Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партии и местная власть: антагонисты или партнеры?

6 ноября, 2001 - 00:00


Накануне очередных выборов в Верховную Раду и местные советы вновь вспыхивают споры о роли партий, о «плюсах» и «минусах» той или иной избирательной системы. Весь период созыва почти никто не вспоминал о пропорциональности, о блоках, рейтингах, партийных программах, а ныне подобной тематикой переполнены страницы газет. Но в реальной жизни события развиваются не по виртуальным, а по объективным законам, в результате достижения тех или иных интересов. В чем же заключаются интересы партий и органов местного самоуправления? Всегда ли они совпадают? Как найти общие точки соприкосновения?

Наверное, правы те, кто утверждает, что в последние годы вне политики остались только грудные дети. Уровень политизации общества чрезвычайно высок, а в период выборов нередко зашкаливает за отметки здравого смысла. Если листовки — то миллионными тиражами, если плакаты — то на всю витрину. Некоторые партии в открытую заявляют, что у них самый мощный админресурс. Чем не КПСС образца начала 80-х годов прошлого века? Все это свидетельствует о том, что бурный рост политического плюрализма в 1991 — 2001 годах не способствовал росту политической культуры, а цивилизованность поведения определяется отнюдь не количеством партий, а их умением воплотить лозунги в жизнь. Наш народ обладает тонкой, эмоциональной натурой, и партии научились во всю эксплуатировать эти качества. В ход идет все: популизм и демарши, митинги и политические провокации. Не секрет, что некоторые политические силы устанавливают гибкую шкалу зарплаты руководителям региональных парторганизаций в зависимости от численности «товарищей по партии». Имеешь в районе организацию в триста человек — получаешь 300 грн., пятьсот — 500 грн.

Это та волна, на которой партии, их представители приходят во власть, в том числе — в местные советы. По инерции они нередко приносят и «комсомольский задор», и непримиримость к оппонентам.

Но в советах они сталкиваются с иным стилем работы. Нужно разрабатывать и принимать квалифицированные решения по бюджету, собственности, коммунальному хозяйству, аграрной сфере и другим. И тут оказывается, что за яркими программами, броскими лозунгами отдельных депутатов кроется непонимание, а порою неумение решать экономические и социальные задачи. Работа местных советов дестабилизируется, сессии превращаются в многочасовые, бесплодные дебаты. Таким образом, «хождение во власть» и интересы «работы во власти» не совпадают, а партийные каналы становятся каналами проникновения на властную арену людей, неадекватно оценивающих собственные силы. Да и сами советы, их исполнительные аппараты зачастую не способствуют адаптации партийных выдвиженцев, росту их квалификации.

Другая линия несовпадения интересов возникает тогда, когда расходятся требования партийной дисциплины и требования внутренних регламентов советов. Каждый орган местного самоуправления заинтересован в деидеологизированной постановке и решении задач повседневной жизни. В то же время областные парторганизации ориентируются на центральные органы и их лидеров, на решение узких внутрипартийных задач.

Вот и сейчас львиная доля рабочего времени местных советов уходит на решение проблем, связанных с подготовкой к зиме. Как подать тепло в дома? Как отремонтировать котельные, обеспечить завоз угля, организовать подвоз сельских детей в школу? И что же делают партии? Укрепляют партийные ряды, собирают пресс-конференции, заботятся, чтобы среди избирателей было как можно больше партийных приверженцев.

Вредит общественной стабильности и то, что подавляющее большинство партий (в нашей области таких свыше шестидесяти) не имеют организаций во всех 53-х городах и районах и фактически не обладают легитимным правом по делегированию своих представителей в избирательные комиссии. Возникает ситуация, когда в избирательные комиссии попадают некомпетентные люди, что усложняет и во многом блокирует избирательный процесс.

Большинство наших партий в условиях формирующейся собственности, нестабильной социальной структуры слишком заидеологизированы, выражая интересы не определенных групп населения, а финансово- промышленных структур.

Весь период между созывами партии, за редким исключением, пребывают как бы в анабиозе, их лидеров редко увидишь на сессиях советов, собраниях трудовых коллективов. Но как только дается старт избирательной кампании, от прежней безынициативности не остается и следа. А что мешает такую активность, желательно созидательную, сделать постоянной? Ведь органы местной власти открыты для сотрудничества со всеми, кто отстаивает интересы государства

И все же, несмотря на все издержки плюрализма, партии — необходимый инструмент развития демократии. В них проходят школу политики, учатся искусству диалога и компромисса. Уверен, что в ближайшие годы в каждой области у нас будет не пятьдесят-шестьдесят, как сейчас, а по пять, максимум — десять партий. Но это в перспективе, а что сейчас? Как добиться снижения остроты политической борьбы? Областной совет на ближайшей сессии рассмотрит вопрос о взаимодействии с партиями и общественными организациями.

Мы еще недостаточно работаем в этом направлении. Не налажено постоянное сотрудничество с областными штаб- квартирами в вопросах проведения массовых мероприятий, участия в работе сессий, постоянных комиссий. «Тайна за семью печатями» — учредительные документы областных партий и организаций. Не любят демонстрировать партии и динамику своих рядов в регионе, а также планы внутрипартийных мероприятий, связанных с массовыми акциями. В свою очередь, немалым массивом информации, предложениями о сотрудничестве обладают советы. На наш взгляд, требует дальнейшего совершенствования и законодательство о деятельности партий. Не отрегулирован даже такой, на первый взгляд, простой вопрос, как образование, права и обязанности партийных депутатских групп и фракций в местных советах. Сейчас они носят во многом формальный характер.

«Складається парадоксальна ситуація», — подчеркивает Президент Украины Л.Д.Кучма, — «переважна більшість партій є самодостатніми, незалежними від суспільства інституціями, все призначення яких полягає у забезпеченні доступу до влади їхніх лідерів. Останнім часом набуває популярності новинка у політичних технологіях — так звані віртуальні партії, видимість існування яких створюється і підтримується засобами масової інформації. Відірваність від суспільних верств, переважання інтересів партійних еліт над інтересами виборців зумовлюють кон’юктурну політичну поведінку партій і, як наслідок, низький рівень довіри до них населення.»

Что можно сделать уже сейчас для улучшения ситуации? Наладить постоянный обмен информацией между органами местного самоуправления и партиями, в том числе — учредительными документами, решениями. Шире практиковать участие представителей сторон в заседании сессий, пленумов и конференций. Разработать совместные программы по борьбе с бедностью, безработицей, развитию отраслей социальной сферы. Определить «правила поведения» честной борьбы на предстоящих выборах.

Именно они должны подтвердить или опровергнуть обоснованность притязаний отдельных партий, уровень их организационной работы, степень вмешательства в управление городами и районами. Областной совет надеется и сделает для этого все необходимое, чтобы взаимодействие с партиями строилось на прозрачно-правовой основе, чтобы партии были полноценно включены в решение актуальных задач местной жизни.

Только на этой основе можно и нужно обеспечить политическую стабильность и демократизацию развития каждого региона.

Эдуард ДУБИНИН, председатель Днепропетровского областного совета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ