...Припоминаю, как однажды во время поездки в Львов, в поезде со мной был интересный собеседник — молодой парень, который возвращался на Родину в Стрый из Израиля. У него там уже много лет живет тетя, которая постоянно приглашала его к себе в гости. И вот он наконец решился. Но так случилось, что его гостевание постепенно переросло в многомесячное пребывание в этой стране. И у него сложились свои впечатления. В первую очередь, его поразило то, насколько израильтяне ценят свое государство, которое они построили фактически в пустыне. Конечно, есть определенные проблемы, но преданность, ответственность и любовь к своей стране, по его словам, чувствуются на каждом шагу.
Отдельный вопрос — безопасность. В связи с постоянной угрозой терактов и даже возможной войны евреи всегда наготове. Выучка в этой стране есть как у мужчин, так и у женщин. Как в свое время говорил один из творцов государства Израиль Давид Бен-Гурион: «Без гражданина нет армии, а без армии нет народа».
Конечно, впечатления моего собеседника — это лишь один из бытовых примеров... О достижении Израиля сказано и написано много. На сегодняшний день — это один из успешных примеров построения успешного государства. Возникает вопрос: почему собственно Израилю удалось, пережив большую трагедию Холокоста во время Второй мировой войны, построить сильное государство, а нашей стране, которая также пережила подобную трагедию голодомора-геноцида 1932—1933 гг., этого пока не удается сделать? Отличие даже в том, что те евреи, которые родились в Украине, но потом эмигрировали в Израиль (Голда Меир, Владимир Жаботинский.), также стали примером успешности. Подобных же примеров евреев в Украине (речь идет именно о государственниках) привести сложно.
В начале 1990-х Украина восстановила свою независимость и имела шанс заняться построением успешного государства, но украинские политики занялись другим — собственными интересами. Как результат, страна пережила два Майдана и оказалась в войне, потеряв тысячи жизней и часть территории. Именно в таких реалиях мы живем и до сих пор. Итак, в чем отличие между Израилем и Украиной на пути образования государства?
«ЕСЛИ НАМ УДАСТСЯ СФОРМИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАЦИЮ, ТО МЫ СТАНЕМ ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ СТРАНОЙ»
Юрий ЩЕРБАК, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Израиле (1992-1994 гг.), публицист:
— Я долго раздумывал над феноменом Израиля, который достоин наследования. Дело в том, что Израиль формировался как исключительно идеологическое государство. Прежде всего, было сформировано национально-демократическое движение — это сионистское националистическое движение израильского народа, но оно было достаточно демократическим, куда входили и правые, и левые. Евреи начали выезжать в Израиль где-то еще в 20-е гг. XX в. В свое время я как раз узнал о такой довольно странной вещи, что когда будто чекистами в Киеве была разоблачена организация еврейских националистов, их наказали тем, что выслали за пределы Советского Союза. Тогда все они уехали в Израиль. Когда я работал послом в Израиле, СБУ передала мне дела этих людей, которые я отдал потомкам первых основателей Израиля.
Кто-то даже сказал такую шутливую фразу, что идейные евреи, которые хотели строить свое государство, шли на большие страдания, но они стали основателями Израиля. А другие пошли в Компартию и органы безопасности Советского Союза. Это, конечно, условное распределение, потому что было много нормальных людей, которые остались в СССР. Но все же мы имели дело не с идеалистами внутри Советского Союза, когда здесь формировались антисемитские мифы о том, что евреи трусы, что они не хотели отстаивать советскую родину во время Второй мировой войны. Конечно, все это ложь, потому что было много смелых людей среди еврейского народа, было много героев Советского Союза.
Когда я начал изучать этот вопрос, то увидел, что Израиль строился на идеологических принципах. Он не строился как Советская Украина — для всех, где, простите меня, было полно мусора, ненавистников даже слова «Украина». В Израиле такого не было, потому что они объявили своей миссией — защиту еврейского народа. Эту функцию они выполняют до сегодняшнего дня. Я вспоминаю как большой государственный деятель Израиля, уже покойный Шимон Перес говорил мне: «Мы не лезем в общие геополитические дела, мы только там, где нарушаются права евреев». После катастрофы Холокоста вопрос — почему Бог отвернулся от избранного народа — стал для евреев большой темой для обсуждения и философии. И они таки нашли в себе силы, в частности те, кто выжил во Второй мировой войне, кто выжил после Холокоста, защищать свое государство, чтобы строить и утверждать его.
Мы же только сейчас подходим к этому вопросу. На фоне Евромайдана и российской агрессии, мы видим, как украинцы организуются, как отдают свою жизнь за Родину. Но сказать, что у нас весь народ такой патриотический, мы никак не можем. И это наша огромная проблема. Давайте посмотрим на нашу политическую историю, на тот господствующий продажный класс за счет российских газовых и нефтяных денег, которые ездили в Кремль и ползали на коленях, чтобы понравиться тамошним хозяевам, которые обязательно проходили кастинг в Москве, когда выдвигались здесь у нас на руководящие должности. Это люди, которых элементарно вербовали и сажали на крючок российские спецслужбы. Сейчас же мы переживаем время рождения нации, но это очень непростое время.
Еще один фактор — невероятная поддержка Израиля со стороны США. 3—4 млрд. долларов в год американской помощи эта страна получает стабильно уже в течение многих лет. Также она получает самое современное оружие, сами евреи учились и учатся в американских военных академиях и так далее. Я был почти на всех оборонных предприятиях Израиля, уже тогда, в 1993-м году, я видел дроны, которые сейчас стали хитом нового времени в обороне.
Кое-кто пишет статьи, мол, неправильно сравнивать Украину с Израилем. Таких людей, которые хотят унизить подвиг украинских военных, не нужно слушать. Мы выходим на путь, которым пошел Израиль, только у нас путь намного болезненнее и длиннее. Мы — украинцы — формируем политическую нацию, но украинскую, а не пораженную российскими имперскими интересами. Если нам удастся сформировать такую политическую нацию, то мы станем процветающей страной.
Нужно также осознавать, что более чем полмиллиона украинских евреев выехали в Израиль. Далеко не все из них там нашли свое успешное будущее, а часть из них даже вернулась назад. Многие украинские евреи показали себя блестящими сыновьями своей Отчизны, в том числе из тех, кто вошел в украинские добровольческие формирования. Мы должны это ценить и уважать. Я убежден, что украинский народ ценит это, и у нас нет никакого антисемитизма. Украинцы понимают, что евреям удалось построить мудрое и сильное государство — нам нужно изучать этот опыт. При этом мы должны опираться на национальные ценности и отбросить интернациональную труху о том, что украинцы являются одним народом с русскими. Украинцы — это отдельный народ со своими национальными интересами. Эти интересы близки как для русских, так и евреев, которые живут в Украине. И роль обороны и Вооруженных сил в этом плане очень важна.
«КЛЮЧОМ К УСПЕХУ ИЗРАИЛЯ СТАЛО ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО НАШЕ ЕДИНСТВЕННОЕ БОГАТСТВО — ЭТО ЛЮДИ»
Эли БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, Посол Государства Израиль в Украине:
— Я считаю, ключом к успеху Израиля стало то, что со дня основания государства и до сегодняшнего дня все израильское правительство и вся политическая власть понимали, что наше единственное богатство — это люди. И это наш самый главный ресурс. А в каждый ресурс надо инвестировать, чтобы он приносил плоды, чтобы его можно было максимально использовать. И поэтому цель государства — максимально реализовать потенциал каждого члена общества. Или, другими словами, нужно создать все условия для того, чтобы каждый член общества мог максимально реализовать себе. Реализация этого принципа составляет все наши достижения. Вклад в людей, в образование, медицину, здравоохранение, безопасность, инфраструктуру создает своего рода социальный контракт между индивидуумом и государством. Индивидуум готов вкладывать в государство, иногда даже рисковать своей жизнью в армии, когда он знает, что государство сделает все для того, чтобы помочь ему реализовать свой потенциал. Эта связь, по моему мнению, является одной из основных причин, чтобы кратко охарактеризовать наши достижения.
Что касается роли элиты в становлении Государства Израиль. Вот как раз хижина Бен Гуриона, первого главы израильского правительства, демонстрирует, что элита в Израиле — это более интеллектуальное понятие, чем материальное. Бен Гуриона жил очень просто и то, что он был премьером, никак не сказывалось на его экономической ситуации. Богатство его абсолютно не интересовало. И такая традиция продолжается сейчас. Для нашего руководства, лидеров и правительства связь между человеком и государством состоит в том, чтобы государство не было каким-то абстрактным понятием, а чем-то реальным, что позволяет каждому члену общества рассчитывать на помощь государства. Не то, что мы этого достигли, но тенденция состоит в том, чтобы государство помогало процветать каждому члену общества.
Почему Украине, которая пережила схожую трагедию — Голодомор, до сих не удалось построить сильное государство? Я не являюсь экспертом по Украине, но кратко могу сказать, что здесь, на мой взгляд, есть гигантский потенциал. Человеческий ресурс в Украине — очень существенный. И поэтому в вашей стране необходимо использовать тенденцию по реализации этого ресурса.
Иногда меня спрашивают: какие уроки Украина может извлечь из израильского опыта? Я всегда говорил, что такой вопрос надо задавать нашим украинским друзьям. Наше дело — делиться своим опытом. Что из этого подходит Украине, решать вам.
Я думаю, что последние события в вашей стране — не только война, но и европейский выбор Украины — очень сблизил наши государства.