Все это — разные грани исключительного таланта академика Агатангела Ефимовича Крымского (1871—1941 гг.). 15 января мы отмечали 130 лет со дня рождения этого блестящего ученого и уникального деятеля украинской культуры.
Уникальность А.Е.Крымского без сомнений подтверждают те люди, кому посчастливилось знать его (например, его аспирантом был иностранный член НАН Украины господин Емельян Прицак, учредитель Института украинских студий при Гарвардском университете в США). Начнем с наиболее очевидного (не касаясь сути научных идей ученого): Агатангел Ефимович знал 16 живых и классических языков, как Запада, так и Востока. Среди них французский, английский, немецкий и польский он постиг еще в детстве дома под влиянием отца, учителя истории и географии, крымского татарина по происхождению, а когда в 1889 г. А.Крымский закончил в Киеве известную коллегию П.Галагана, то разговаривал уже на древнегреческом, латыни, древнееврейском, итальянском, потом — изучил санскрит, арабский, персидский, турецкий, урду, понимал несколько языков Дальнего Востока...
Это поражает, не так ли? Скажем откровенно: хорошо, если современные востоковеды владеют двумя-тремя языками стран, которые изучают; и здесь пример А.Е.Крымского еще на много десятилетий останется эталоном нетленной любознательности мысли и в то же время — живым упреком...
Ведь дело не ограничивалось только знанием языков. Академик Крымский был выдающимся специалистом в области истории, философии и религий стран Востока (турецкие ученые утверждали, что «Кобзарь» Шевченко, переведенный им на язык Назыма Хикмета, приобрел яркие восточные черты!). Леся Украинка советовалась с Агатангелом Ефимовичом, когда создавала классические произведения по истории самых разнообразных стран от Якутии до Испании. И ценила его консультации очень высоко.
Без наименьшего преувеличения А.Е. Крымского называют также и выдающимся украиноведом. Приведем только один факт: именно под его руководством в 1921 г. были созданы «Главнейшие правила украинского правописания» — первый официальный стандарт правописания для всей Украины.
Рассматривая же шире, можно утверждать: исторической заслугой ученого было то, что он стремился проложить своеобразный историко-филологический мост между прошлым кочевого Востока и Украиной (ибо помнил, что влияние народов Великой Степи на жизнь древних восточных славян было колоссальным). И делал это на мировом уровне — современным специалистам будет достаточно здесь работы на поколение вперед. Созданный в 1991 году Институт Востоковедения имени А.Крымского, как отмечалось участниками «Круглого стола» в «Дне» (см. №228, 229), фактически занимается лишь обработкой огромного наследия востоковеда.
О таких людях, как А.Е.Крымский, нужно писать не только обстоятельные исследования, но и художественные произведения — равных ему фигур в нашей науке и культуре очень мало. Жизнь ученого закончилась трагически — уже после начала войны, в июле 1941 года, 70-летний академик был арестован НКВД, впоследствии был вывезен в Казахстан, где и умер в госпитале Кустанайской тюрьмы.
Научное и литературное наследие Агатангела Крымского — яркое свидетельство того вклада, который внесла украинская интеллигенция в мировую культуру ХХ века. Есть в облике подвижника украинской культуры и поучительное содержание. Те наши соотечественники, которые называют себя элитой, имеют шанс задуматься, действительно ли они являются выразителями духа народа. По крайней мере, пример Агатангела Крымского показывает, что в украинской истории есть конкурентоспособные образцы мышления.