадлежать к разным политическим течениям, 100 депутатов, имеющих право проверки, просто не дадут работать правительству автономии, будут терроризировать его постоянными проверками, а крымчане будут тем временем страдать от нерешенности жизненно важных вопросов. Поэтому эти полномочия, по мнению Владимира Шкляра и его фракции, должны быть регламентированы более обстоятельно.

С другой стороны, сегодня, когда даже народные депутаты Украины ищут пути, чтобы отказаться от права на неприкосновенность, предоставление ее депутатам Верховной Рады Крыма является нонсенсом. Тем более что те же депутаты, которые проголосовали за этот законопроект, как и сами депутаты Верховной Рады АРК, ранее заявляли об отказе от неприкосновенности. «Я думаю, что в этом важном вопросе слова и дела депутатов не должны расходиться, — говорит народный депутат Владимир Шкляр. — Крым уже имел печальный опыт, когда депутаты обладали депутатской неприкосновенностью, что привело к криминализации политических отношений в автономии, поэтому это должно стать для нас уроком, и не следует повторять прошлые ошибки…»

Новый закон о статусе депутата Верховной Рады Крыма предоставил также крымским парламентариям право бесплатного проезда всеми видами городского транспорта. Закон предусматривает, что депутатам ВР АРК, работающим на постоянной основе и не имеющим жилья в Симферополе, будут выделяться служебные квартиры. А до получения служебного жилья крымскому депутату должен предоставляться в Симферополе отдельный гостиничный номер за счет средств республиканского бюджета. Закон предоставил депутатам крымского парламента право получать вне очереди гостиничный номер в любом населенном пункте автономии. По мнению Владимира Шкляра, эти полномочия депутатов Крыма «списаны» из закона о статусе народных депутатов Украины и являются необоснованными, поскольку народные депутаты и крымские депутаты работают в разных условиях. Во-первых, сессии в ВР Крыма проходят раз в месяц и, как видно из практики, в течение примерно пяти-шести часов. Территория Крыма небольшая, и путешествие из самой дальней точки полуострова в Симферополь занимает не больше четырех часов, большинство районов расположены компактно — в одном-двух часах езды от центра. Каждый депутат так или иначе обеспечен автомобилем. Таким образом, проезд не составляет проблемы, а в год набегает примерно 50—60 часов сессионной работы, и при этом просто не возникает необходимости пользоваться гостиницей, а тем более — иметь отдельную квартиру. «Нашеукраинцы» также считают, что в условиях депутатской неприкосновенности этим правом могут просто злоупотреблять, что станет неоправданной, а то и просто непосильной нагрузкой на местный бюджет. По их мнению, это положение закона просто вступает в противоречие с другим положением, которым предусмотрено, что парламентарии не имеют права «использовать депутатский мандат в личных интересах или в корыстных целях», принимать какие-либо гонорары или подарки, а также лично или опосредованно получать вознаграждения за действия, связанные с выполнением депутатских полномочий. То есть право на жилье и гостиницу может стать еще одним источником коррупционных отношений. С другой стороны, это может способствовать отделению депутатов от избирателей, поскольку сконцентрирует всю их деятельность в столице автономии, в то время как дела на периферии останутся вне внимания Верховной Рады. «Я уверен, — говорит Владимир Шкляр, — что Президент Украины Виктор Ющенко не подпишет закон с такими разительными противоречиями и недоработками и вернет его Верховной Раде со своими замечаниями. И вот когда они будут устранены и статус депутатов Верховной Рады Крыма станет логичным и мотивированным, тогда и народные депутаты от «Нашей Украины» проголосуют за него…

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Игорь ЛОСЕВ, доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

— Не может региональный орган власти иметь фактически такой же статус, как и центральный. Надо сказать, что эти поползновения крымских депутатов имеют долгую историю. Наиболее ярко это проявилось во времена президента Автономной Республики Крым Юрия Мешкова, — пытались заложить в конституцию Крыма практически статус независимого государства. Как известно, в середине 90-х институт президентства в Крыму был ликвидирован, но сама идея равновеликости статуса Крымского регионального парламента с парламентом страны по-прежнему продолжает жить в сознании откровенно сепаратистских крымских сил. И эти тенденции (приближение статуса крымского депутата к статусу народного депутата Украины) — явление весьма опасное, потому что за этим стоит соблазн принимать решения, далеко выходящие за рамки региональной власти.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ