Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пиратская война с «пиратами»

Компьютерные клубы не должны быть заложниками
14 ноября, 2001 - 00:00

Терпимое отношение властей Украины к «эпидемии» пиратской продукции в стране (это и программное обеспечение для компьютеров, и аудио- и видеопродукция) серьезно вредило имиджу страны не просто в мировом сообществе, а в наиболее значимой интеллектуальной и творческой части этого сообщества. Плоды именно их воображения, творчества, напряженной умственной работы нами воровались и воруются по сей день. Это задевало их личные и корпоративные интересы, они терпели миллиардные убытки. По сравнению с обретаемой Украиной «пиратской» репутацией, «кассетный скандал» с точки зрения вреда международному имиджу нашей страны выглядит мелкой шалостью. Кстати, именно поэтому он, скорее всего, и заглох. В то время, как антипиратская кампания весной этого года вступила в новую — активную — стадию.

А вот как происходит «борьба» — это тема отдельного разговора. Началось все с закрытия нескольких заводов по производству нелицензионных компакт- дисков, продолжается в виде «налетов» на продавцов и пользователей пиратской продукции. Особенно активно осуществляется проверка «чистоты» программного обеспечения компьютеров на коммерческих предприятиях. Во-первых, потому что уровень использования нелицензионной (то есть взломанной, скачанной) интеллектуальной начинки компьютеров в нашей стране достиг неимоверных размеров. Ну какой здоровый украинец будет покупать за $500 необходимое его «машине» программное обеспечение, если идентичные пиратские копии операционной системы Windows, офисных и графических программ, игр на Петровке стоят 10- 12 гривен? Кроме того, делать это на практике можно было (по крайней мере, до сегодняшнего дня) абсолютно безнаказанно. За несколько лет ситуация с использованием нелицензионного софта (программного обеспечения) в Украине стала настолько абсурдной, что покупатели пиратского продукта не только перестали чувствовать малейшие угрызения совести по поводу регулярного нарушения авторских прав компаний-правообладателей (в основном Microsoft), но даже не утрудняют себя чтением лицензионных соглашений, содержащихся в устанавливаемых на их компьютерах программах. Эксперты, участвующие в кампании по борьбе с пиратством, отмечают, что практически все юридические лица, в адрес которых подавались иски (чаще всего, опять же, от официальных представителей Microsoft в Украине) даже не знали о существовании уголовной ответственности за незаконное использование компьютерных программ.

Второй и главной причиной активизации отечественных властей и особенно правоохранительных органов можно смело назвать усиление давления на Украину со стороны США вплоть до введения экономических санкций, в частности в отношении украинского металла на американском рынке. По оценкам экспертов, Украина потеряет из-за этого больше $100 млн. Соединенные Штаты в данном случае пытаются защитить интересы известнейшей американской компании Microsoft, которая фактически является монополистом на рынке этого вида продукции. США неоднократно поднимали этот вопрос в переговорах с украинской стороной на самом высоком уровне, но только с введением указанных санкций процесс борьбы с укоренившимся пиратством набрал нешуточных оборотов. Некоторые субъекты рынка информационных технологий связывают такое ужесточение мер также с введением в действие с 1 сентября этого года нового Уголовного кодекса Украины. Но и старая редакция УК предусматривала ответственность за распространение, тиражирование и использование нелицензионного ПО. Так что дело, скорее всего, именно в санкциях США. Кстати, четыре года назад в аналогичную украинской ситуацию попал Китай. Но китайцам удалось избежать праведного гнева супердержавы принятием жестких и радикальных мер по отношению к производителям и распространителям пиратского софта. Скорее всего, США ожидают от Украины такой же бурной деятельности в защиту американского правообладателя. Но...

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ВДОГОНКУ

Ни для кого не секрет, что практически вся пресловутая компьютеризация в стране произошла на глазах у властей на базе дешевого нелицензионного программного продукта. И практически все компьютеры в стране, в том числе и в органах госуправления, и в корпоративном секторе, и в коммерческих структурах, и у частного пользователя работают с пиратской Windows. Трудно представить себе масштабы бюджетных растрат, необходимых на приведение государственных «машин» в легальное состояние.

Казалось бы, органы власти, взявшись за наведение порядка в этой сфере, должны были начать из госсектора. Но основной удар карательных органов направлен по компьютерным клубам. С ними оказалось удобнее бороться. В Украине на сегодняшний момент существует около 2000 клубов. Из них более 300 — в Киеве. Процесс пресечения нарушений, как рассказал «Дню» директор компании «ИТ-консалтинг» Александр Бернатович (эта компания наряду с Институтом судебной экспертизы проводит экспертизу ПО компьютеров) состоит из следующих этапов. Правоохранительными органами (чаще всего, это сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями, районной и городской прокуратуры, налоговой милиции) у организаций изымаются компьютеры, на которых обнаружено ПО с признаками контрафактности (читай, нелицензионное ПО). Изъятое оборудование поступает на экспертизу, по результатам которой представители фирм правообладателей подают иски в суд. Районные прокуратуры возбуждают уголовные дела и... Уголовное наказание нарушителям интеллектуальной собственности составляет десятки тысяч гривен штрафа, иногда применяются и более суровые меры наказания вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет. В результате эта деятельность прекращается. Конфискованное имущество (а это в случае с компьютерными клубами очень хорошие дорогие «машины») обесценивается и продается.

Следует отметить, что компьютерные клубы в Украине появились не так давно — около 3 лет назад — но уже успели стать неотъемлемой частью городского быта. Особенную роль они, конечно же, играют в жизни подрастающего поколения, хотя и взрослые любят зайти в уютное помещение с множеством «машин» и окунуться в мир Интернета, написать письмо другу из другого города/страны или просто отвлечься от повседневных проблем, охотясь за виртуальными монстрами. К сожалению, не каждая украинская семья может позволить купить себе электронное чудо за $500 (именно столько, как минимум, придется выложить за хороший компьютер), поэтому для подавляющего большинства граждан Украины компьютерные клубы являются, пожалуй, единственным способом научится компьютерной грамоте, получить любую необходимую информацию из всемирной Паутины и просто отдохнуть. Конечно же, особенно это важно для детей и подростков, которые, не получив хотя бы минимальных навыков работы с компьютером, могут в будущем оказаться непригодными для выполнения множества общественных функций. Более того, в идеале каждый ребенок сегодня должен не просто знать, как выглядит компьютер, но и понимать, как он устроен и уметь использовать его возможности, чтобы впоследствии он мог органически вписаться в общество будущего.

И вот сейчас компьютерные клубы оказались на грани уничтожения. Дело в том, что даже при желании купить лицензионный продукт, они не могут этого сделать, так как в Украине просто нет необходимого количества практически незаменимого для компьютеров продукта Microsoft — операционной системы Windows, а также множества других необходимых для «начинки» клубных машин программ учебного, познавательного и развлекательного характера. К началу антипиратской акции на складах компаний-дистрибьюторов продукции Microsoft находилось всего лишь 20 коробочных версий популярных операционных систем (а именно они нужны компьютерным клубам. На каждый компьютер — одна коробка). То есть, имеющимся в наличии ПО можно было обеспечить всего лишь один не очень большой клуб. Получая отказ от вышеуказанных компаний, клубы вынуждены закрываться и даже самоликвидироваться, так как несколько месяцев простоя клуба (а это арендная плата и т.д.) могут вконец разорить его собственника.

ВМЕСТО КОМПЬЮТЕРОВ — ШПРИЦЫ В ПОДЪЕЗДАХ?

Как сообщил «Дню» руководитель компьютерного клуба «Дюна» Сергей Римаренко (его клуб закрыт уже две недели), вскоре они собираются снова открыться. Но не потому, что удалось найти лицензионную Windows, а потому что собираются установить на своих «машинах» другую операционную систему — Linux. Так же собираются поступить еще несколько клубов. Но вряд ли это можно назвать выходом из ситуации. Во- первых, Linux не очень удобен для пользователя. Во-вторых, эта операционная система не может быть использована в качестве игровой платформы, так как слишком мало популярных игр написаны под нее.

Единственно правильным и возможным выходом из сложившегося кризиса является, конечно же, легализация. Но она, в силу вышеуказанных причин, в скором времени состоятся не может. Образовался своего рода замкнутый круг: милиция и прокуратура формально действуют по закону, руководители компьютерных клубов, принимая правила игры, готовы перейти на лицензионное ПО, но не могут, поскольку диллерские представители Microsoft в Украине не в состоянии обеспечить им необходимое количество продукта. Поэтому, не найдя поддержки и понимания у стражей порядка, ряд руководителей компьютерных клубов во главе с тем же директором «ИТ-консалтинг» Александром Бернатовичем обратились с письменной просьбой к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгению Марчуку поддержать их «в желании легально развивать предоставление компьютерных услуг в сети компьютерных клубов Украины». «Мы понимаем важность защиты прав интеллектуальной собственности, наведения порядка в этой сфере. Но когда допросы обвиняемых проходят в кабинете следователей, на столах которых стоят компьютеры с таким же нелицензионным программным обеспечением — это больше похоже на фарс, а не на борьбу с интеллектуальным пиратством». «Развитие событий вокруг клубов, — говорится в обращении, — приводит к их массовому закрытию и грозит уничтожению этого движения в целом. Прекращение работы клубов приведет к росту таких негативных явлений как подростковая преступность и социальной напряженности в целом».

6 ноября Евгений Марчук встретился с 15-ю руководителями киевских компьютерных клубов, активистами создания Всеукраинской Ассоциации компьютерных клубов (ВАКК, — в минувшую пятницу состоялось ее учредительное собрание. — Авт.), которые подробно изложили секретарю СНБОУ суть проблемы. В частности, они рассказали о том, что многие из существующих сегодня клубов проводят огромную социальную работу. Например, компьютерный класс при школе №228 (руководитель Евгений Козак) проводит курсы обучения компьютерной грамоте для школьников по очень низким ценам (20 грн. в месяц). На этих курсах также могут бесплатно заниматься так называемые неблагополучные дети (из проблемных или многодетных семей, беспризорники и т.д.)

Компьютерный клуб «Web Skipper» (руководитель Евгений Ильченко) заключил договор с Киевской социальной службой для молодежи Киево-Святошинского района о том, что до обеда дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут бесплатно пользовались услугами клуба. В результате, как рассказывает Е. Ильченко, дети-инвалиды, находясь среди своих сверстников, чувствовали себя полноценными людьми, общались и радовались жизни. Компьютерный клуб на ул. Вернадского, 59 (директор Виктор Захарченко), кроме своей основной деятельности, давал возможность преподавателям школы №185 бесплатно обучатся компьютерной грамоте.

Сегодня эти клубы закрыты, потому что в любую минуту к ним могут придти правоохранители и конфисковать все машины. По словам председателя ВАКК А. Бернатовича, «с апреля только по Киеву возбуждено 36 уголовных дел, 5 руководителей клубов получили наказание в виде условного лишения свободы». На днях в Московском районном суде Киева, по словам Бернатовича, было рассмотрено уголовное дело, по результатам которого молодая семья с двумя детьми, взявшая кредит и организовавшая небольшой компьютерный клуб, должна будет выплатить 54 тыс грн. за стоимость программного обеспечения, плюс им еще грозит уголовное наказание.

На запрос Бернатовича, как директора «ИТ-консалтинг», компании-дистрибьютору лицензионного программного обеспечения «Квазар-Микро» (это ведущая отечественная компания, занимающаяся поставкой из Москвы лицензионного софта) о наличии в продаже коробочных версий операционных систем корпорации Microsoft, был получен ответ, что «в последние два месяца значительно вырос спрос на эти продукты. Одним из основных заказчиков являются компьютерные клубы. Наибольшим спросом пользуется операционная система Windows 98». Дальше в информации «Квазар-Микро» следует, что сроки поставки этого продукта «составляют около двух месяцев из-за отсутствия на складе производителя». Эти коробочные продукты производятся в Ирландии. Их транспортировка занимает несколько месяцев. «Потом клубы должны еще получить специальное разрешение от корпорации Microsoft, — говорит Бернатович, — что тоже занимает несколько месяцев». Итого клубам необходимо где-то около полугода, чтобы ввести свою деятельность в правовое поле. За полгода клубы могут не выжить. Поэтому они прекращают свою деятельность.

Парадокс сложившейся ситуации состоит еще и в том, что клубы, которые закрываются, уже не смогут удовлетворить имущественные права авторов. Вряд ли Microsoft будет приятно осознать это. Кстати, также вряд ли Microsoft и ее несменный руководитель Билл Гейтс знают, каким образом украинские правоохранители решили бороться с проблемой пиратства. Подобные методы антипиратской кампании не могут удовлетворять американского монополиста еще и по той простой причине, что именно компьютерные клубы в наибольшей мере популяризируют продукцию Microsoft и готовят базу тех, кто в будущем будет пользоваться ее услугами. В каждом из клубов занималось около 1000 человек (итого около 2 миллионов человек по Украине в целом). В основном это дети и подростки. Теперь многие из них будут опять предоставлены сами себе. «За эти три года, — делится наблюдениями А. Бернатович, — исчезли шприцы в подъездах». Сейчас дети, по его мнению, могут вернуться к ним. И даже заявляют об этом. Кстати, случайность ли это или злая ирония, но активизация действий правоохранительных органов пришлась как раз на период школьных каникул.

И еще один негативный момент общей неприятной ситуации. Изъятые в ходе операций компьютеры (почему-то вместе с мониторами, которые не имеют никакого отношения к ПО) позже конфискуются в пользу государства, обесцениваются и продаются. По мнению А. Бернатовича, их, скорее всего, покупают представители тех же правоохранительных органов. По очень смешным ценам. Возможно, ретивость силовиков в последнее время связана именно с этим.

Выход из кризиса руководители компьютерных клубов видят в заключении двух соглашений — с правоохранителями о временном моратории на изъятие компьютеров и с основными правообладателями, которые действуют на территории Украины, — о согласии на растяжении во времени покупки ПО. В течение этого времени компьютерные клубы обязуются выполнить условия, добиваясь только одного — чтобы им дали выжить. Естественно, с заключением этих соглашений проблема пиратства в Украине решена не будет. Слишком долго можно было безнаказанно воровать, слишком много здесь сплелось интересов: и коммерческих, и государственных, и международных, слишком много слилось составляющих: международно-правовая, внутренне-правовая, социальная, этическая...

И неоспоримым в данной ситуации является только одно — за каждый труд надо платить. И за труд программистов Билла Гейтса тоже. Пиратство разрушает в нашем сознании эту простую истину. Но нынешняя практика легализации, а точнее разгромы компьютерных клубов, не выгодна никому, в том числе и представителям Майкрософт.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ