Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Роман Бессмертный никогда не поймeт китайца

А китаец — его
12 мая, 1999 - 00:00

Стоп. Это ведь рассуждения не малограмотного человека, а высокого должностного лица. Он ведь должен знать и понимать, что разница между руководителем и рабочим заключается в том, что первый обладает реальной властью над финансами и рабочими, а второй — только над своими руками.

Можно, конечно, говорить о 32-х тысячах приватизированных предприятий, о праве на смещение негодного руководителя, о рабской психологии рабочих и служащих, которые терпят таких руководителей даже тогда, когда их выгоняют за ворота предприятия, чтобы побыстрее завладеть их собственностью. Всё это имеет место.

Но Моисей водил свой народ по Синайской пустыне сорок лет, пока не умер последний раб. А тут, как ударом топора, развалили экономику и общество на пользу самим себе и приближенным адептам. Стоит ли удивляться тому, что эти люди, использовав имеющуюся у них власть, стали любыми путями, включая незаконные и неузаконенные, быстро перераспределять собственность в своих личных интересах.

Перераспределение богатства — это всегда война. Раньше она, как правило, происходила с помощью оружия. Сегодня такое наблюдается только в некоторых странах Африки. На всех других континентах в настоящее время война приобрела позиционный характер противостояния участников свободного рынка товаров и капиталов. При этом понятие свободы рыночного противостояния весьма условно, о чём свидетельствует недавняя «банановая» война между европейскими странами и США.

Это и неудивительно, потому что благосостояние и социальное спокойствие в развитых и развивающихся странах являются залогом стабильности общества, государства и, наконец, самой власти. Опыт социальных потрясений и войн XX века служит грозным предупреждением нынешним и последующим поколениям власти пострадавших от них стран.

Общественное развитие в разных странах происходит неравномерно. Вот почему, когда после периода провалившихся «большого рывка», «культурной революции» и других более мелких кампаний, происходивших под руководством председателя КПК Мао Цзэдуна, наступил период отрезвления, мудрые китайский народ и его правительство признали правоту своего же философа Дэн Сяопина.

Начиная с последней четверти уходящего века, экономика и общество Китая начали свою сначала весьма осторожную, но последовательную трансформацию. Без «великих рывков» постепенно начал создаваться новый для коммунистического Китая способ производства — капиталистический. Сначала это коснулось мелкой торговли и ремёсел, затем — небольших предприятий. Позднее стали привлекаться иностранные инвестиции и займы, достигшие сегодня 45 миллиардов долларов в год.

Мудрые китайцы понимали, что поезд может сдвинуться с места только медленно, постепенно набирая обороты. Попытка рывком достичь максимальной скорости приведет к его крушению. И они не ошиблись в своей (а вернее сказать, общечеловеческой) философии бытия. Очень скоро китайская экономика достигла одного из самых высоких в мире показателей производственного развития, устойчиво находящегося на отметке 10%. Даже в период крупного стихийного бедствия годовой темп роста экономики составил 7,8%.

Возвратимся к исходной точке зрения Романа Бессмертного. Являясь высокопоставленным чиновником, он выражает мнение не только своё, а главным образом своего непосредственного руководителя, являющегося высшим должностным лицом в стране. Другого мнения у Романа Бессмертного и быть не может до тех пор, пока он занимает свою нынешнюю должность, поскольку в противном случае он просто лишится её.

Высказывая своё мнение, Роман Бессмертный озвучивает мнение Президента о том, что возврата назад не будет, а перераспределение собственности будет происходить в любом случае. Это два принципиальных момента, в которые происходит подмена одних понятий другими.

Например, возврат назад. В своих многочисленных выступлениях Леонид Кучма часто произносит эти слова. Слушатель должен понимать их как возврат в коммунистическое прошлое. Но все уже привыкли к риторике Президента, но ещё не забыли те времена, когда была работа, своевременная выплата зарплаты, социальная защита. Об этом прошлом не только не забыли, но и мечтают о возврате туда. И здесь надежды большинства народа и политика Президента расходятся в разные стороны.

Следующий вопрос — перераспределение собственности. По словам представителя Президента, оно всё равно будет происходить. Но ведь то, что произошло и происходит, это ведь не перераспределение богатства в результате конкурентной борьбы, приводящей не только к обогащению отдельных людей, но и к обогащению страны в целом и повышению благосостояния всех остальных её граждан. Это натуральный грабеж, когда страна и большинство её населения становятся все более нищими. В этом кроется вторая подмена понятий.

Критерий истины — практика. В последние десять лет в Китае отсутствуют проявления социальной напряженности, а указанный выше результат экономического развития впечатляет своим полным совпадением с философией постепенной трансформации экономики и общества.

В Украине возрастающие проявления социальной напряженности, непрерывный спад экономических показателей (стагнация, приближающаяся к краху), отраженные многочисленными результатами социологических исследований, с неопровержимой убедительностью доказывают неприятие большинством проводимого в стране политического и экономического курса. Вот почему Роман Бессмертный никогда не поймет китайца, а китаец — его.

Марк ОЛИВЕНСКИЙ, кандидат экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ