Принципиально дискриминационная позиция то ли руководителей российского «Газпрома», то ли российского правительства относительно поставки газа Украине по цене 230 долларов США за 1000 м. куб. якобы содействовала консолидации украинского общества.
На самом же деле газовое противостояние двух хозяйствующих субъектов повлекло за собой невиданную активность всех политических сил Украины, которые все вместе и поодиночке бросились спасать национальные интересы Украины. Как будто они раньше об этом не знали, т.е. знали, но ждали у моря погоды. Народ услышал фамилии представителей власти, которые, якобы заботясь о национальных интересах Украины, при заключении этого соглашения были лишены права выбора и подписали его, не углубляясь в суть этих интересов. Поскольку Конституция Украины — ни та, которая была до 01.01.2006, ни та, по которой живем с 1 января, как не определяет самого понятия национальных интересов, так и не возлагает обязанности по их защите ни на один из институтов государства.
Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» все же содержит такое юридическое понятие, как национальные интересы, суть которых сводится к жизненно важным материальным, интеллектуальным и духовным ценностям украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. А еще закон определяет национальные интересы как определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие.
Именно к сфере национальных интересов следует отнести, кроме поставки газа, еще и такие жизненно важные материальные составляющие благосостояния украинского народа как минимальная заработная плата, прожиточный минимум, минимальный размер пенсий, помощь инвалидам и тому подобное.
Понятно, что эта составляющая национальных интересов не является выгодной в ведении публичной дискуссии ни для самой власти, ни для широких оппозиционных кругов в парламенте. Так, в одном из первых своих интервью в новом году молодой вице-премьер по социальным и гуманитарным вопросам В. Кириленко отметил, что Законом Украины «О Государственном бюджете» с 01.01.2006 предусмотрено увеличение минимальной заработной платы с 332 грн. до 350. Он также сказал, что будут увеличены прожиточный минимум, минимальный размер пенсий, а также пенсии инвалидам-ликвидаторам аварии на ЧАЭС, другие виды материальной помощи... Этот закон является обязательным к выполнению чиновниками исполнительной власти, для судебной системы и для депутатов всех уровней.
Каждый новый созыв народные депутаты дают присягу на верность Украине и обязуются всеми своими действиями заботиться о благе Отчизны и благосостоянии народа, что должно отождествляться с отстаиванием национальных интересов. Как заботятся? После прошлогодних летних парламентских каникул общество узнало новость, в которую сразу и не поверило. Постановлением Кабинета Министров Украины министрам, их заместителям и тому подобное заработная плата якобы установлена в размере 15—18 тыс. грн., в зависимости от стажа, научных степеней, других особых заслуг. Поскольку народные депутаты Украины по своему статусу равны министрам, то и им, по распоряжению главы Верховной Рады Украины В. Литвина, зарплата с 1 сентября 2005 года начисляется в соответствии с этим правительственным постановлением. Известно также, что ни парламент в целом, ни народные депутаты в отдельности за полгода до окончания своих полномочий не возражали против этого «космического» разрыва в размере зарплаты со своими избирателями...
Однако, в соответствии с прямой нормой Основного Закона, основы регулирования труда определяются исключительно законами Украины, в частности — Законом Украины «Об оплате труда». Источником средств на оплату труда бюджетников являются средства соответствующих бюджетов. Всем известно, из каких именно источников наполняются государственный и местные бюджеты — из кармана каждого работающего гражданина, каждого предприятия и организации, частного и нечастного предпринимателя, налогов и сборов...
Глава Верховной Рады В. Литвин как-то публично пообещал распорядиться относительно отмены своего же распоряжения об установлении размеров заработной платы народным депутатам в соответствии с постановлением Кабмина. Отдал ли такое распоряжение Владимир Литвин, и будет ли оно выполняться, на самом деле неизвестно. Но именно согласно его распоряжению от 9 сентября 2005 года под №1145, с 01.09.2005 была установлена заработная плата народным депутатам в 18341 грн. 55 коп. в месяц. Именно такие суммы указываются в справках, которые выдаются народным депутатам всех предыдущих созывов для предоставления по месту проживания для оформления пенсии.
Действительно, закон предусматривает, что «... условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины..., а оплата труда осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов Украины...». Следовательно, размер заработной платы в государстве, в том числе и для членов Кабмина, и для депутатов парламента, должен бы определяться именно на основании законодательного акта Украины, т.е. закона, публичного акта государства. И кто именно установил, что должностной оклад депутата парламента равен 6109 грн., а надбавка за особый характер работы и интенсивность труда достигает 6269 грн., премия — 4887 грн. 20 коп. и т.п.? Не может руководитель правительства или парламента сам себе устанавливать размеры заработной платы, ведь такие размеры и оплата труда осуществляется еще и на основании генерального, отраслевого, регионального соглашения и коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и других внебюджетных доходов. Поскольку определенный минимальный размер заработной платы по Украине составляет 332(!)грн., то установление должностными лицами самим себе таких размеров оплаты труда явно выходило за рамки их полномочий.
Куда подевались в этот момент «защитники народа» — коммунисты во главе с верным ленинцем П. Симоненко и новые защитники, которые теперь называются Народным блоком В. Литвина, который якобы весь от народа и за народ?
Видимо, именно из этих 332 грн. и нужно исходить, назначая размер заработной платы всем должностным и служебным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Публично и прозрачно внедрить систему денежного обеспечения от Президента Украины до государственного служащего самого низшего звена.
Сегодня уже очевидно, что обещание главы Верховной Рады Украины отменить свое распоряжение было простым пиар-ходом в предвыборной борьбе за власть.
...Уже началась процедура представления народу списков партий и блоков (в которые включены по решению то ли руководителей, то ли руководящих органов этих партий «лучшие сыновья и дочери» украинского народа) на выборах в парламент и в органы местного самоуправления. Пышные и публичные процедуры презентаций избирательных списков свидетельствуют об изобилии и на презентационных столах, и на автостоянках возле подъездов.
Всего хватает. Но только для себя. Без народа.
Так будут ли они заботиться о благосостоянии украинского народа и будут ли отстаивать национальные интересы как жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа — носителя суверенитета и единственного источника власти?