Прошлая неделя принесла Украине первое за последние годы настоящее «европейское» предупреждение. И это при том, что в начале недели наконец начались переговоры по Плану действий Украина — ЕС. Парламентская Ассамблея Совета Европы выступила с довольно резкой резолюцией в адрес Украины, потом Ирландия, председательствующая в Европейском Союзе, выступила с заявлением уже от имени ЕС. Обе организации выразили обеспокоенность тем, что конституционные изменения в Украине проводятся за полгода до президентских выборов, выражают сомнение, что президентские выборы в таких условиях пройдут честно и открыто.
Верховный уполномоченный ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана призвал Киев «играть по правилам», а не «играться с правилами» более чем полтора года назад. Тем более, что в резолюции ПАСЕ четко указывается, что Украина, вступая в Совет Европы, брала на себя определенные обязательства, которые нужно выполнять. Поэтому заявление МИД Украины о «вмешательстве во внутренние дела» содокладчиков мониторингового комитета ПАСЕ в резолюции было названо безосновательным и необоснованным.
Выполнение обязательств постоянно было слабым местом украинской власти — стоит вспомнить длительную дискуссию с ПАСЕ, в частности, по отмене смертной казни, вспомнить, какие тогда приводились аргументы. Вопрос о возможном лишении голоса украинской делегации и о возможной в перспективе приостановке членства Украины в Совете Европы тогда уже ставился, но, как представляется, сейчас дела обстоят намного серьезнее. Из тридцати замечаний, подготовленных украинской делегацией, учтено только одно. Ссылка на то, что именно благодаря действиям оппозиции была заблокирована нормальная работа парламента, не подействовала. Хотя в одном из пунктов резолюции ПАСЕ выражается «сожаление по поводу ответных средств, к которым прибегла оппозиция для блокирования обычной работы парламента».
Непонимание и незнание украинской специфики со стороны представителей Запада, на которое модно ссылаться в Киеве, было и есть. Однако не оно является причиной того, что проблемы возникают именно там, где их быть не должно априори. Резолюция ПАСЕ и заявление Ирландии от имени ЕС (а его подписали также страны-кандидаты на вступление в ЕС, Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина, Норвегия и Лихтенштейн) выглядят скоординированными не только во времени, и выражающими практически единый взгляд на проблему. Намного хуже другое: «украинский вопрос» на сессии ПАСЕ слушало всего 60 депутатов, что может свидетельствовать о потере интереса к Украине. Еще хуже то, что в ПАСЕ закрепилось устойчивое подозрение о том, что участники украинской политической игры, кажется, твердо решили исключить из нее украинских избирателей.
Сигнал от ЕС указывает по крайней мере на неравнодушие Союза к событиям, разворачивающимся на его границах. Какое-то приближение, как следует из текста заявления, может рассматриваться только после сдачи экзамена, который точно не будет считаться украинскими внутренними делами. Понятно, что в Киеве если и ждали сигналы от ЕС, то совсем иного рода. Это не является и не может быть свидетельством провала украинской дипломатии. Внешняя политика государства не может быть успешнее его общего развития, а в данном случае дипломатия полностью зависит от внутренних событий. И таким образом, перспектива вовсе не обязательной очередной волны международной изоляции не является нереальной.
Вряд ли Украина может себе позволить потерю темпа в диалоге с НАТО. Но перспектива ее присоединения к Плану действий по членству теперь на следующем после Стамбульского саммите Альянса стала более вероятной. Работа над Планом действий Украина — ЕС вряд ли будет свернута, но общий климат мог бы быть и более благоприятным. Соединенные Штаты будут отслеживать украинские события с не меньшим вниманием, чем Совет Европы и ЕС. От позиции США в большой степени будет зависеть продвижение Украины и в НАТО, и во Всемирную торговую организацию. Внешние потери могут оказаться весомее внутренних достижений.
Вряд ли то, что участников украинского политического процесса призывают решить свои проблемы миром, может свидетельствовать о зрелости и достоинстве государства. Шансы Украины быть адекватно воспринятой в мире, которые никогда не были слишком высокими, отныне будут уменьшаться в зависимости от каждого неудачного или непонятного внутреннего шага.
КОММЕНТАРИЙ
Виктор НЕБОЖЕНКО, руководитель социологической службы Национального института стратегических исследований: — Мониторинг ПАСЕ достаточно эффективен, — пока что ни одна страна СНГ не нашла способ его нейтрализовать. С другой стороны, государства СНГ, наше в том числе, частенько дают повод для тех или иных претензий. Поэтому я не вижу ничего удивительного, что Парламентская Ассамблея повела себя именно так по отношению к Украине. Другой вопрос, что наша страна имела шансы смягчить реакцию ПАСЕ. В частности, я думаю, нам надо было бы не так принимать представителей мониторингового комитета, которых часть украинской прессы встретила достаточно агрессивно. А также, возможно, других людей нам следовало бы посылать в ПАСЕ для отстаивания своих позиций. По крайней мере, стоило делегировать политиков, знающих языки, умеющих разрешать конфликты. Мы же послали туда Адама Мартынюка — ПАСЕ, небось, уже лет 15 не видела таких энергичных коммунистов... Однако я не думаю, что эта резолюция как-то отразится на политической ситуации в Украине, как-то повлияет на позицию власти или позицию оппозиции. ПАСЕ живет своей жизнью, внутриполитический конфликт в Украине — своей. То, что это способ давления — вне всякого сомнения. А дальше ПАСЕ, вероятно, посмотрит — на те ли точки она давит.