Хотя кажется, что это одно и то же, на самом деле — это две половинки формулы сложения: 4=1+1+1+1.
Самое дорогое — жизнь и совесть — есть не у всех, а у каждого. «Все» появляются только после того, как с каждым что-то произошло. А если каждый может выбирать, сделать так или иначе, то никто не знает, как «поступят все».
Это правило верно как для быта, так и для гражданской жизни. Один американский политик рассказывал об итогах президентских выборов 1948 года в США: «Я провел свой собственный политический опрос. Я беседовал с пятьюдесятью шестью разными людьми. Все пятьдесят шесть говорили, что они не думали, что Трумен может победить. Но все пятьдесят шесть сказали, что голосовали за Трумена».
Много раз мне приходилось слышать, как говорят — вернее, как тот или иной человек говорил — о том, что выборы же наверняка будут фальсифицированы (внутреннее объяснение того, почему я, объясняющий, не пошел или не пойду голосовать). Наверное, когда количество «повторов передачи» перевалило за определенную черту — созрел ответ.
Есть довольно старый анекдот. Жена говорит мужу: «Ну, собирайся, — сегодня же нам в гости к Петровым». «Ох, — отвечает тот, — так не хочется! Такие они противные, такие нудные! Скукотища будет весь вечер, и стол такой никудышний». «Но представь, как они обрадуются, если мы не придем!» «Ты права! Пошли!»
Здесь ситуация аналогичная. Ведь предполагаемые наши неприятели, которые, как мы думаем, хотели бы фальсифицировать результаты выборов, как раз заинтересованы в том, чтобы участие в голосовании было ограниченным. Зачем же доставлять им удовольствие? Стоит прийти туда, хотя бы для того, чтобы его испортить. Зачем помогать этим воображаемым или реальным людям облегчать им работу по фальсификации?
Кроме того, если серьезно, — на выборы имеет смысл ходить всегда и голосовать именно за того кандидата, чья программа и личные качества представляются тебе наилучшими, вот по какой причине. Выборы — это еще и социологический опрос. Политик должен по возможности точно знать, сколько человек поддерживает его программу, насколько велика его «социальная база». Если за меня проголосовало 4% — это одно, если 11 — другое. Каждый гражданин может выдвинуть свою кандидатуру и оказаться на месте кандидата, то есть мы делаем одну работу. Поэтому давайте помогать друг другу — ведь у политика нет этой возможности корректировать свою программу, обучаться, если мы голосуем не за лучшего, на наш взгляд, а за «проходного», или вообще не приходим на выборы.
Поэтому, если кто-то считает, например, что Кучма — лучший из нынешних кандидатов, но у него нет шансов победить при нынешней ситуации в стране, я бы все-таки призывал его голосовать за Кучму. То же касается и остальных кандидатур.